В узком — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).
Признаки природы как динамической системы:
§ Непредсказуемость, нелинейность развития
§ Постоянное видоизменение
§ Возможность влиять на общество и темпы его развития
§ Наличие подсистем и отдельных элементов
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы были названы так потому, что они затрагивают интересы и судьбы всего населения планеты, вне зависимости от стран и континентов – такие проблемы вызывают серьезные экономические и социальные потери и в случае своего усугубления могут угрожать существованию человечества вообще, а решить их можно только при совместном сотрудничестве общепланетарного масштаба.
Основные глобальные проблемы:
§ Терроризм
§ Проблема мира и разоружения
§ Экологическая
§ Сырьевая
§ Использование ресурсов Мирового океана
§ Мирное освоение космоса
Биологическое и социальное в человеке
Биологическое | Социальное |
Наличие инстинктов | Способность производить орудия труда |
Биологические потребности | Членораздельная речь |
Приспособление к окружающей среде | Духовные потребности, способность мыслить и творить |
Возможность использовать природные предметы | Деятельность как способ преобразования мира |
Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов; «один из» всех людей.
Индивидуальность — особенное сочетание биологических и социальных особенностей человека, которое отличает его от остальных. Индивидом человек рождается, а индивидуальность приобретает.
|
Личность – это такой индивид, который обладает совокупностью социально-значимых черт: он участвует в жизни общества как социально-культурный субъект, осознает совокупность своих социальных черт, имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в процессе общения, труда и социальных отношений.
Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Все, влияющее на этот процесс, называется «агентами социализации» — к ним относятся социальное окружение, национальные традиции и обычаи, образование. К агентам первичной социализации относятся семья, учителя, родственники и друзья; вторичной – СМИ, образовательные учреждения, предприятия.
Различают следующие этапы социализации:
§ Начальный — семья, детские дошкольные учреждения
§ Средний — школа
§ Завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.
Деятельность
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. К ней относятся
Игра, общение, учеба, труд.
Характерные черты деятельности людей:
§ Общественный характер
§ Продуктивный характер
§ Преобразующий характер
§ Сознательный характер
Структура деятельности:
§ Мотив
§ Цель
§ Методы
§ Средства
§ Процесс
§ Результат
Виды деятельности:
§ Материально-производственная
|
§ Духовная
§ Познавательная
§ Ценностно-ориентировочная
§ Прогностическая
Классификация деятельности:
1. По субъекту: индивидуальная и коллективная
2. По характеру: репродуктивная и творческая
3. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
4. По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная
5. По соответствию правовым нормам — законная и незаконная
Мышление
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Типы мышления:
Знаковое | Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей. Для выражения результатов используется знаковая символика. |
Образное | Задача дается в конкретной и наглядной форме. |
Практическое действие становится способом решения задачи. Характерно для ранних цивилизаций | |
Теоретическое | Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современности. |
Социальные группы
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Классификация социальных групп:
§ по численности
Малая | Небольшое число людей (от 2−3 до 20−30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким- либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. | Семья, школьный класс |
Большая | Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. | Нация, страна |
§ по характеру взаимодействия
|
Первичная | Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. | Компания друзей |
Вторичная | Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. | Политическая партия |
§ способ организации и регулирования взаимодействия
Формальная | Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций. | Школьный класс |
Неформальная | Группа, возникающая и существующая на базе личных интересов её участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. | Общество любителей собак |
Межличностные отношения
Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Они бывают деловыми или личными. К ним относятся знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.
Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями. В широком смысле общение — взаимные отношения, связь между людьми.