Четвертый этап: 1920-1930-е годы.




Социология в XX в.

В XX в. на фоне разрушительных кризисов, мировых войн, глобальных катастроф интерес к социальной теории в Европе несколько ослабевает, но в США социология получает как бы второе дыхание, предложив обществу практическое применение своих идей. Изучение того, что происходит в обществе на самом деле, анализ социальных фактов в конкретной ситуации — эта практическая ориентация способствовала интенсивному развитию эмпирической социологии.

С помошью методики и техники исследований, которые становятся социологической «субдисциплиной» (выделяются в самостоятельное методологическое направление), собираются, измеряются, обобщаются признаки и показатели отдельных элементов и частных сторон изучаемых социальных явлений. Особое развитие получили метод опроса на основе репрезентативной выборки, контент-анализ средств массовой информации, исследования-зондажи.

В1930-х гг. в Советском Союзе социология была объявлена «вредной» буржуазной наукой, социологические службы и кафедры были закрыты вплоть до 1960-х гг., тогда как американский институт Гэллапа начал проведение общенациональных опросов с целью изучения общественного мнения. Социологические исследования в основном носили прикладной характер и ставили своей целью анализ конкретных ситуаций и разработку практических рекомендаций для сферы социального управления. Полезность социологических исследований стала понятной не только организаторам науки, но и государственным служащим и бизнесменам. Отныне консультации социологов становятся нормой при принятии многих управленческих решений.

В частности, мировой экономический кризис 1930-х гг. заставил искать новые механизмы регуляции социальной жизни и социология оказалась весьма востребованной. Спонтанное саморегулирование рыночных механизмов американской экономики было дополнено государственным регулированием, планированием, инвестированием, масштабными социальным программами, мерами социальной защиты населения. Потребности в механизмах коррекции стихии рынка, предпринимательского поведения и подчинения их общественным интересам обусловили ориентацию социологии на комплексное исследование проблем США.

Диапазон прикладных исследований постепенно расширялся. Правительственные органы, деловые круги, политические партии стали постоянным социальным заказчиком прикладных исследований, а социологи соответственно начали изучать общественное мнение, рекламу, средства массовой информации, выборы, социальную напряженность, культуру, досуг и т.д.

Впоследней трети XX в. сформировалась социология постиндустриального развития, отмеченная поворотом к новой системе социально-экономических и политических координат, соизмеримых с миром человека. Переход от традиционной социологии к нетрадиционной призван создать новые метатеорию и инструментарий, позволяющие улавливать все сложности социального развития.

Компьютеризация социологических исследований усилила организационно-технологическую функцию социологии, превратила ее в самостоятельную отрасль научно-практической деятельности. В соответствии с этим главными направлениями деятельности исследовательских центров являются:

§ научно-организационный менеджмент;

§ ориентация на социального заказчика (государственные и деловые круги);

§ ориентация на практический результат и рынок.

Это обусловливает потребность в совершенствовании подготовки кадров профессионалов, в массовом издании социологической литературы, в организационной самостоятельности.

Таким образом, в XX в. социология получает свое дальнейшее развитие. В США социологическое знание приобретает ярко выраженную практическую ориентацию: совершенствуется методология эмпирических исследований, социологические данные начинают использоваться при принятии экономических и политических решений. К середине XX в. социология завоевывает прочное место в кругу академических дисциплин. Во второй половине XX в. в центре социологических исследований находится феномен «массового общества», а в последней трети века формируется социология постиндустриального развития, сконцентрированная на описании особенностей нового информационного общества. Социологи активно разрабатывают новые идеи, создают новые направления и школы. На Западе в XXI в. социология становится весьма популярной наукой.

19 С 1917 года в России установился идеологический контроль над общественными науками, целый ряд направлений в философии, истории, социологии был объявлен вредными и, вслед за этим, была осуществлена высылка из страны, либо вынужденная эмиграция, части ученых и преподавателей, среди которых оказалось и социологи, в том числе и Питирим Сорокин — ученый с мировым именем.

Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.

Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

Предлагал создать социологию на следующих принципах:

1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.

2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть

3.Социология должна быть объективной наукой.

4. Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.

5. Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.

Сорокин выделял 2 уровня социологии:

1) теоретическая:

1. аналитика

2. генетика

3. механика

2) практическая:

1. политика

Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.

Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.

Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:
1) наличие одного или нескольких индивидов.
2) наличие актов, обуславливающих их поступки.
3) наличие проводников.

Дает структурный анализ общества.

Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:

1. односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.

2. многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.

Выделяет:

1. закрытые группы: раса, пол, возраст.

2. открытые группы: партия, ассоциация.

3. промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.

Построил теорию социальной стратификации:
3 страты:

1. политическая

2. профессиональная

3. экономическая

Построил теорию социальной мобильности:

1. вертикальная мобильность

2. горизонтальная мобильность

Четвертый этап: 1920-1930-е годы.

1.Основные направления социологической науки.

В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:

1.Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина "Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с историческим материализмом.

Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии выступает как частная наука. Оранский: "Исторический материализм-это марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией".

2.Другая часть социологов считала, что социология-составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген).

3.Существовала концепция, представители которой в историческом материализме философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая теория общества) аспекты.

4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин).

Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".

В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности.

2.Развитие марксистской социологии.

Сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма - "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки зрения:

1.Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей социологической теории, то есть социология-часть философии.

2.Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она - самостоятельная, нефилософская наука.

Первая точка зрения получила более широкое распространение.

1920-е годы стали наиболее творческими в развитии советской социологии: был сформулированы многие спорные идеи, проведены дискуссии. Очень значимой была дискуссия, длившаяся в течение двух лет(1927-1929)в журнале "Вестник", о структуре и движущих силах развития производительных сил общества. Также в эти годы обсуждались проблемы отношения классов в переходный период и формирования новой структуры общества, причиной которых стала Октябрьская революция.

Необходимо отметить, что процесс становления марксистской социологии был сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.

3.Становление социологических исследований.

В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский).

Также проводятся социологические исследования по проблеме брака и семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр).

Итак, в 1920-1930-е годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое проведение эмпирических исследований.

4.Социологическая наука в условиях тоталитарного государства.

1920-1930-е годы: социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Окончательное утверждение марксизма как идеологической основы общества. Социология приходит в упадок.

...





Читайте также:
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.021 с.