Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»




Теоретическая часть

История создания романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Не верю в светильник под спудом», - говорил Булгаков. – рано или поздно писатель всё равно скажет то, что хочет сказать».

Замысел книги складывался постепенно роман рос медленно, проникая корнями во всё новые и новые участки мыслительной и образной почвы булгаковского творчества. «завещанием мастера назвал роман критик

И. Виноградов». Сам Булгаков в письме к жене, Елене Сергеевне Булгаковой, ставшей прообразом главной героини «Мастера и Маргариты», ещё в 1938 году, почти за два года до смерти, пророчески сказал о своём создании: «Последний закатный роман».

2

Исследователь творчества Булгакова Чудакова пишет: «Мы не знаем, в какой из дней 1928 года Булгаков вновь обратился к покинутой уже несколько лет назад беллетристике. Достоверным является лишь то, что именно в этом году был начат роман, ставший в последствии романом «Мастер и Маргарита». Сам Булгаков на титульном листе рукописей более поздних редакций выставлял начальной датой 1928 год

В 1930 году Булгаков уничтожил две первые редакции романа. Об этом он пишет в знаменитом письме советскому правительству от 28 марта 1930 года: «Лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». 12 октября 1933 года он сжёг одну из глав третьей редакции. Это только известные нам потери.

А 30 марта 1930 года, через два дня после обращения к правительству, Булгаков писал уже Сталину: «На широком поле словесности в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя».

В этих словах – весь Булгаков, человек твёрдых убеждений и неколебимой порядочности. Он не желал приспосабливаться даже в одежде. Носил – насколько позволяли средства – модные костюмы, галстук, лакированные туфли. Дома любил надевать халат, вязаную шапочку – подарок жены (совсем как Мастер в его знаменитом романе). В его речи не было получивших распространение в советском новоязе нелепых аббревиатур.

Письмо Булгакова руководителям страны совпало по срокам с трагической гибелью и похоронами Владимира Маяковского. Быть может, опасаясь ещё одного самоубийства, 18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову и предложил ему поработать в Художественном театре. Это давало средства к существованию, но не обеспечивало дороги к читателю.

В 1933 году роман был начат заново. В последующие годы работа шла урывками. В 1937 году, вернувшись ещё раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название, ставшее окончательным, - «Мастер и Маргарита», поставив даты: 1928-1937 – и более не оставлял над ним работу. Она становится главной в течение всего последующего года. Ежедневно занятый своими служебными обязанностями в Большом театре, - не только писанием отзывов на либретто разных авторов, но и напряжённым участием в просмотрах репетиций опер и балетов, - Булгаков систематически, главу за главой, подвигает шестую редакцию романа, эта редакция, составившая шесть толстых тетрадей рукописного текста, была кончена 22-23 мая 1938 года. 14 мая 1939 года были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Роман был завершён, и в нём сошлись и замкнулись наконец своды, возводимые писателем с самых первых литературных шагов. Вечером этого дня автор читает его немногим слушателям.

Об этом событии писал Ермолинский: «Слушали его с изумлением. Ещё бы! Неожиданность каждой главы ослепляла… Но потом некоторые говорили мне шёпотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может… навлечь! Как бы поосторожнее ему сказать, чтобы он понял. Не тратил силы и времени так расточительно и заведомо зря…» Разве в этих словах не угадываются осторожные читатели романа, созданного героем Булгакова Мастером? Они не понимают, что настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать «то, что надо».

М.А. Булгакову помогла сказать последним романом всё основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнившись в нём, безусловной верой поддерживала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоём, и мне ничего не страшно».

3

Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти. В. Лакшин отмечал, что «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда. Булгаков строго относился к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу».

4 октября 1939 года, уверившись в смертельной болезни, Булгаков начал диктовать жене поправки к роману и продолжал эту работу до последних дней жизни.

24 января 1940 года Е.С. Булгакова записывает: «Миша правил роман, я писала».

25 января: «Продиктовал страничку (о Стёпе - Ялта)». В этот день они вышли на улицу – видимо, последний раз. 28 января опять шла работа над романом; в какой-то из январских дней написан был весь эпизод встречи с профессором Кузьминым, составивший пять больших страниц. 29-го наступило ухудшение. 13 февраля Булгаков ещё работал над романом – видимо, уже последний раз.

Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это делать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила её верности преодолела все препятствия. В 1967-68 годах журнал «Москва» напечатал роман со 159 изъятиями из текста. А в 80 – 90 годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.

 

Варианты названий романа.

Первый вариант романа носил более фельетонный характер, сюжет крутился вокруг разного рода казусов с москвичами, вызванными появлением Воланда. У Булгакова в записях мы обнаруживаем пять разных заголовков:

1. Черный маг

2. Копыто инженера

3. Жонглер с копытом

4. Сын В.

5. Гастроль

У второй редакции романа предполагались следующие варианты названия:

6. Великий канцлер

7. Сатана

8. Вот и я

9. Копыто консультанта

Плюс писатель некоторое время рассматривал возможность все-таки дать роману самый первый из придуманных когда-то заголовков - "Черный маг".

Тот текст, который нам теперь хорошо известен, то есть третья редакция, начал создаваться со второй половины 1936 года. К этому времени Булгаков уже вроде бы полностью определился с названием. Роман должен был выйти под заглавием:

10. Князь тьмы

Однако спустя год работы в дневниках начинает мелькать новый вариант - "Мастер и Маргарита". Какое-то время писатель колебался между последними двумя версиями. Какое он все же выбрал в итоге, вы знаете сами.

 

 

Вопросы:

1) Особенности жанра.

2) Определите центральную тему романа «Мастер и Маргарита».

3) Каково композиционное своеобразие романа?

4) Каких три философско-временных плана повествования Вы можете выделить в романе?

5) Почему Булгаков модифицирует библейский сюжет?

6) Система образов романа определяется тремя планами повествования. Заполните таблицу.

 

 

Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  Современный московский мир Древний ершалаимский мир Потусторонний мир
«Носители истины»      
«Ученики»      
Доносчики      
Правители, принимающие решения      
Первые помощники правителей      
«Палачи»      
Животные      
Служанки      

 

7) Кто из героев не имеет двойника? Почему?

8) Почему Булгаков делает главным героем романа Мастера Понтия Пилата? За что наказан Пилат?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: