Ключевые и поддерживающие функции логистики.
К ключевым функциям могут относиться следующие:
- Закупка материального ресурса для обеспечения производства Это комплекс таких задач, как выбор поставщиков, планирование потребности, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы и др.
- Транспортировка
Процесс транспортировки нужно рассматривать в более широком плане, чем
собственно перевозка грузов, а именно: как совокупность перевозки,
погрузки-разгрузки, экспедирования и др. сопутствующих логистических
операций.
- Управление запасами
Представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней
запасов в закупках, производстве и реализации продукции.
- Управление процедурами заказов
Данная функция определяет процедуры получения и обработки заказов,
времени получения готовой продукции и др. Значение данной функции очень
велико в современном бизнесе т.к. напрямую определяет качество обслуживания потребителей.
- Поддержка производственных процедур
- Поддержание стандартов качества производства готовой продукции и сопутствующего сервиса
Обеспечение и поддержание качества производства продукции,
послепродажного сервиса.
- Информационно-компьютерная поддержка
К поддерживающим функциям:
- Складирование
Определение количества, типов и дислокации складов, объема хранения материального ресурса и готовой продукции, планировки складских
площадей и т.п.
- Прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материального ресурса
- Поддержка возврата продукции
- Обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом
- Сбор и утилизация возвратных отходов (управление вторичными
материальными ресурсами) и др.
Процедура разработки логистической стратегии фирмы
Принципиальную процедуру разработки логистической стратегии фирмы можно представить в виде схемы. Несмотря на то, что каждая логистическая
стратегия в своем роде уникальна, существует ряд основополагающих этапов,
которые должна пройти любая компания:
· Этап конфигурирования логистической сети;
Включает определение ее структуры, логистических цепей, количественного и качественного состава звеньев логистической сети («трех сторон» в логистике фирмы), дислокации логистических инфраструктурных мощностей (собственных и арендуемых складов, терминалов, распределительных центров, транспортных подразделений, диспетчерских центров, дорожной инфраструктуры и т.п.).
· Этап разработки организационной системы логистической сети;
Выбор варианта организационной структуры службы (отдела) логистики фирмы, а также решение вопроса о ее возможном реинжиниринге являются
обязательными элементами логистической стратегии.
· Этап разработки направлений и технологий координации;
Современная практика логистического менеджмента предполагает решение
вопросов межфункциональной и межорганизационной координации. Эти решения должны быть заложены в систему менеджмента компании на стратегическом уровне, так как предполагают закрепление полномочий и ответственности за принятие решений в области координации за управленческим персоналом логистикой фирмы. Чем выше уровень интеграции основных бизнес – процессов фирмы и чем выше степень интеграции самого логистического процесса, тем меньше необходимость в координации, так как она естественным образом вписывается в управление бизнес – процессами. Чем выше степень функционального разделения сфер управления бизнесом компании (закупками, производством, маркетингом, продажами, дистрибьюцией), тем более актуальной является межфункциональная логистическая координация. Однако в этом случае
полномочия по принятию решений в области координации (в случае конфликтов интересов между структурными подразделениями компании по параметрам логистики) должны быть закреплены за персоналом высшего уровня управления логистикой, например, вице – президентом компании по логистике, директором по логистике или интегральным логистическим менеджером. Закрепление полномочий должно осуществляться при стратегическом планировании логистики.
Вопросы межорганизационной логистической координации затрагивают
отношения компании с ее поставщиками и логистическими посредниками,
определяя конфигурацию логистической сети, ключевые показатели
логистического плана, совместную информационную систему, распределение
прибыли, рисков, ответственности между контрагентами логистической системы.
· Этап определения стратегических требований к качеству продукции и логистического потребительского сервиса;
В современных условиях стратегия бизнеса ориентирована на потребителя, и в этом плане логистика должна сформировать уровни качества логистического сервиса, задаваемые маркетингом фирмы. Эти уровни качества далее трансформируются в систему плановых показателей (стандартов логистического сервиса фирмы), контролируемых и поддерживаемых персоналом управления логистикой. При этом важнейшей задачей персонала логистического менеджмента компании является минимизация затрат на логистику при соблюдении установленных на стратегическом уровне стандартов качества логистического сервиса.
· Этап создания интегрированной системы управления запасами;
Одним из традиционных элементов логистического стратегического плана
является разработка интегрированной системы управления запасами, которая
предполагает развертывание функций определения, контроля, регулирования
(пополнения) запасов в складской сети.
· Этап выбора логистической информационной системы.
Одной из главных задач формирования логистической стратегии является выбор логистической информационной системы, связывающей информационными и телекоммуникационными каналами все звенья логистической сети.