Технология СКД: понятие, сущность, характеристика




В педагогике и психологии употребляются такие понятия: пед. тех., Образоват.тех., СКТ, Тех.обучения, тех.воспитания и т.п.

Технология (Даль) – совокупность приемов, применимых в каком либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных средств воспитания и обучения, позволяющие успешно реализовать поставленные цели.

Существуют технологии и связанные с ними методические разработки, применяемые в сфере образования, культуры и промышленного производства.

Технология применительно к СКД – это средства, формы, методы СКД, которые используются в учебном, творческом, воспитательном процессе. С их помощью достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Технология является механизмом реализации теории в практику социально-педагогической СКД.

Технологии, применяемые в сфере досуга делятся на 3 вида: 1) общине. Ориентируют на процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (процесс внедрения хозяйственных механизмов в практику учреждений культуры и досуга) 2) Функциональные. Совокупность методов, средств для реализации определенного содержания сфер культуры и досуга (Технология информационно-познавательной и просветительской деятельности). 3) Дифференциальные. Методики, направленные на работу с отдельными категориями населения, и различными группами.

Сегодня развитие досуговой, СКД невозможно без разработки и внедрения технологий, технологического подхода, техники организации СК процессов.

Опыт технологического решения природных задач, накопленный российской педагогикой представляет благодатную почву для совершения современный СКТ. Ушинский, Макаренко, извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технические закономерности.

К СКТ относятся: 1) культуротворческие, культуроохранные 2) рекреативные 3) образовательные 4) Социально-защитные и реабилитационные 5) Управленческие 6) исследовательские. 7) проектные 8) альтернативные 9)коммуникации и общественных связей 10) информационно-просветительские и рекламные 11)этнокультурные.

СКТ определяется как средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры.

СКТ основаны на взаимодействии репродуктивных(в технологии воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы и подходы) и творческих элементов. Репродуктивный творческий элемент указывает на то, что автор открыл для себя то, что не является новым.

Производство культурного продукта, конкретных услуг в сфере образования, досуга.

Культурное – фиксирует содержательные границы данного вида технологий. Означает так же культурную наполненность методов, в помощью кот. чел-к реализует свой культурный потенциал.

Социальное – предусматривает формы взаимодействия индивидов между собой с окружающей их средой.

Деятельность современных СК институтов являются базой для создания и вопроизводства прогрессивных социальных, педагогических, досуговых и др.технологий. Формируются они в зависимости от ряда факторов: 1)наличие состава существующих центров просвещения, культуры и искусства 2) От характера общественных и досуговых инициатив населения. 3) От условий их практической реализации. 4) Технология формир.от социально-демографич.,этнических, экономических ситуаций.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;

• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и обществ. институтах и т.д.;

• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характерных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак; 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, лечебно-профилактические. Культуроориентиро-ванные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, и взрослых. Экологические технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные.

Функциональный или процессуальный признак. Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные. Технологии социального прогнозирования, проектирования, творческого моделирования.

Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.

Культуроохранные технологии в системе социально-культурной деятельности представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

Культуротворчяеские технологии - Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

Образовательные технологии. В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

Социально-защитные технологии. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Классификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимости от функционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории. Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-тических и других.

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент) Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам:

- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные); - по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке); - по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов); - в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные; - в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтомет-рии.

Проектные технологии Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

Технологии коммуникации и общественных связей

Современные технологии коммуникации и общественных связей с полным основанием считаются универсальным инструментом как в политической и экономической, так и социально-культурной сфере.

В содержании социально-культурной деятельности по законам преемственности находят свое отражение историческая память и самосознание народа, обеспечивающие его целостность и историческую сохранность, свидетельствующие о его стержневых мировоззренческих характеристиках как этнической общности.

Этнонаправленные технологии составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: