Основные положения Закона Республики Беларусь от 20.07.2016 №412-З «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь».




 

Военная доктрина Республики Беларусь (далее – Военная доктрина) – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на обеспечение ее военной безопасности. Военная доктрина определяет военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы военной безопасности Республики Беларусь на современном этапе, в том числе отношение Республики Беларусь к военным конфликтам и их предотвращению, меры по обеспечению военной безопасности, основные направления военного строительства, порядок применения военной силы для вооруженной защиты Республики Беларусь.

Современное состояние военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь характеризуется постоянным возрастанием интенсивности и динамичности происходящих процессов. Обострилась борьба государств за лидирующие позиции в мире, контроль над рынками и управление движением сырьевых ресурсов. Стремление геополитических центров силы к расширению зон своего стратегического влияния привело к ущемлению и блокированию интересов других государств, провоцированию напряженности и способствовало усилению межгосударственных противоречий. Попытки отдельных государств обеспечить свое лидерство без учета интересов всех субъектов международных отношений ведут к нелегитимному присвоению этими государствами прав и функций международных организаций по вопросам международного мира и безопасности с применением военных средств.

Развитие военно-политической обстановки, обусловленное стремлением государств, а также негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации, получить экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, характеризуется тенденцией к провоцированию внутригосударственных противоречий. Этому способствует разработка отдельными государствами, а также негосударственными субъектами, включая террористические и экстремистские организации, концепций и механизмов смены с использованием военной силы действующей государственной власти в других государствах или нарушения их территориальной целостности.

Вследствие предпринимаемых попыток вмешательства во внутренние дела отдельных государств, в том числе европейских, спровоцированы внутренние вооруженные конфликты с масштабным комплексным применением военной силы как в традиционных формах и традиционными способами, так и с использованием диверсионных (партизанских) и террористических методов ведения боевых действий.

Технологическое преимущество экономически развитых государств в вопросах создания новых видов вооружения является катализатором деятельности отдельных стран по созданию «оружия адекватного ответа», ведет к возрастанию возможности распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, его компонентов и технологий производства не только среди государств, но и среди негосударственных субъектов международных отношений.

Объективно существующие источники военных угроз в рамках современной военно-политической обстановки в Европейском регионе обусловливают наличие военной опасности на уровне рисков и вызовов военной безопасности.

Основными внешними военными опасностями на уровне рисков и вызовов Республике Беларусь признаются:

ü стремление отдельных государств (коалиций государств) решать имеющиеся противоречия с применением военной силы;

ü распространение оружий массового уничтожения, его компонентов и технологий производства, особенно размещение их на территориях государств, сопредельных с Республикой Беларусь;

ü расширение (создание) в Европейском регионе военно-политических союзов, в которые не входит Республика Беларусь, либо присвоение ими глобальных функций;

ü усиление ударно-наступательных возможностей государств (коалиций государств), в том числе по одностороннему созданию стратегических систем противоракетной обороны, высокоточного оружия в неядерном снаряжении для нанесения ударов по войскам (силам) и инфраструктуре Республики Беларусь в условиях глобальной досягаемости, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, а также наращивание на территориях государств, сопредельных с Республикой Беларусь, их военной инфраструктуры;

ü снижение потенциала и возможностей военно-политических союзов с участием Республики Беларусь по обеспечению коллективной безопасности;

ü возникновение очагов вооруженных конфликтов и их эскалация с задействованием возможностей сил специальных операций, частных военных компаний и незаконных вооруженных формирований на территориях государств, сопредельных с Республикой Беларусь, вследствие отработки механизмов неконституционного способа смены действующей государственной власти;

ü сокращение сроков готовности к применению воинских формирований (в том числе коалиционных), находящихся на территориях государств, сопредельных с Республикой Беларусь, позволяющее государствам (коалициям государств) в короткие сроки создавать ударные группировки войск (сил) для действий против Республики Беларусь;

ü наращивание вблизи Государственной границы Республики Беларусь масштабов осуществляемых без предварительного уведомления Республики Беларусь мероприятий по оперативной и боевой подготовке вооруженных сил других государств (коалиций государств), имеющих наступательный характер, с отработкой вопросов планирования и ведения крупномасштабных военных операций в Европейском регионе;

ü создание и функционирование в государствах (коалициях государств) специальных военизированных формирований для ведения действий в информационном пространстве по оказанию деструктивного информационного воздействия на население, органы государственного и военного управления, инфраструктуру Республики Беларусь;

ü деятельность государств (коалиций государств), а также негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации, по подготовке незаконных вооруженных формирований для дестабилизации обстановки в Республике Беларусь;

ü дискриминация прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в других государствах;

ü введение другими государствами (коалициями государств) политических и экономических санкций, эмбарго на поставку в Республику Беларусь образцов (систем) вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) и их комплектующих в целях оказания давления на оборонный сектор экономики.

