Уральская магистраль, Гудок, 15 февраля 2017
Эффективный персонал
15.02.2017
От грамотно выстроенной кадровой политики зависит результативность работы компании
На состоявшемся круглом столе по вопросам реализации единой политики ОАО «РЖД» в области управления персоналом (на фото) высказывались предложения по совершенствованию управленческой стратегии на СвЖД. Прозвучало немало пожеланий из регионов, но наиболее последовательными выглядели предложения участников в студии Екатеринбурга. После завершения мероприятия мы побеседовали с некоторыми из них.
фото: Никита Песоцкий
Михаил Сазонов, начальник службы организации и оплаты труда
Сергей Шинкаренко, заместитель начальника Свердловской дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам
Игорь Южаков, заместитель председателя дорпрофжел на СвЖД
– Насколько активно сегодня используется такой сильный инструмент управления эффективностью работы персоналом, как поощрение лучших из средств начальника дороги? Для предприятия получить такую премию – это ещё и определённый статус.
Михаил Сазонов: По итогам 2016 года из средств лимита начальника дороги поощрено 8,2 тыс. работников на общую сумму 75,3 млн руб. Таким образом, поощрён каждый седьмой работник – без учёта дочерних и зависимых обществ.
Наибольшее количество поощрений выплачено работникам Свердловской дирекции инфраструктуры – 4804 человека получили 34,3 млн руб. Средняя премия составила 7,2 тыс. руб. За ними следуют движенцы – 1110 работников премированы на 15,5 млн руб. Средняя выплата – 14 тыс. руб. Максимальная сумма поощрения на одного работника – в Свердловском ТЦФТО – здесь средняя премия составила 17 тыс. руб., поощрено 136 работников. По итогам работы за 2016 год ТЦФТО и Свердловская дирекция управления движением заняли первое место в отраслевом соревновании. Так что премия из лимита начальника дороги – это сильный стимулирующий инструмент.
– Нельзя сбрасывать со счётов такой фактор, как конкуренция на рынке труда, особенно проявляющаяся в крупных промышленных и добывающих регионах.
Что предпринимается дорогой для удержания ценных работников?
Михаил Сазонов: Наши специалисты ведут мониторинг региональных рынков труда, и руководство дороги оперативно реагирует на колебания рынка. Сегодня укомплектованность подразделений, расположенных в границах СвЖД, составляет 99,8 % к штатному расписанию. А в отношении ценных специалистов у нас всегда велась и ведётся соответствующая работа. В 2016 году структурным подразделениям, расположенным в границах магистрали, предоставлялись дополнительные средства на установление зональных надбавок. Эти выплаты позволили снизить кадровую напряжённость на тех производственных участках, где есть проблемы укомплектованности работников, и там, где уровень текучести кадров превышает критическое значение. Для сравнения: на эти цели в 2015 году было выделено 122 млн руб., а в 2016 году – уже 123 млн руб. Это «тонкий» инструмент, и применяется он адресно, по основным профессиям, где нельзя допускать провалов. И не случайно по двум дирекциям были направлены максимальные суммы: в Свердловскую дирекцию тяги на эти цели выделили 48,8 млн руб., в Свердловскую дирекцию инфраструктуры – 37,7 млн руб. В другие подразделения направлены средства в разы меньше. Работа по обеспечению конкурентоспособного уровня зарплаты наших работников будет продолжена и в 2017 году.
– Как вы оцениваете качество обучения персонала и достаточно ли сегодня инженерных кадров для обучения?
Сергей Шинкаренко: Могу сказать, что из 56 структурных подразделений должность инженера по подготовке кадров существует только в 22 предприятиях – это 39 %. К примеру, из 27 дистанций пути в 13 есть такой специалист. Поэтому не во всех структурных подразделениях можно оперативно влиять на качество обучения персонала. При этом в повышении квалификации руководителей и специалистов цифры по хозяйствам дирекции выглядят так: в хозяйстве пути обучено 742 чел., или 108 % от плана, в вагонном хозяйстве – 207 чел.
(113 % от плана), в хозяйстве автоматики и телемеханики – 359 чел. (117 %), в аппарате дирекции инфраструктуры – 117 чел. (114 %).
– Картина в целом складывается неплохая… Но в чём тогда кроются основные проблемы?
Сергей Шинкаренко: Есть проблема влияния на качество – это отсутствие необходимой учебно-лабораторной базы как в учебных центрах, так и на рабочих местах структурных подразделений дирекции. Там, где работники проходят производственное обучение.
Например, в путевом хозяйстве в настоящее время в учебном процессе для изучения работы на бесстыковом пути применяются необновлённые фильмы и несколько плакатов. Ответственность за качество производственного обучения монтёров пути возлагается на дорожного мастера. А он, в связи с производственными заданиями участка, которые зависят от периода и времени года, не всегда может обеспечить обучение в соответствии с программой практики.
Необходимо закладывать в инвестпрограммы оснащение учебной базы и техкабинетов центров современными тренажёрами и компьютерными программами с 3-D изображением. А также предлагать обязательное проведение производственного обучения по программам профподготовки в учебных центрах на полигонах или базовых кафедрах структурных подразделений – под руководством мастеров из штата учебных центров.
– Не секрет, что в последнее время в общежитиях учебных центров профквалификаций (УЦПК) отмечены случаи нарушений трудовой дисциплины работниками, которые направлены на повышение квалификации или для получения вторых специальностей.
Как можно с этим бороться?
Игорь Южаков: Эти факты свидетельствуют о снижении профилактической работы, в том числе и со стороны профсоюзного актива. Председатель дорпрофжел на СвЖД Анатолий Гаращенко направил в региональные филиалы телефонограмму для принятия срочных мер для повышения уровня дисциплины обучающихся. Речь идёт в основном о тех, кто пока ещё не является полноценными работниками компании и только понаслышке знаком с корпоративными требованиями и трудовой этикой. На основании раздела № 11 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017 – 2019 годы и принципах социального партнёрства, профсоюзный актив, начиная с 13 февраля, проводит в общежитиях проверки соблюдения Правил проживания обучающихся. В них участвуют освобождённые председатели ППО соответствующих регионов – не менее одной проверки в неделю. Кроме того, обучающимся нужно больше уделять внимания занятиям спортом: если человек увлекается спортом, то у него не будет времени на праздное времяпрепровождение и неблаговидные проступки.
Руководителям учебных центров необходимо представить в дорпрофжел предложения по приобретению мелкого спортинвентаря для занятий в общежитиях. Здоровому образу жизни будут способствовать и соревнования среди обучающихся в УЦПК и проживающих в общежитиях. Допустим, раз в квартал.
Подготовил Владимир Андреев