В подготовке легкоатлетов важную роль играет теоретическая подготовка
Особое внимание в теоретической подготовке должно быть уделено методике тренировки в избранном виде легкой атлетики. Важно, чтобы легкоатлеты знали средства и методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости применительно к своей специализации; умело воспитывали в себе волевые и моральные качества; были бы знакомы с планированием круглогодичных и перспективных многолетних тренировок; понимали роль спортивных соревнований, хорошо знали правила участия в них и особенностях непосредственных к ним подготовок; умели анализировать учебно-тренировочный процесс и результаты соревнований; регулярно вели дневник самоконтроля и тренировок, анализируя свою спортивную деятельность.
Отбор – обязательная часть подготовки спортивного резерва.
Возрастные нормы для начала занятий спортом и этапы спортивной подготовки 9-11 лет.
Как уже говорилось выше, спортивный отбор
осуществляется путем использования различных методов. Педагогические
методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств,
координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных
спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфо-
функциональные особенности, уровень физического развития, состояние
анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья.
Основными задачами спортивного отбора являются: 1) определение идеала; 2) прогнозирование; 3) классификация; 4) организация
При этом под идеалом подразумевают поиск и систематизацию тех требований, которым должен соответствовать спортсмен высокого класса.
|
В процессе спортивного отбора необходимы:
1) поэтапная оценка перспективности спортсменов, включающая медицинские, педагогические и психологические исследования;
2) анализ возрастной динамики показателей физической подготовленности, физического развития и моторных способностей;
3) изучение закономерностей формирования двигательной функции детей, без чего невозможна разработка тестов отбора;
4) оценка биологического возраста;
5) использование бинарного критерия — высокого исходного уровня задатков в сочетании со скоростью темпов прироста физических способностей;
6) положение, согласно которому диагностике при отборе подлежат не навыки и умения, а задатки индивида;
7) использование «модели-эталона» для разработки критериев отбора;
8) признание факта неравнозначности одних и тех же характеристик спортсмена в различных видах спорта с точки зрения прогнозирования эффективности соревновательной деятельности, а также понимание особой значимости для прогнозирования в отдельных видах спорта морфологических и психофизиологических качеств обучаемого;
9) учет как генетических, так и средовых факторов, поскольку формирование специальных способностей связано с их взаимодействием.
Этапы спортивного отбора
В настоящее время этапы процесса отбора могут быть представлены следующим образом:
— отбор в группы начальной подготовки (предварительный отбор, отбор при приеме, прогнозирование отдельных (в том числе моторных) способностей, отбор на этапе начальной подготовки, спортивная ориентация, подготовительный отбор);
|
— прогноз способностей (отбор в группы начальной специализации, углубленные проверки соответствия нормативным требованиям, прогнозирование эффективности обучаемости, отбор на этапе специализации, перспективный отбор);
— спортивная ориентация (спортивный отбор, отбор в юношеские сборные команды, отбор в сборные команды, предолимпийский отбор, селекция, прогнозирование эффективности, отбор на этапе совершенствования);
— отбор в группы совершенствования (олимпийский отбор, отбор в сборные команды).
Основными методами отбора на третьем этапе являются антропометрические измерения, медико-биологическое обследование, педагогические контрольные испытания, анализ биомеханических характеристик выполнения двигательного действия, психологические и социологические исследования. В ходе антропометрических обследований целесообразно определить, насколько кандидат для зачисления в спортивную школу соответствует мор-фотипу, характерному для наиболее выдающихся представителей данного вида спорта
В результате обследований молодых высококвалифицированных легкоатлетов, в числе которых были метатели, спринтеры, прыгуны, бегуны на средние и длинные дистанции было установлено, что лишь стайеры по всем морфоконституциональным параметрам не отличаются от контрольной группы лиц, не занимающихся спортом. Это свидетельствует о том, что практически любой здоровый подросток предрасположен к занятиям бегом на выносливость и при регулярных тренировках добьется вполне ощутимых успехов (что нехарактерно для других видов спорта).