Основными внутренними военными опасностями на уровне рисков и вызовов Республике Беларусь признаются:

Ø ослабление в обществе чувства патриотизма, готовности граждан Республики Беларусь к вооруженной защите Республики Беларусь;

Ø существенное повышение уровня преступности на территории Республики Беларусь, рост нелегальной миграции в страну и транзита нелегальных мигрантов через ее территорию, способствующие незаконному обороту оружия и боеприпасов, которые могут быть использованы для осуществления актов терроризма и иных противоправных действий;

Ø создание на территории Республики Беларусь террористических и экстремистских организаций, организация ими подготовки их членов для действий в составе незаконных вооруженных формирований для осуществления актов терроризма и иных противоправных действий по дестабилизации обстановки в Республике Беларусь, в том числе в целях развязывания внутреннего вооруженного конфликта;

Ø провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды;

Ø снижение возможностей Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее – Вооруженные Силы) по стратегическому сдерживанию агрессии и решению других задач мирного времени, а также по вооруженной защите Республики Беларусь в случае развязывания против нее военных действий.

При определенных условиях нагнетание негативных тенденций в военно- политической обстановке может привести к нарастанию военной опасности до уровня военной угрозы Республике Беларусь, при этом военными угрозами Республике Беларусь являются:

· концентрация вооруженных сил другого государства (коалиции государств) вдоль Государственной границы Республики Беларусь, указывающая на реальное намерение применить военную силу против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

· возникновение очагов вооруженных конфликтов, направленных против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

· проведение в другом государстве (коалиции государств) мобилизации в целях нападения (акта вооруженной агрессии) на Республику Беларусь (далее – нападение);

· объявление войны Республике Беларусь со стороны другого государства (других государств).

Провозглашая Военную доктрину, носящую сугубо оборонительный характер, Республика Беларусь исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником. Республика Беларусь осуждает любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживается принципа мирного урегулирования споров.

В то же время Республика Беларусь будет отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта. Применение военной силы рассматривается как крайняя мера после исчерпания всех возможностей принятия политико-дипломатических, правовых, экономических, информационных, идеологических и других мер по обеспечению военной безопасности. При этом Республика Беларусь оставляет за собой право в случае нападения обратиться за помощью, в том числе военной, к государствам – членам Организации Договора о коллективной безопасности и другим государствам в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Целями военной политики являются:

1) защита независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь;

2) обеспечение военной безопасности;

3) укрепление глобальной и региональной безопасности, внутриполитической стабильности в государстве в целях предотвращения военных конфликтов;

4) развитие военной организации государства, поддержание ее готовности к вооруженной защите Республики Беларусь в любых условиях обстановки, совершенствование форм и способов применения военной организации государства.

Республика Беларусь во взаимоотношениях с другими государствами исходит из принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, других общепризнанных принципов и норм международного права. Реализуя самостоятельную военную политику в соответствии со своими национальными интересами, Республика Беларусь:

1) проводит миролюбивый внешнеполитический курс и выступает за решение всех межгосударственных споров исключительно посредством переговоров и использования иных методов их мирного урегулирования;

2) соблюдает нерушимость границ и территориальную целостность, не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других государств;

3) уважает политическую независимость и государственный суверенитет других государств, признает их право решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии с их интересами без нанесения ущерба безопасности других государств;

4) соблюдает установленные уровни вооружения и численности военнослужащих Вооруженных Сил, содействует осуществлению контроля за военной деятельностью в Европейском регионе в рамках международных обязательств Республики Беларусь;

5) исключает одностороннее сокращение военного потенциала, допуская его только с учетом объективной политической и экономической целесообразности для обеспечения необходимого уровня своей обороноспособности.

Для обеспечения военной безопасности Республика Беларусь определяет и реализует комплекс мер, направленных на предотвращение военных угроз, укрепление и эффективное функционирование военной организации государства. Мерами по обеспечению военной безопасности в мирное время являются:

ü постоянный мониторинг международной военно-политической обстановки и социально-политической ситуации в Республике Беларусь, прогнозирование их развития для выработки исчерпывающих мер по обеспечению военной безопасности;

ü своевременное, детальное и адекватное складывающейся военно-политической обстановке, экономическим возможностям государства планирование обороны Республики Беларусь, включая противодействие реализации другими государствами (коалициями государств), а также негосударственными субъектами, включая террористические и экстремистские организации, механизмов лишения независимости, нарушения территориальной целостности, суверенитета и насильственного изменения конституционного строя Республики Беларусь в результате провоцирования внутреннего вооруженного конфликта и его дальнейшей поддержки;

