Ульяновск 2011
Тема: Человек и горы
Цели урока:
Образовательные: рассмотреть виды хозяйственной деятельности людей в горах и влияние гор на жизнь людей.
Развивающие: развивать творческое воображение и логическое мышление; вызвать познавательный интерес к географическим знаниям,способствовать развитию наблюдательности, вооображения, внимания, памяти, географического и логического мышления.
Воспитательные:способствовать нравственному воспитанию,развитию таких качеств как активность, самостоятельность,аккуратность.
Оборудование: настенные карты, атласы России,учебник
Тип урока: комбинированный
Вводимые на уроке понятия: террасы, сели, лавины, горная болезнь.
Региональный конпонент: горы России
Ход урока.
Время | ||
Ι. Организационный момент. 1)Приветствие 2)Проверка отсутствующих 3)Подготовка учащихся к уроку | 2 мин | |
ΙΙ. Проверка домашнего задания. -Какие природные условия отличают горы от равнин? -Чем можно объяснить,что в горах смена высотных зон происходит резче,чем на равнинах? -Что такое нивальный пояс? -Что такое эндемики? -Что такое реликты? -Что такое бора? -Что такое фёны? -Приведите примеры,которые доказывают влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность? | 8 мин устный фронтальный опрос | |
III. Изучение нового материала. -Сегодня наша тема: Человек и горы. Горы, сквозь облака, Тянутся к россыпям звёзд. Задумчиво, через века, Шлют молчаливый вопрос. И однажды, оставив покой, Срывается вниз звезда, К вершине стремясь одной, И меркнет в ней – навсегда. -Были ли вы когда нибудь в горах? Если нет,то хотели бы? Почему? Что особенного в горах? Горы,как магнит,с древнейших времен притягивали человека. В горах,природные условия не только контрастнее,но и разнообразнее,а так же более богатая ресурсная база. -Давайте обратимся к физической карте России,а вы к своим настольным атласам,и назовем основные горные системы России. (один из учеников перечисляет,а остальные следят по картам за ним) -на территории нашей области гор нет,однако мы располагаемся на Приволжской возвышенности,а не на равнинной территории. Давайте разберемся, какими же видами хозяйственной деятельности занимаются люди в горах? Горы обладают разнообразными ресурсами,среди которых особенно выделяются полезные ископаемые. Рудные полезные ископаемые приурочены в основном магматическим и метаморфическим породам горных областей. Добыча металлических руд является важной отраслью хозяйства во многих горных районах. -Давайте обратимся к карте атласа полезные ископамые и найдем этому подтверждение. Еще одним уникальным ресурсом являются горные реки. Горные реки, как правило, отличаются большими уклонами, бурным течением, текут в узких долинах; преобладают процессы размыва. В многоводных горных реках заключено большое количество энергии. Поэтому еще одним хозяйственным использование считается строительство гидроэлектростанций. Лесозаготовки – одна из важнейших отраслей хозяйства в горных районах земного шара, занимающая второе место после пастбищного животноводства. Некоторые горы лишены растительного покрова из-за недостатка осадков, но в умеренных и тропических зонах большинство гор покрыто (или прежде было покрыто) густыми лесами. Разнообразие древесных пород очень велико. - Как вы думаете занимаются ли люди в горах земледелием и какие сооружения могут им помочь в этом? В целом такие особенности рельефа, как крутые склоны и узкие долины, ограничивают возможности развития земледелия в горах. Там в небольших фермерских хозяйствах в основном выращивают кукурузу, бобы, ячмень, картофель, а также яблоки, груши, персики, вишню и ягодные кустарники(например на Кавказе) На крутых склонах земледельцы сооружают ровные площадки- террасы.. На севере умеренного пояса Северного полушария вегетационный период слишком короток для вызревания большинства сельскохозяйственных культур и обычны поздние весенние и ранние осенние заморозки. В горах широко распространено пастбищное животноводство. Там, где обильны летние осадки, прекрасно растут травы. Иногда даже целые семьи переселяются со своими небольшими стадами коров или коз в высокогорные долины, где занимаются сыроварением и изготавливают масло. -А