Словообразовательный анализ и разбор слова по составу.




Приставочный способ.

При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход — выход, свет — рассвет; имена прилагательные: большой — небольшой, вкусный — безвкусный, звуковой — сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить — заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда, навсегда.

Суффиксальный способ.

При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес — лесник), так и другой (лес — лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать - отливка, ткач - ткацкий.

 

Приставочно-суффиксальный

При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.

Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.

Бессуфиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный — чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать — отдых, бранить — брань.

Сложение

Сложение — это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными. Сложные слова образуются:

- путём сложения основ: вольнонаемник, сухофрукты, грузоподъёмник, генерал-майор, Екатеринбург, носорог, первоисточник, самозащита, долголетие, жизнелюбие, скалолаз, тепловоз, солнцепёк, тяжелодум;

- путем сложения основ с одновременной суффиксацией (сложносуффиксальный способ): первоклассник (первый + класс + суффикс –ник), красногвардеец (красн-ая +гвард-ия + суффикс –ец);

- путём сложения целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

 

2. Неморфологический способ образования слов называется аббревиация, которая предполагает сокращение основ и образование новых слов в результате сложения сокращённых элементов или сокращённого элемента и целого слова. Возникающие таким образом слова называются аббревиатурами или сложносокращёнными словами. Например: главбух (глав-ный бух-галтер), МОСУ (Московский общественный социальный универстиет). Аббревиатуры создаются:

1) сложением сокращённых элементов слова или сокращённого элемента и целого слова (слоговой): главбух, завуч, медбрат, медсестра, студсовет;

2) сложением начальных букв (буквенный): МГУ, АТС, СНГ, ФРГ;

3)сложением начальных звуков (звуковой): тюз, МХАТ, ООН, США, СОШ, ссуз, вуз;

3) лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путем расщепления старого на два или более омонима: «боксер» — порода собаки и «боксер» -спортсмен по боксу;

3. Морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;

4. Лексико-синтаксический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов: вечно-зеленый, сей-час — вечнозеленый, сейчас.

Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов. Эти нормы отражены в толковых, грамматических, словообразовательных словарях.

Словообразовательный анализ и разбор слова по составу.

Различают два вида анализа структуры словообразовательно мотивированных слов: морфемный анализ, т.е. разбор слова по составу, и словообразовательный анализ. Первый предполагает выделение всех составляющих слова, второй требует установления словообразовательной структуры слова, т.е. представить словообразовательную цепочку.

Например: учить -> учитель -> учительница:

Сущность словообразовательного анализа заключается в толковании лексического значения производного слова на основе сопоставления значения и структуры двух близкородственных слов, в результате которого выясняется исходная единица и часть слова, прибавленная к ней при образовании этого слова. На основании этого определяется способ его образования.

Например: слово деревянный обозначает «сделанный из дерева», значит, его производной базой является слово дерево.

В слове деревянный есть суффикс -янн-, которого в слове дерево не было, следовательно, он был прибавлен к нему, и слово деревянный образовано суффиксальным способом.

 

Разбор слова по составу связан с пониманием лексического значения данного слова, он предполагает подбор однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень, в котором и заключается лексическое значение слова.

План разбора по составу.

1. Выделить окончание и основу. С этой целью необходимо слово изменить, чтобы правильно выделить окончание: добрый — доброго — добрым, основа — добр-; любить — любим — любят, основа — люб-.

2. Определить, из чего состоит основа: только из корня или есть еще приставка и суффикс. Для этого надо сопоставить однокоренные слова: издалека — далекий — далеко — даль.

3. Выделить корень, затем, если есть, приставку и суффикс: из-дал-ек-а

План словообразовательного анализа

1. Дать толкование лексического значения данного слова. Например: прибрежный — находящийся рядом (около) с берегом.

2. Составить словообразовательную цепочку:

Например: прибрежный→ береговой →берег.

 

3. Выявить часть слова, от которой образовано данное слово, затем часть слова, при помощи которой оно образовано.

Данное слово прибрежный образовано при помощи приставки при- и суффикса –к-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: