Консультация
Играем – память развиваем!
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницей всех известных наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Есть разные виды памяти: наглядно-образная (помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов), словесно-логическая (запоминаются формулы, схемы, термины), эмоциональная (пережитые чувства). В зависимости от длительности хранения информации: кратковременная память (материал запоминается быстро, но ненадолго), долговременная (требует больших усилий, но позволяет сохранить информацию на многие годы). Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память бывает механической и смысловой. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке). А другая часть – к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина автомобильной катастрофы. Это непроизвольная память. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высокоразвитую зрительную память, А у спортсменов развита память на движения (двигательная).
|
Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).
Для дошкольников основным видом деятельности является игра. Поэтому мы развиваем память в игровой форме, что помогает поддержать интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходить быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, мы развиваем опосредованную память, увеличиваем скорость и объём запоминания.
«Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ребёнок рассматривает 5 предметных картинок (на картинке изображён только один предмет) и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображённый на ней.
Упрощение: дети называют картинки не по порядку; предварительно (при рассматривании картинок) спрашиваем:
«Кто здесь живой? Назови всё съедобное. Что сделано руками человека (что сшили, сварили, испекли и т. д.)? Во что можно играть (назови игрушки)? Что может летать?»
Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.
|
Расскажи и покажи»
Цель: развитие умения использовать мнемические приёмы (приёмы для запоминания текста). Используя подходящие по смыслу жесты (подсказанные взрослым), дети лучше запоминают тексты. Используем при выполнении физминуток, упражнений пальчиковой гимнастики, разучивании стихов к празднику.
Усложнение: постепенное увеличение темпа проговаривание текста.
Ёлочка
|
Использование мнемотаблиц при разучивании скороговорок, стихов, составлении рассказов.
«Кто не на месте?» «Чего (кого) не стало?»
Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Пять-десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами две игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз. Кроме игрушек используем предметные картинки. Вариант: пятеро детей встают в ряд, остальные ребята запоминают их местоположение.
«Каскад слов, цифр»
Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.
|
Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.
1. огонь; 2. дом, молоко; 3. конь, гриб, игла; 4. петух, солнце, асфальт, тетрадь; 5. крыша, пень, вода, свеча, школа; 6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб.
«Мемори»
Цель: развивать зрительную память.
Перевёрнуты 9-16 картинок. За один ход можно одновременно перевернуть только две. Одинаковые картинки убирают. Разные – переворачивают обратно. Нужно как можно скорее убрать все картинки. Для этого ребёнок старается запомнить местоположение ранее перевёрнутых картинок.
«Запомни фразы»
Цель: развивать смысловую память.
Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать: 1. Мальчик упал. 2. Девочка плачет. 3. Бабушка читает.
Упрощение: показать подходящие сюжетные картинки.
Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы.
Желаю успехов!