как в горах можно отдыхать? Горный климат и горный воздух являются важнейшим оздоровительным фактором. Не случайно отдых в горах настолько популярен. Вы можете выбрать, как активный, так и спокойный, неторопливый отдых – это рыбалка, прогулки на лошадях, горные переходы, скалолазание, сплав по реке, пешие прогулки, пикники. -так как же горы влияют на жизнь людей? Приведите примеры? Легко ли жить в горах? Условия жизни в горах многим людям могут показаться экстремальными. Но, тем не менее, люди жили и продолжают жить в горах. Но что такого особенного в условиях жизни в горах? Можно ли за день добраться от мандариновых садов до вечных снегов? Оказывается можно. Например, на Кавказе. Но чувствовать себя путешественник будет очень плохо: будет задыхаться от малейших физических усилий, будет болеть голова. Это горная болезнь. Она мучает людей на высоте 3-5 км. При быстром подъеме, а причиной является острый недостаток кислорода. Жителю равнин приходится долго акклиматизироваться – приспосабливаться к непривычным условиям, и не всегда это кончается успешно. Тем не менее, даже в самых высоких горах – в Андах, Тибете, Гималаях, на Памире – постоянно живут люди. Потомки тех, кто впервые поселился в горах, за многие поколения сделались настоящими горцами. Кожа у горных жителей обычно смуглая, мало чувствительная к жгучим солнечным лучам. В крови у них больше эритроцитов, и объем легких, как правило, больше. А значит, горец получает из воздуха гораздо больше кислорода, чем житель равнин. Горные жители во все времена жили более изолированно,чем население равнин,поэтому они в большей степени сохранили свою самобытность и традиции. Характерной чертой гор является их нестабильность и неустойчивость к различным видам человеческого воздействия. Для гор характерны такие явления как сели и снежные лавины. Сели- («грязекаменный поток») — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород ), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек, вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таяниемснегов. Лавины -массы снега, периодически низвергающиеся, в виде оползней и обвалов, с крутых гребней и склонов высоких снеговых гор -Итак,сделаем вывод: горы-главная сокровищница страны! | 25 мин запись темы урока в тетрадь эвристическая беседа объяснительно-иллюстративный метод работа с картой и атласами региональный компонент объяснительно- иллюстративный метод работа с картой и атласами объяснительно- иллюстративный метод эвристическая беседа объяснительно- иллюстративный метод введение нового понятия эвристическая беседа эвристическая беседа объяснительно- иллюстративный метод запись новых понятий в тетрадь | |
IV. Закрепление нового материала. -Приведите примеры влияния гор на природу окружающих территорий. - Какие полезные ископаемые свойственны горным территориям? - Какие пагубные природные явления характерны для гор? -Что такое горная болезнь? -Что такое террасы и для чего они нужны? | 4 мин | |
V. Домашнее задание. Параграф №34. | 1 мин |
Литература.
Стандарт среднего (полного) образования по географии. М: Просвещение, 2005.
·Программно-методические материалы. География. 6 – 9 класс (составитель Сиротин В.И.), М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
·Тематическое планирование с методическими указаниями 6-8 классы (составитель Воробцова Т.Н.), М.: Издательство «Учитель-АСТ», 2001.
·Тематическое планирование с методическими указаниями 9 класс (составитель Воробцова Т.Н.), М.: Издательство «Учитель-АСТ», 2001.
Учебники:
·Баринова И.И. География. Природа России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Москва, издательский дом «Дрофа», 2010.
Учебно-методическая литература:
·И.И. Баринова Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.
·И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.
·Т.М. Беньковивич, Д.Л. Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. М.: Просвещение, 1997.
·В.В.Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001.
·О.А. Климанова. География в цифрах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2000.
·Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: ТКО «АСТ», 2003.В.В. Климанов,