Приставочный способ.
При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход — выход, свет — рассвет; имена прилагательные: большой — небольшой, вкусный — безвкусный, звуковой — сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить — заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда, навсегда.
Суффиксальный способ.
При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.
Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).
Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать - отливка, ткач - ткацкий.
Приставочно-суффиксальный
При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.
Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.
Бессуфиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный — чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать — отдых, бранить — брань.
Сложение
Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными. Сложные слова образуются:
|
- путём сложения основ: вольнонаемник, сухофрукты, грузоподъёмник, генерал-майор, Екатеринбург, носорог, первоисточник, самозащита, долголетие, жизнелюбие, скалолаз, тепловоз, солнцепёк, тяжелодум;
- путем сложения основ с одновременной суффиксацией (сложносуффиксальный способ): первоклассник (первый + класс + суффикс –ник), красногвардеец (красн-ая +гвард-ия + суффикс –ец);
- путём сложения целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;
2. Неморфологический способ образования слов называется аббревиация, которая предполагает сокращение основ и образование новых слов в результате сложения сокращённых элементов или сокращённого элемента и целого слова. Возникающие таким образом слова называются аббревиатурами или сложносокращёнными словами. Например: главбух (глав-ный бух-галтер), МОСУ (Московский общественный социальный универстиет). Аббревиатуры создаются:
1) сложением сокращённых элементов слова или сокращённого элемента и целого слова (слоговой): главбух, завуч, медбрат, медсестра, студсовет;
2) сложением начальных букв (буквенный): МГУ, АТС, СНГ, ФРГ;
3)сложением начальных звуков (звуковой): тюз, МХАТ, ООН, США, СОШ, ссуз, вуз;
3) лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путем расщепления старого на два или более омонима: «боксер» — порода собаки и «боксер» -спортсмен по боксу;
3. Морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;
4. Лексико-синтаксический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов: вечно-зеленый, сей-час — вечнозеленый, сейчас.
|
Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях.
Словообразовательный анализ и разбор слова по составу.
Различают два вида анализа структуры словообразовательно мотивированных слов: морфемный анализ, т.е. разбор слова по составу, и словообразовательный анализ. Первый предполагает выделение всех составляющих слова, второй требует установления словообразовательной структуры слова, т.е. представить словообразовательную цепочку.
Например: учить -> учитель -> учительница:
Сущность словообразовательного анализа заключается в толковании лексического значения производного слова на основе сопоставления значения и структуры двух близкородственных слов, в результате которого выясняется исходная единица и часть слова, прибавленная к ней при образовании этого слова. На основании этого определяется способ его образования.
Например: слово деревянный обозначает «сделанный из дерева», значит, его производной базой является слово дерево.
В слове деревянный есть суффикс -янн-, которого в слове дерево не было, следовательно, он был прибавлен к нему, и слово деревянный образовано суффиксальным способом.
Разбор слова по составу связан с пониманием лексического значения данного слова, он предполагает подбор однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень, в котором и заключается лексическое значение слова.
|
План разбора по составу.
1. Выделить окончание и основу. С этой целью необходимо слово изменить, чтобы правильно выделить окончание: добрый — доброго — добрым, основа — добр-; любить — любим — любят, основа — люб-.
2. Определить, из чего состоит основа: только из корня или есть еще приставка и суффикс. Для этого надо сопоставить однокоренные слова: издалека — далекий — далеко — даль.
3. Выделить корень, затем, если есть, приставку и суффикс: из-дал-ек-а
План словообразовательного анализа
1. Дать толкование лексического значения данного слова. Например: прибрежный — находящийся рядом (около) с берегом.
2. Составить словообразовательную цепочку:
Например: прибрежный→ береговой →берег.
3. Выявить часть слова, от которой образовано данное слово, затем часть слова, при помощи которой оно образовано.
Данное слово прибрежный образовано при помощи приставки при- и суффикса –к-