ü формирование и реализация последовательной миролюбивой военной политики государства, выдвижение и поддержка инициатив, направленных на создание эффективных систем обеспечения глобальной и региональной безопасности, с учетом интересов всех субъектов международных отношений, развитие по периметру

ü Государственной границы Республики Беларусь пояса добрососедства в военном и политическом измерениях;

ü определение основных направлений и приоритетов военного строительства на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом складывающейся военно-политической обстановки и прогноза социально-экономического развития государства;

ü поддержание в любых условиях обстановки структурных компонентов военной организации государства в необходимом состоянии и установленных сроках готовности к эффективному решению задач по предназначению, учитывающих возможности других государств (коалиций государств) по оперативному созданию ударных группировок войск (сил) и нанесению ударов в условиях глобальной досягаемости;

ü определение рациональной структуры и численности Вооруженных Сил и других войск, их оснащенности ВВСТ;

ü проведение государственной политики по укреплению в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь, воспитанию сознательного отношения граждан Республики Беларусь к ее вооруженной защите, социальной защите военнослужащих (служащих, сотрудников, работников) структурных компонентов военной организации государства, лиц, уволенных с военной службы (со службы в военизированных организациях), и членов их семей;

ü соответствующее потребностям обстановки совершенствование законодательства в области обеспечения военной безопасности, военного строительства, применения Вооруженных Сил и других войск, функционирования оборонного сектора экономики;

ü поддержание систем территориальной и гражданской обороны в готовности к развертыванию в установленные сроки и эффективному выполнению задач по предназначению;

ü определение финансовых и материально-технических потребностей, необходимых для обеспечения военной безопасности, формирование необходимой базы мобилизационного развертывания, создание и содержание запасов материальных средств для обеспечения потребностей обороны и вооруженной защиты Республики Беларусь;

ü разработка и реализация стратегии развития оборонного сектора экономики, принятие комплекса мер по созданию условий для эффективной работы организаций оборонного сектора экономики в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил и других войск в ВВСТ, их ремонте и модернизации;

ü развитие военной науки и гражданских отраслей науки, прямо или косвенно связанных с проработкой оборонной тематики и разработкой военных технологий, укрепление научного потенциала военной организации государства;

ü организация противодействия деструктивным идеологии и пропаганде, а также использованию информационно-коммуникационных и информационно- психологических методов и технологий, направленных на подрыв независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь, дестабилизацию обстановки в Республике Беларусь, причинение ущерба военной безопасности Республики Беларусь и безопасности ее союзников;

ü противодействие разведывательной деятельности других государств (коалиций государств), а также негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации, в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;

ü формирование единого оборонного пространства в рамках Союзного государства и укрепление систем коллективной безопасности ОДКБ, Содружества Независимых Государств, создание и развитие коалиционных группировок войск (сил), единых военных структур и систем, наращивание потенциала ОДКБ как действенного инструмента обеспечения международного мира и безопасности в Евразийском регионе;

ü исполнение международных договоров Республики Беларусь и заключение новых международных договоров Республики Беларусь в области контроля над обычными вооруженными силами в Европейском регионе, осуществление контроля за выполнением в полном объеме соответствующих международных обязательств со стороны других государств-участников;

ü оказание всемерного содействия нераспространению ОМУ, его компонентов и технологий производства, сокращению и ограничению ракетно-ядерного вооружения;

ü обеспечение эффективной работы сил и средств органов государственного и военного управления по поддержанию внутриполитической стабильности, противодействию созданию на территории Республики Беларусь террористических и экстремистских организаций, недопущению подготовки членов незаконных вооруженных формирований, организации массовых беспорядков, осуществления актов терроризма;

ü обеспечение нерушимости Государственной границы Республики Беларусь, организация ее надежной охраны;

ü пресечение незаконного оборота оружия и боеприпасов, распространения ОМУ, его компонентов и технологий производства, а также нелегальной миграции населения для создания незаконных вооруженных формирований или участия в их деятельности, в том числе путем участия в проведении межгосударственных мероприятий по борьбе с международным терроризмом и транснациональной преступностью;

ü участие в миротворческих операциях, проводимых под эгидой ООН;

Достижение Республикой Беларусь цели в военных конфликтах в случае их развязывания, а также реализация мер по обеспечению военной безопасности в мирное время, включая период нарастания военной угрозы, обеспечиваются эффективно функционирующей военной организацией государства, составляющей основу его оборонного потенциала.

Целью экономического обеспечения военной безопасности является всестороннее и своевременное удовлетворение потребностей военной организации государства в необходимых финансовых, материальных и иных ресурсах на основе экономического потенциала и возможностей военно-экономического сотрудничества Республики Беларусь с другими государствами.

Подготовка оборонного сектора экономики осуществляется в целях его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора, способного удовлетворить потребности военной организации государства в современных образцах (системах) ВВСТ и других материальных средствах.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: