Задание для самоподготовки к занятию 10.
№ п\п | Вопросы для подготовки | Рекомендации по изучению раздела | Литература |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Вирусы. Классификация вирусов. Структура вириона Химический состав вирусов. Внедрение вируса в клетку и взаимодействие его с клеткой. Методы культивирования вирусов. Профилактика вирусных заболеваний. | Запомнить размеры вирусов. При помощи какого микроскопа можно их изучать. Выписать какие живые организмы поражают вирусы. Зарисовать формы вирусов Запомнить – чем отличаются вирусы от других живых организмов. Составьте таблицу классификации вирусов. Запомните – стадии внедрения вируса в клетку и взаимодействия с ней. Выпишите в тетрадь какую питательную среду используют для культивирования вирусов. | Черкес Ф.К. Микробиология. - М.: Медицина,1987,стр. 435-460. Сутин И.А. Микробиология. - М.: Медицина, 1973, стр. 335-360. Воробьев А.А. Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: 2001, стр.21,33-40. |
Выполните задания для самоконтроля:
«С» Вирусы «С» Классификация вирусов
Семейство | Представители семейства |
1. 2. 3. | ДНК - содержащие |
1. 2. 3. 4. 5. | РНК - содержащие |
«С» Структура вириона ……………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………... «С» Размеры вирусов ………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………... «С» Химический состав вирусов ………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………………...
|
«С» Внедрение вирусов в клетку стадии …………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………….. «С» Генетика вирусов ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………………….. «С» Основные пути передачи вирусной инфекции: 1. …………………………………………………………………………………………………….
2. ……………………………………………………………………………………………………
3. ……………………………………………………………………………………………………
4. ……………………………………………………………………………………………………. «С» Противовирусный иммунитет:
1. …………………………………………………………………………………………………….
2. ……………………………………………………………………………………………………
3. ……………………………………………………………………………………………………
«С» Методы культивирования вирусов ……………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
«С» Основные методы исследования вирусов: 1. …………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………
2. ……………………………………………………………………………………………………
|
3. ……………………………………………………………………………………………………. 4……………………………………………………………………………………………………..
5. ……………………………………………………………………………………………………
Основные вопросы, разбираемые на занятии 10.
1. История развития вирусологии.
2. Классификация вирусов.
3. Структура вирусов.
4. Строение вириона.
5. Химический состав вирионов.
6. Взаимодействие вириона с клетками хозяина.
7. Репродукция вирусов.
8. Культивирование вирусов.
9. Вирусы бактерий (бактериофаги).
10. Забор материала и транспортировка биологического материала на вирусологическое исследование.
11. Обучение пациента методам ухода при заболеваниях вирусной этиологии.
Учебная карта самостоятельной работы на занятии 10.
№ п\п | Этап выполнения | Способ выполнения | Самоконтроль |
«А» 1. | Классификация. Формы существования вирусов. | Используя раздаточный материал, запишите группы ДНК и РНК содержащие вирусы и зарисуйте их формы. | 1. Что такое диагностика? Использование тканевой культуры. Как ее готовят? Биологические особенности вирусов. |
Группы | Заболевания | Формы и относительные размеры | |
ДНК –содержащие вирусы РНК- содержащие вирусы | |||
2. | Способ обнаружения вирусов в патологическом материале. | Используя раздаточный материал, О.О.Д. запишите и зарисуйте схему вирусологических исследований. Зарисуйте культивирование вирусов в развивающемся курином эмбрионе. |
№ п\п | Этап выполнения | Способ выполнения | Самоконтроль |
Методы культивирования вирусов Рис. Заражение куриного эмбриона 1 – воздушное пространство; 2 – отверстие в скорлупе; 3 – скорлупная оболочка; 4 – хорионаллантоисная оболочка; 5 – желточный мешок; 6 – белок; 7 – амнион; 8 – плод; 9 – аллантоисная полость. Заражать можно эмбрионы различно: 1) на хорионаллантоисную оболочку; 2) в желточный мешок; 3) в аллантоисную полость или в ткань эмбриона. Внимание!!! Заражение эмбриона происходит в асепти-ческих условиях, а вирус, содержащий материал, должен быть освобожден от бактерий путем добавления антибиотиков. |
№ п\п | Этап выполнения | Способ выполнения | Самоконтроль |
«А» 3. 4. | Строение фага Строение Т – фага: 1. Головка 2. ДНК 3. Стержень 4. Чехол 5. Базальная пластинка 6. Шипы 7. Хвостовые фибриллы Морфология фагов: 1. Фаги с головкой 2,3. Головка с отростком 4. Бесхвостные фаги 5. Нитчатые фаги | Рассмотрите рисунок 21 в Методических указаниях «Строение Т – фага кишечной палочки». Обратите внимание на отросток, который представляет собой полый цилиндр, покрытый чехликом. | 1. Дайте определение понятию фаг. 2. Кто впервые наблюдал действие фага? 3. Какова природа химического состава и строения фага? 4. В чем выражается специфичность действия фага? 5. Чем отличается действие вирулентного и умеренного фага? |
|
Рассмотрите рисунок 22 «Морфология фагов» в Методических указаниях. Зарисуйте. Обратите внимание на длину отростка. Запишите в тетради, какой фермент находится на конце отростка. | |||
5. 6. 7. | Взаимодействие фага с чувствительной клеткой. Взаимодействие фага с бактериальной клеткой 1. – внедрение нуклеиновой кислоты фага в клетку; 2. – молодые, размножающиеся фаги; 3. – зрелые фаги; 4. – выделение фагов. Контроль. (Тестовые задания по теме) Заключение по занятию. | Зарисуйте рисунок 23 «Схема основных этапов взаимодействия фага с бактериальной клеткой». Запишите стадии этого процесса. Методическое пособие. Раздаточный материал. Колонии фагов кишечной палочки 1 – крупные; 2 – мелкие. Заполните бланк ответа. Подведение итогов. Оценка деятельности студентов преподавателем. |
Литература (1) стр. 435 – 460 (4) стр. 335-360 (8) стр. 21; 33-40
Зачтено _____________
«____»_______________
Подпись преподавателя