Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Экология»




 

1. Основные этапы развития экологии и их содержательные стороны.

2. Предмет, задачи и методы экологии. Структура экологии.

3. Понятие экологического фактора. Основные группы экологических факторов и их характеристика.

4. Закономерности воздействий экологических факторов на организм.

5. Экологические группы растений по отношению к основным факторам среды.

6. Экологические группы животных по отношению к основным факторам среды.

7. Понятие среды обитания. Наземно-воздушная среда, её характеристика и особенности.

8. Водная среда. Характеристика и отличительные черты.

9. Почва как среда обитания, её специфичность.

10. Специфическая среда обитания.

11. Понятие адаптации. Ход адаптации. Положительные и отрицательные стороны адаптации. Значение в эволюции.

12. Гомеостаз как процесс поддержания постоянства внутренней среды организма.

13. Понятие жизненной формы. Жизненные формы растений.

14. Жизненные формы животных.

15. Популяция, основные её свойства.

16. Структура популяции: возрастная, половая, пространственная

17. Гомеостаз популяции. Механизмы гомеостаза популяции.

18. Динамика популяции.

19. Внутривидовые отношения в популяции.

20. Понятие биоценоза. Особенности природных сообществ.

21. Типы связей в биоценозе.

22. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая.

23. Фитоценоз: ярусность и мозаичность.

24. Межвидовые отношения в биоценозе. Экологическая роль хищничества и паразитизма.

25. Понятие экосистемы. Компоненты экосистемы. Свойство целостности.

26. Динамика и развитие экосистемы. Экологические сукцессии.

27. Антропогенные экосистемы, их особенности.

28. Целостность биосферы как глобальной экосистемы.

29. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.

30. Принципы современных взаимоотношений человеческого общества и природы.

31. Основные экологические проблемы региона и пути их решения.

32. Экологический кризис и принципы рационального природопользования.

33. Система мониторинга окружающей среды.

34. Проблемы загрязнения природной среды.

35. Проблемы экологической этики.

 

 

1, Этапы развития экологии

Первые ботанико-географические сообщения экологического характера связаны с такими центрами древней культуры, как Китай, Египет, Индия, Греция. Уже в работах древнегреческих философов Гераклита (530 - 470 гг. до н.э.), Гиппократа (460 - 356 гг. до н.э.), Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), Теофраста Эрезийского (372 - 287 гг. до н.э.), Плиния Старшего (23 - 79 гг.) и других содержатся сведения экологического характера. Например, Аристотель описал 500 известных ему видов животных, особенности их поведения и приспособления к условиям окружающей среды. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский - "отец ботаники", как его часто называют, описывал особености роста растений в разных условиях среды, зависимость их форм и особенностей их роста от грунта и климата.В эпоху Возрождения продолжалось накопление данных о раститальном и животном мире. Первые систематики Д. Цезалпин (1519 - 1603), Д.Рей (1627 - 1705), Ж.Турнефор (1556 - 1708) в своих трудах приводят сведения экологического характера, в частности, зависимость распространения растений от условий их произрастания.

Второй п ериод развития экологичекой науки связан с крупномасштабными ботанико-географическими исследованиями в природе. Начальный вклад в развитие этого направлния исследований внесли систематик растений и животных видный шведский ученый Карл Линней (1707 - 1778), российские ученые М.Лепехин, К.Ф.Рулье, М.А.Северцов, А.М.Бекетов, немецкий биогеограф О.Гумбольдт, швейцарские ботаники отец и сын Декандоли, английский ученый-эволюционист Чарлз Дарвин.

Третий этап системных исследований охватывает конец XIX - первую половину XX вв. и связан с именами российских ученых В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, Г.Ф.Морозова, В.М.Сукачева, украинских ученых Г.М.Высоцкого (1865 - 1940), П.С.Погребняка (1900 - 1970). Заметное место в развитии системных экологических исследований занимают труды немецких ученых Э.Геккеля, Р.Гессе, В.Кюнельта, американских исследователей В.Шелфорда, Р.Чепмена, Г.Кларка, английских - Ч.Элтона, А.Тенсли, швейцарца К.Шретера, испанца Е.Макфельдьена и других.

2, Предмет экологии. Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местообитание и logos — учение) — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания. Термин «экология» впервые ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. в книге «Всеобщая морфология организмов»

Задачи экологии: изучение двусторонних связей между биологическими объектами разных уровней организации и средой; изучение механизмов адаптаций к среде; изучение механизмов устойчивости экосистем; изучение механизмов поддержания биоразнообразия; исследование продукционных процессов; моделирование экологических систем и процессов; изучение законов взаимодействия человеческого общества и природы, прогноз и оптимизация этого взаимодействия и др.

Методы экологических исследований. Современная экология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента дает возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями

 

4, Экологические факторы – это все компоненты окружающей среды, которые влияют на живые организмы и их группировки. Экологические факторы делятся в зависимости от природы и особенностей действия на абиотические, биотические и пан тропические.
Абиотические факторы являются компонентами и свойствами неживой природы. Они влияют на живые организмы прямо или опосредованно. Это такие факторы: температура, освещенность, газовый состав воздуха, соленость, влажность и др.
Биотические факторы – это все формы взаимодействий между организмами в популяции, популяций в группировках. Организмы взаимодействуют между подобными себе – внутривидовые связи и с особями других видов- межвидовые связи
Изменения экологических факторов бывают: периодическими (в зависимости от времени суток, года, положения Луны относительно Земли), непериодическими (землетрясения, ураганы), продолжительными (изменения климата, площадей суши и др.).
Живые организмы приспосабливаются к условиям среды. На них действует не отдельный фактор, а целый комплекс. Поэтому организмы приспосабливаются ко всему комплексу экологических факторов. Совокупность условий, в которых живут определенные особи, группы организмов, называется средой обитания.
Приспособления организмов к условиям среды обитания называются адаптацией. Адаптации вырабатывают все организмы, существующие на планете. Они существуют до тех пор, пока не изменяются условия окружающей среды. Поэтому адаптации непостоянны.
4,Основные закономерности влияния факторов на организмы:
1) правило экологической индивидуальности – не существует двух близких видов, подобных по своим адаптациям. Например, крот роет почву конечностями, слепишь – резцами;
2) правило относительной независимости адаптации – хорошая приспособленность организмов определенному фактору не означает такой же приспособленности к другому фактору другому. Например, речные раки живут на дне и питаются живыми организмами и остатками, но очень чувствительны к загрязнению воды;
3) закон оптимума – каждый фактор положительно влияет на организм лишь в определенных границах.
Зона оптимума – это благоприятная интенсивность влияния экологического фактора для организмов определенного вида.
Зона пессимума – это отклонение интенси

7, Понятие среды обитания.

Среда обитания человека подразделяется на производственную и непроизводственную (бытовую).

Основным элементом производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимосвязывающих элементов (рис. 2), составляющих структуру труда: С - субъектов труда, М - "машины " - средств и предметов труда; ПТ - процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, ПрТ - продуктов труда как целевых, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., ПО производственных отношений (организационных, экономи­ческих, социально-психологических, правовых по труду: отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.). Элементы непроизводст­венной среды: природная среда в виде географо-ландшафтных (Г-Л), геофизических (Г), климатических (К) элементов, стихийных бедствий (СБ), в том числе пожаров от молний и др.природных источников, природных процессов (ПП) в виде газовыделений из горных пород и т.п. может проявляться как в непроизводственной форме (сфере), так и произ­водственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства как строительство, горной промышленности, геологии, геодезии и других.

Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности.

Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.

В средние века господство схоластики и богословия ослабило интерес к изучению природы. Однако в эпоху Возрождения, Ренессанса великие географические открытия снова возродили биологические исследования натуралистов.

8, Водная среда обитания является исходной для всех земных форм жизни. Подавляющее большинство организмов – первично-водные, то есть сформировавшиеся именно в водной среде обитания.

Особенности водной среды проистекают из физико-химических свойств воды. Так, большое экологическое значение имеют высокая плотность и вязкость воды. Удельная масса воды соизмерима с таковой тела живых организмов. Плотность воды примерно в 1000 раз выше плотности воздуха. Поэтому водные организмы (особенно, активно движущиеся) сталкиваются с большой силой гидродинамического сопротивления. Эволюция многих групп водных животных по этой причине шла в направлении формирования формы тела и типов движения, снижающих лобовое сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.

Главной отличительной особенностью водной среды является ее относительная консервативность. Амплитуда сезонных или суточных колебаний температуры в водной среде намного меньше, чем в наземно-воздушной. Рельеф дна, различие условий на различных глубинах, наличие коралловых рифов и проч. создают разнообразие условий в водной среде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: