Маргарита Воронова
Информационная поддержка Павел Кукушкин
Материалы для разметки дорог
В настоящее время для разметки дорог применяют различные материалы: специальные устойчивые краски, термопластики, спрей – пластики, термопластичные ленты, холодные пластики, а в отдельных специальных случаях – керамическую и клинкерную брусчатку, фарфоровую крошку и другие материалы. Наибольшую долю в общем объеме использования материалов для разметки дорог составляют краски и термопластики. Краски применяют для вертикальной и горизонтальной разметки, сопутствующую окраску борбюров и дорожных ограждений. В зависимости от состава и эксплуатационной нагрузки краски и эмали могут обеспечить срок службы горизонтальной разметки от одного сезона до одного года. Большим преимуществом указанных материалов является их удобная и безопасная технология применения.
Холодные пластики используют для нанесения разметки в местах наибольшего износа (например, пешеходные переходы и т.д.). Они обеспечивают срок службы в течение 2-х и более лет. Для повышения сроков службы разметки на автодорогах с высокой интенсивностью движения применяют материалы, предназначенные для нанесения дорожной разметки по горячей технологии.
До 1996 г. эмаль на органических растворителях ЭП-5155 была практически единственным отечественным спецматериалом для разметки дорог. Её серийно выпускали три лакокрасочных завода: Загорский, Ярославский и Котовский. Острый дефицит в разметочных красках в различных регионах покрывался за счет использования эмалей иного назначения (НЦ-25, НЦ-132, КО-174 и др.). Однако большая часть используемых материалов представляла собой дорогие импортные краски. Эмаль ЭП-5155 для нанесения временной разметки дорожные службы используют и в настоящее время. Основными недостатками этой краски являются высокое содержание в ней растворителей (до 60%), которые активно взаимодействуют с асфальтобетоном, что приводит к изменению цвета нанесенной разметки – она становится желто-коричневого или серого цвета; ее недолговечность и несоответствие современным требованиям экологической безопасности. В июне 1996 г. СоюздорНИИ совместно с АООТ «Лакокраска» (г. Нижний Новгород) разработали новую российскую краску для разметки дорог «Краска водостойкая маркировочная дорожная» (ВМД). Её испытания проводились в сентябре 1996 г. на автодороге Нижний Новгород – Москва. В результате было установлено, что сохранность разметки, выполненной краской ВМД составляла 70 - 80%, тогда как разметка, сделанная краской «Нобипас» (Польша), сохранилась только на 30%. Массовое производство краски ВМД началось с 1998 г. Разработка требований к маркировочным материалам и серийный выпуск краски ВМД дали определенный толчок к созданию и запуску в производство новых российских красок для разметки дорог на органических растворителях. В 1999 - 2001 гг. в СоюздорНИИ на испытания были представлены краски из различных регионов России, обладающие высокими эксплуатационными характеристиками. В таблице 1 приведены отечественные производители, выпускавшие данные краски, а также номер технических условий и их основные технологические параметры.
|
Таблица 1. Основные технологические свойства российских красок для разметки дорог
|
Завод-изготовитель | Марка краски, ТУ | Рабочая вязкость по ВЗ-4, с | Плотность г/см3 | Содержание нелетучих веществ, % | Время высыхания, мин | Коэффициент яркости, % | Износостойкость (методика Союздорнии), % |
1. АООТ «Лакокраска», г. Н. Новгород | ВМД, ТУ 2312.017-01393697-97 | 60-120 | 1,7±0,05 | 80±5 | 10-20 | 80-90 | |
2. ТОО «Загорский ЛКЗ», г. Сергиев Пасад | ЭП-5327, ТУ 3212-026-05015319-99 | 100-120 | 1,6 | 10-15 | 70-80 | ||
3. ОАО «Дарус», г. Ростов-на-Дону | АК-505, ТУ 2313-010-49792662-99 | 80-100 | 1,6 | 15-17 | 80-90 | ||
4. ЗАО Завод ЛКМ «Квил», г. Белгород | Краска акриловая для разметки дорог, ТУ 2313-017-45822449-99 | 100-120 | 1,7 | 15-17 | |||
5. ЗАО «Подольский завод стройматериалов» Московская обл. | «Дорстройсервис-2», ТУ 23131-003-04002214-98 | 60-80 | 1,6 | 15-20 | |||
6. ОАО «Одилак», г. Одинцово, Моск. обл. | АК-591, ТУ 6-27-18-302-2000 | 80-120 | 1,4 | не менее 70 | 8-10 | ||
7. ООО «Союз LTD», г. Казань | КО-525 автодорожная, ТУ 2312-002-1295793-98 АК-525 разметочная, ТУ 2312-011-42149549-02 | 45-120 80-200 | 1,4 1,57 | 70-80 | 7-10 5-7 | ||
8. ГУДП «Технопласт», г. Дзержинский, Моск. обл. | Техноколор, ТУ 2316-020-07509505-2000 | 60-160 | 1,5 | 9-11 | 70-90 | ||
9. ООО «Меготекс», г. Москва | Спектрлайн, ТУ 2316-003-5988865-00 | 80-180 | не менее 1,5 | не менее 75 | 10-20 | 75-85 | |
10. ОАО «Криз», г. Калининск, Саратовск. обл. | Арктика, ТУ 2313-04100149274-2000 | 200-250 | 1,3 | 62,7 | |||
11. ОАО «Лакокраска», с. Оболдино, Московск обл. | ДМ-АК-521, ТУ 2316-001-02953342-2001 | 70-190 | 1,5±0,1 | ||||
12. ООО Пигмент», г. С.-Петербург | Магистраль, ТУ 2312-156-4695478-01 | 100-200 | 1,4 | 60-75 | |||
13. ОАО «Силан», г. Данков, Липецкая обл. | Дорожная разметочная эмаль Д-1, ТУ 2332-027-05808020-01 | 40-120 | 1,56 | не менее 70 | |||
14. ОАО «Кронос-СПб», г. С.-Петербург | Краска для разметки дорог АК-«Кронос», ТУ 2313-039-20504464-2001 | 60-160 | 1,65 | 75±2 | 4-6 | 75-85 | |
15. ООО «Торговая компания Корунд», г. Дзержинск | Краска разметочная «Дорожка», ТУ 2316-003-54503111-2001 | 60-160 | 1,68 | 75±2 | 84-88 | ||
16. ОАО «Торжокский завод полиграфических красок» | ОД-АК-11, ТУ 2313-031-02424371-97 | 1,51 | 76,5 | ||||
17. ОАО «Лакокраска» г. Ярославль | АК-511, ТУ 2316-156-05011907-98 АК-585, ТУ 2316-218-05011907-2002 | 100-160 не менее 40 | 1,48 1,47 | не менее 70 не менее 70 | |||
18. ОАО «Русские краски», г. Ярославль | АС-5307, СТП 6-3-121-2001 | 1,35 | 60,5 | ||||
19. ОАО «ЯрНИИ ЛКП», г. Ярославль, ФГУП «Пермский завод им. Кирова» | АК-539, ТУ 6-27-18-320-2001 | 20-60 (по ВЗ-6) | 1,52 | не менее 70 | |||
20. «Котовский лакокрасочный завод» | Эмаль ЭП-555 «Котолайн», ТУ-2312-231-00204211-2001 | 70-150 | 1,39 | 65-71 | |||
21. Лакокрасочный завод, г. Алексин | АК-522 «Базальт-2», ТУ 075-06-004-116-99 | 68 (по ВЗ-6) | 1,54 | 74,6 | |||
22. ОАО «Лакокраска», г. Лида, Беларусь | АК-517 (Штоллрефлекс D-1163), ТУ РБ 00204547.066-96 | 1,58 | 81,3 | ||||
23. ОАО «Оргстекло», г. Дзержинск, Нижегор. обл. | Краска для разметки дорог АК-501, АК-502, ТУ-2316-011-55856863-2002 | не менее 40 | 1,45 | 65-75 | |||
24. ООО «Опытное производство ЛКМ», г. Екатеринбург | Краска водостойкая маркировочная дорожная АКРА-ДОР, ТУ 2313-018-26294341-2002 | 40-120 | не менее 1,5 | не менее 70 | |||
25. ООО «Айлесбари Кемикл», г. С.-Петербург | АК-109 ЛОКО «ШТРИХ», ТУ 2312-021-48972729-2001 | 80-180 | не менее 1,5 | не менее 70 | |||
26. ООО «Юник Трейд», г. Бийск, Алтайский край | АК-508 «Красвол», ТУ 2316-008-57352960-02 | 60-160 | не менее 1,5 | не менее 70 | |||
Как видно из данных таблицы 1, при небольших различиях в свойствах это материалы одного высокого качественного уровня. Ввиду отсутствия в России научно-технической документации, нормирующей условия применения маркировочных материалов разного качества, проведение контрольно-полевых испытаний на федеральных автомобильных дорогах является очень важной частью исследования для получения сравнительных данных об их долговечности и качестве. Эти исследования позволяют оценить влияние на долговечность материалов таких факторов как природа материала покрытия верхнего слоя автодороги, интенсивность движения, климатические условия. Поэтому некоторые из новых красок для разметки дорог, например, «Арктика», «Спектрлайн» и «Техноколор» были участниками контрольно – полевых испытаний на автомагистралях Россия, Волга и Крым, организованных Росавтодором в 2000 г. Показанное ими на испытаниях качество не уступает уровню участвовавших в конкурсе зарубежных красок из Австрии, Германии, Франции, Финляндии, Чехии.
|
В таблице 2 приводятся данные участия российских красок для разметки дорог в эксплуатационных испытаниях на федеральных автомобильных дорогах.
Таблица 2.
Год испытаний | Автодороги | Общее кол-во участвующих красок | Кол-во российских красок |
Волгоградский пр-т, г. Москва | |||
«Крым», «Россия» | |||
«Крым», «Россия», «Волга» | |||
«Крым» | |||
«Крым», «Волга» |
Ежегодное увеличение общего числа участвующих красок происходит именно за счет роста числа производителей российских красок.
В настоящее время около 40 лакокрасочных предприятия России предлагают на рынок краски для разметки дорог различного уровня качества и широкого диапазона цен. Минимальная стоимость данного продукта составляет 35 руб./кг с учетом НДС и стоимости тары, максимальная стоимость 84 руб./кг. Диаграмма соотношения цен краски для дорожной разметки российских производителей представлены на диаграмме 1. Современные производители краски для разметки дорог и их цены приведены в таблице 3.
Диаграмма 1.
Таблица 3.
Российские производители ЛКМ для разметки дорог
Цены указаны по состоянию на 01.04.2004 г.
№ | Производитель | Регион | Марка | Цвет | Цена, руб./кг с НДС с учетом стоимости тары |
ОАО "Лакокраска" | г. Ярославль | АК-585 | белый | 47,44 | |
ОАО "ЧХПО" | г. Черкесск | АК-549 | белый | 39,29 | |
ОАО "ТД "Русские Краски" | г. Ярославль | "Линия" Класс АС-5307 | белый | 56,58 | |
"Линия" Класс АС-5307 | желтый | 69,90 | |||
"Линия" Стандарт ЭП-5155 | белый | 41,40 | |||
ЗАО "Загорский ЛКЗ" | г. Сергиев Посад Московской обл. | АК-5155 | белый | 57,00 | |
ОАО "Одилак ЛКЗ" | г. Одинцово Московкой Обл. | АК-591 | белый | 49,60 | |
ЛКЗ "Белколор" | г. Белгород | АК-574 | белый | 36,00 | |
ЭП-5155 | белый | 39,00 | |||
Завод "Краски КВИЛ" | г. Белгород | "БЕЛАКР-Д" | белый, желтый | 54,18 | |
ОАО "Котовский ЛКЗ" | г. Котовск Тамбовской обл. | Эмаль ЭП-555 «Котолайн» | Белый, желтый, оранжевый | 41,3 | |
ЭП-5155 | белый | 39,82 | |||
ЭП-525 | белый | 60,95 | |||
ОАО "Спетр-ЛК" | г. Москва | АК-5328 | белый | 35,00 | |
ОАО "Химпродукция" | г. Екатеринбург | "Дорлайн" | белый | 50,50 | |
ООО "НПФ Акроком" бывшая АООТ "Лакокраска" | г. Нижний Новгород | Краска ВДМ | белый | 49,38 | |
желтый | 64,38 | ||||
ОАО "ЗСКМ «СКИМ» | г. Москва | "Акродор" | белый | 35,00 | |
ПО "Химтек" | г. Ярославль | ЭП-5155 | белый | 39,82 | |
АК-511 | белый | 42,97 | |||
ЭП-5327 | белый | 39,40 | |||
ООО "Корунд" | г. Дзержинск Нижегородск обл. | АК-505 | белый | 50,00 | |
желтый | 55,00 | ||||
ООО "Юник Трейд" | г. Бийск Алтайск.край | Красвол АК-508 | белый | 42,50 | |
ГПО "Алексинский химкомбинат" | г. Алексин Тульской обл. | "Бальзат-2" АК-522 | белый | 41,00 | |
желтый | 41,00 | ||||
черный | 41,00 | ||||
ЗАО "Дарус" | г. Ростов- на - Дону | АК-505 | белый | 55,00 | |
желтый | 73,00 | ||||
ООО "Меготекс" | г. Москва | "Спектрлайн" | белый | 50,00 | |
ООО "Дугалак" | г. Ярославль | Сигнакол | белый | 48,00 | |
ООО "Добра краска" | г. Белгород | Экохим АК-570 | белый | 52,30 | |
ГУП "Технопласт" | г. Москва | Техноколор | белый | 78,60 | |
ОАО "Криз" | г. Саратов | Артика | белый | 43,60 | |
ОАО "Кронос-СПб" | г. С.-Петербург | АК-Кронос | белый | 44,94 | |
ОАО "Лакокраска" | г. Оболдино, Московск.обл. | ДМ-АК-521 | белый | 54,00 | |
ЗАО "Монолит М" | г. Воронеж | МЭА | белый | 36,00 | |
ОАО "Силан" | г. Липецк | Д-1, Д-2 | белый | 51,00 | |
ОАО "Рязанский ЛКЗ" | г. Рязань | Автомагистраль АК-521 | белый | 35,00 | |
ООО "Корк-Перекрёсток" | г. Москва | белый | 45,00 | ||
ООО "Ходинговая компания "Пигмент" | г. С.-Петербург | Пигма, Магистраль | белый | 54,30 | |
ПФГ "Технаучпром" | г. С.-Петербург | КРД-1 (СВ-1, ЭК-1) | белый | 70,00 | |
УП "СТиМ" | г.Брест | Спринтер АК-1 | белый | 56,80 | |
Горожанка АК-12 | белый | 56,80 | |||
ЯрНИИ ЛКП | г.Ярославль | ЭП-11236 С | белый | 45,00 | |
ЗАО "Подольский завод строительных материалов" | г.Подольск Москов. Обл | Дорстройсервис 2 | белый | 48,00 | |
ЗАО "Квил" | г.Белгород | Квил | белый | 55,00 | |
ООО "Корунд" | г. Дзержинск Нижегородск обл. | Дорожка | белый | 50,00 | |
ОАО "Торжокский ЗПК" г.Торжок | ОД-АК-11 | белый | 51,00 | ||
ОАО "Дзержинское оргстекло" | г. Дзержинск Нижегородск обл. | АК-501, АК-502 | белый | 44,00 |
На российском рынке присутствует и ряд зарубежных красок, которые в течение последних лет стабильно показывали высокое качество при эксплуатации на автомобильных дорогах (таблица 4).
Таблица 4
Зарубежные краски для разметки дорог на рынке России.
Название фирмы | Страна | Марка краски | Цена, руб/кг с НДС |
«С.А.Р.» | Франция | Синолак Армесон, Синолак Леш, Синолак Нормандия, Синолак Эквитен, Синолак INDR | 46,3 |
«Просин» | Франция | Аляска, ВД-Просин | 40,2 |
«Хелиос» | Словения | Сигнохел, Сигнокрил, Веронил | 47,3 |
А/О «Текнос-Винтер» | Финляндия | Текнороуд-250, Текнороуд-280 | 52,8 |
«Полифарб» | Польша | Дрофарб – акриловая краска | 54,6 |
«Колорлак», «Хемолак» | Чехия | Силамат S-2819, Силамат S-2822 | 49,6 |
«Сварко-Холдинг» | Австрия | Штоллрефлекс Д-1072, Штоллрефлекс Д-1163 | 54,2 |
АОЗТ «ВОК-Варенхандель» | Германия | MF-10, MF-11, MF-12, MF-17, MF-18 | |
«Лафренц» | Германия | H-4, HS-5, HS-6, HS-8 | 58,9 |
«Пластирут» | Швейцария | 57,3 | |
ОАО «Лакокраска» | Беларусь | АК-517 (Штоллрефлекс Д-1163) | 44,5 |
Особенностью большинства красок, представленных в таблицах 1 и 4, является их высокая вязкость при применении. Такие краски наносят на дорожное покрытие по новой технологии безвоздушным способом (Airless) под высоким давлением с помощью специальных маркировочных машин Лайн Лазер (США), Трассар (Франция) или Борум (Дания).
Воднодисперсионные краски для разметки дорог
Основным преимуществом воднодисперсионных красок для разметки дорог по сравнению с красками на органических растворителях является экологическая безопасность. Однако низкая эксплуатационная долговечность не удовлетворяет требованиям дорожно-эксплуатационной службы и не способствует их широкому распространению.
В последние годы появились материалы, удовлетворяющие требованиям дорожно-эксплуатационной службы России. Ассортимент пока их еще невелик – это ВД-Просин (Франция) и Текнороуд-320 (А/О «Текнос-Винтер», Финляндия).
Холодный пластик для разметки дорог
Для повышения износостойкости разметки (более 2-х лет) при холодном способе нанесения используют холодный пластик. Холодный пластик – это двухкомпонентная система, вторым компонентом является отвердитель, поставляемый отдельно. Он вводится в композицию непосредственно перед нанесением разметки. Для нанесения разметки холодным пластиком необходимо оснащать маркировочные машины специальным узлом для смешения композиции пластика с отвердителем. Часто ограничиваются ручными видами работ – нанесение стрелок или пешеходных переходов по трафарету мастерком, валиком или волочильным ящиком (пластомаркером).
До последнего времени в России не было производства холодных пластиков. В настоящее время ООО «Эльф-2000» (г. Москва) и «Интердорпласт» (г. Краснодар) на основе холодного пластика «Дегароуд» (ф. «Дегусса», Германия) разработали и организовали производство холодных пластиков для разметки дорог «Маскидур» (ТУ 5772-003-45022134-97) и ДПК АК-515. Они представляют собой дисперсию пигментов и наполнителей в метакри ловой смоле с использованием в качестве отвердителя дибензоилпероксида в виде 50% порошка или пасты.
Пластики обладают высокой атмосферостойкостью, долговечностью, стойкостью к истиранию, адгезионной прочностью. Основные качественные характеристики: цвет- белый, желтый; плотность – 1,85 г/см3; коэффициент яркости – не менее 0,85; время отверждения – 20 минут. Условия нанесения разметки: температура воздуха 5-40 0С, влажность до 85%.
Материалы для нанесения разметки горячим способом
Среди материалов, наносимых по горячей технологии, наибольшее распространение получили термопластики. В составе термопластика до 60 % наполнителя – песка, поэтому они дешевле красок. Горячая технология нанесения (180-210 0С) и большой расход материала при толщине слоя (2,5-4 мм) увеличивают стоимость работ по разметке в 3-4 раза. Таким образом термопластики применяют на дорогах с высокой интенсивностью движения выше 10000 авт/сут в крупных городах и на федеральных автомагистралях.
Ассортимент термопластиков на рынке России, как видно из таблицы 5 значительно меньше, чем красок.
Таблица 5.
Отечественные и зарубежные термопластики для разметки дорог.
Фирма | Страна | Марка термопластика |
ГУДП «Технопласт» | Россия | Технопласт |
«Русские дорожные материалы» | Россия | ТПКН |
«Меготекс» | Россия | Мегопласт |
ООО «Анарт» | Россия | ЛКР |
«С.А.Р.» | Франция | Сеножет-Севр |
«Клиносол» | Швеция | Клиносол RMM 6731 В |
«Норскилт» | Норвегия | Норскилт Е510 WR |
Спрейпластики и маркировочные ленты близки по составу к термопластикам. Спрейпластики при нагревании до той же температуры, что и термопластики, имеют большую текучесть, обусловленную природой и количеством полимера – связующего и пластификатора, таким образом толщина полученного слоя разметки может быть значительно уменьшена – до 0,5-2,0 мм.
Маркировочные ленты – это готовые штучные формы, которые укладывают на асфальтобетонное покрытие автодороги и термическим способом приклеивают к нему.
Спрейпластики и маркировочные ленты являются более дорогими материалами, чем термопластики. Они пока не имеют достаточного количества положительных результатов использования в России в условиях эксплуатации, изготавливаются только зарубежными фирмами, представленными в таблице 6.
Таблица 6.
Зарубежные производители спрейпластиков и разметочных лент.
Фирма | Страна | Вид и марка материала |
«Просин» | Франция | Разметочная лента «Duraline» |
«ABDRUF» | Великобритания | Спрейпластик «Linespray» |
«ВОК-Варенхандель» | Германия | Распылительный пластик MF-32 Накатной пластик MF-27 |
«Лафрентц» | Германия | Спрейпластики «Nilaspray», «Stralaspray» Термопластичные ленты «Premark» |
«Клиносол» | Швеция | Штучные формы «Клиносол» |
Световозвращающие стеклянные микрошарики
Хорошая видимость разметки на 30% уменьшает количество ДТП в ночное время. Она достигается использованием в разметке светоотражающих стеклянных микрошариков (СМШ). Для достижения наибольшего эффекта стеклянные микрошарики должны быть абсолютно прозрачными и (в идеальном случае) не содержать пузырьков газа. Существует три способа нанесения СМШ: введением внутрь маркировочного материала, посыпанием сверху свеженанесенной разметки, сочетанием этих двух способов. В таблице 7 представлены фирмы, производящие микрошарики для разметки дорог.
Таблица 7.
Фирмы-производители и поставщики СМШ на рынке России.
Фирма | Страна | Марка СМШ |
АОЗТ «Русстек» | Россия | Шарики стеклянные оплавленные марок ШСО-30, ШСО-50, ШСО-125, ШСО-150, ШСО-250 |
ООО «Дорстекло» | Россия | СМШ: 100-600, 100-800, 400-850 мкм |
«Потерс Баллотини» | Англия | СМШ «Балотина» Дорожные смеси ВМХ-40, ВМХ-60, фракции 70-110, 100-200, 150-300, 325-430, 430-570, 570-700, 700-850 |
«Сварко-Холдинг» | Австрия | Светоотражающие стеклянные шарики: Сваркофлекс – 1-850 мкм, Сварколюкс – 1-1300 мкм, Мегалюкс – 600-800 мкм |
«Совитек» | Бельгия | СМШ разных типов, размеры 125-2360 мкм |
«Плазмас» | Россия | СМШ, размеры 200-1200 мкм |
АО «Спецхиммонтаж» | Россия | СМШ 100-300, 300-500, 100-500 мкм |
Основные потребители
Основными потребителями ЛКМ для дорожной разметки являются областные и городские дорожно-строительные управления, предприятия «Автодора», подрядные организации по ремонту дорог, оптовые фирмы по продаже дорожно-строительной техники и дорожно-конструкционных материалов. В таблице 8 представлены некоторые областные дорожно-строительные организации регионов России с примерным объёмом потребления ЛКМ дорожно – строительного назначения в год.
Таблица 8.
№ | Регион | Наименование предприятия | Объём потребления тн/год |
Санкт Петербург | «Еврознак» | 60-70 | |
Ленинградская обл., г. Волхов | «Нева» | 50-70 | |
Великий Новгород | «Дорзнак» | ||
Иваново | «Автодор» | ||
Кострома | «Костромаавтодор» | 80-90 | |
Тверь | «Дирекция ТДФ» | ||
Нижний Новгород | «Автодор» | ||
Ульяновск | «Дорснаб» | 20-30 | |
Ижевск | «Иждорстрой» | 35-40 | |
Липецк | «Автодор-Липецк» | ||
Волгоград | «Аспект» | ||
Белгород | ДРСУ | ||
Калмыкия | «Автодор» | 27-30 |
Однако стоит отметить, что в отдельно взятом областном центре может находиться до 10 дорожно-строительных организаций, включающие как крупные управления, так и мелкие подрядные фирмы. Вследствие чего потребность регионов в маркировочных материалах стоит оценивать по совокупности протяжённости дорог как федерального, так и регионального значения, входящих в сферу обслуживания данного региона.
Диаграмма 1.
С введением в действие закона «О техническом регулировании», Росавтодором утверждён план первоочередных мероприятий по регулированию требований к органам управления дорожным хозяйством (Распоряжение № 174-р от 20.03.2003 г.), вследствии чего возможна реорганизация региональных дорожных хозяйств с последующей сертификацией и возможным «отсевом» мелких фирм с рынка дорожного строительства.
Выводы
1. Эксплуатационные испытания на федеральных автомобильных дорогах с высокоинтенсивным движением (15-20 тысяч автомобилей в сутки) с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием показали, что российские краски для разметки дорог не уступают по долговечности лучшим зарубежным краскам.
2. В настоящее время по объему использования российские краски для разметки дорог вытесняют зарубежные.
3. По результатам испытаний сезона 2001-2002 годов лучшими на обоих типах покрытий были российские краски АК-505 (ОАО «Дарус», г. Ростов-на Дону), ЭП-5327 (ОАО «ЗЛКЗ», г. Сергиев Пасад), Техноколор (ГУДП «Технопласт», г. Дзержинский Моск. обл.).
4. В зимних условиях изнашиваемость красок и пластиков увеличивается в несколько раз по сравнению с летними условиями эксплуатации как у российских, так и зарубежных материалов. Из всех материалов в наименьшей степени изнашиваемости подвержены холодные пластики.
Приложение 1.
КПИ-2004. Краски. Часть 1
Общие сведения
Экспериментальные линии дорожной разметки на контрольно-полевых испытаниях 2004 года (КПИ-2004) были нанесены на участках автомобильной дороги М2"Крым" с асфальтобетонным покрытием (км 38+400) и с цементобетонным покрытием (км 64+400).
Экспериментальную разметку наносили в виде поперечных линий шириной 15-20 см, перекрывающих две полосы движения транспорта. Из каждого материала было нанесено по две линии: одна – с поверхностной посыпкой стеклошариками, другая – без нее. Нанесение производили механизмами безвоздушного типа по трафарету, посыпку стеклошариками осуществляли вручную.
Условия нанесения
На участке с асфальтобетонным покрытием (км 38+400)
Условия нанесения | Дата нанесения | |||
09.08.04 | 10.08.04 | 11.08.04 | 13.08.04 | |
Температура воздуха, 0С | 31-33 | 30-32 | 21-27 | 22-23 |
Температура покрытия, 0С | 40-41 | 28-39 | 27-32 | 28-30 |
Относительная влажность, % | 33-36 | 41-43 | 35-63 | 45-50 |
Наличие облачности | Облачность переходящая в солнечную погоду | Облачность переходящая в солнечную погоду | Солнечная погода переходящая в облачную | Облачно |
На участке с цементобетонным покрытием (км 64+400)
Условия нанесения | Дата нанесения | ||
13.08.04 | 16.08.04 | 18.08.04 | |
Температура воздуха, 0С | 17-25 | 15-20 | 22-25 |
Температура покрытия, 0С | 17-28 | 15-30 | 23-26 |
Относительная влажность, % | 38-60 | 41-83 | 54-63 |
Наличие облачности | Переменная облачность с прояснениями | Переменная облачность | Облачно |
Список материалов, представленных на КПИ-2004