ПРИЗРАКИ
Посланцы смерти
В каждой стране, у каждого народа существовали суеверия, приметы и знамения, предвещавшие приближение смерти. Например, остановившиеся или начавшие не вовремя бить часы. Нарушение нормальной индикации времени предупреждало, что Смерть приметила для себя этот дом. Знаком близкой кончины могла служить и обычная свеча, если плавящийся воск, стекая, окутывал ее со всех сторон, как саван. Птицы также считались посланцами Смерти, которых она отправила для сопровождения души из этого мира в загробный. Если птица влетала в открытое окно или билась крыльями о закрытые ставни, если рядом с домом долго кричала сова, если ворон, отбившись от своей стаи, громко каркал перед дверью - все это считалось дурным предзнаменованием для живущих в этом доме. Кроме того, по миру странствовали призрачные фигуры. Они бродили по полям, по улицам поселков, ожидая случая сообщить кому-то роковую весть. Зачастую для человека было достаточно увидеть призрак, чтобы навлечь на себя беду.
Анку
В Бретани, что находится на западе Франции, на дорогах встречался страшный призрак, известный под именем Анку. Он шагал рядом со своей повозкой, которую тащили лошадиные скелеты. Те, кто слышали, находясь дома или в таверне, как грохочет, проезжая по улице, экипаж, боялись даже выглянуть в окно, чтобы не привлечь внимания самого Анку, потому что это означало неминуемую смерть. Высокий и изможденный, с длинными белыми волосами, одетый во все черное, с широкополой шляпой бретанского фермера на голове, Анку нес на плече косу, заточенную о человеческую кость. Он шагал неуверенной походкой слепого - глазницы его были пусты, - тряс головой и вынюхивал тех, у кого не хватило ума спрятаться при звуке колокольчиков его повозки. Остается неясным, кем он был на самом деле. По предположениям одних - это Каин, первый из людей, убивший своего брата и обреченный вечно странствовать по земле в поисках новых человеческих жертв. Другие утверждали, что это призрак последнего умершего в предыдущем году человека, который вернулся, чтобы подобрать себе компанию для холодной могилы. Но все сходились в одном: это - олицетворение самой Смерти. Страшно было встретиться с Анку на пустынной дороге после захода солнца. Любого, застигнутого врасплох, невероятная сила прижимала лицом к земле, а попавшая в рот земля была той самой, что когда-то бросят на крышку его гроба. Умереть этот человек должен был не позднее, чем через два года. Тем же, кто встречал Анку поздно ночью, было еще хуже: они умирали в течение одного месяца, а их тела бросали в скрипучую повозку, которую никогда нельзя было наполнить доверху.
|
Черная Раковина
В разных частях Британских островов ее называли по-разному: в Норфолке - Черная Раковина, в Ланкашире - Крикун, в Йоркшире - Бродяга. Однако все описания совпадали. Это была огромная лохматая собака, черная, как ночь, с большими, как блюдца, глазами, светящимися в темноте красным светом. Считалось, что этот призрак был потомком собаки Одина, норвежского бога войны. Его встречали на морском. побережье и в центральных графствах, а также на болотах. Ночью зверь часто рыскал по полю в поисках незадачливых путешественников, которым уже давно следовало бы добраться до дома. Человек, встретившийся с собакой глазами, застывал, завороженный ее мутным взглядом, а та, раздуваясь и становясь размером с быка, постепенно исчезала, растворяясь в темноте. Этого зрелища было достаточно - дни бедолаги уже были сочтены
|
Дикие Охотники
Дьявол брал с собой за компанию души замученных, и те помогали ему охотиться на живых. Визжащие собаки были демонами или, по другим источникам, душами некрещеных детей. Охотники скакали сквозь ночь, трубя в рога и пришпоривая своих коней. Любого попавшегося им на пути беззащитного путника они сбивали с ног, хватали и уносили в неведомые дали, откуда он вряд ли мог выбраться. Для того, кто услышал приближение демонов, был единственный способ зашиты: упасть на землю лицом вниз и вцепиться, что есть силы, в ветви или корни кустов. Смотреть вверх не рекомендовалось, потому что встреча взглядом с Дьяволом означала либо неминуемую смерть, либо безумие. В доказательство приводились многочисленные истории. Вот одна из них. Как-то раз фермер возвращался с ярмарки из Уайдкомба, что в Девоншире. То ли потому, что он выпил слишком много эля, то ли потому, что разыгралась гроза и стало холодно, дорога домой тянулась медленно. Нахлобучив почти на самые глаза шляпу, крестьянин тащился сквозь дождь и ветер верхом нэ лошади, едва разбирая дорогу. Вдруг животное резко остановилось. Фермер, сдвинув шляпу, увидел, как стая свирепых собак окружила его лошадь. Прямо перед ним на черном, как уголь, коне восседал охотник, одетый во все черное. Лицо его пряталось под широкими полями шляпы, а к седлу были подвешены туши убитых зверей. Все еще находясь под воздействием эля, фермер рассмеялся и сказал: "Эй, охотник, поделись своей добычей". Черный всадник, взглянув свысока, засмеялся в ответ, снял с седла одну тушу, замотанную в тряпку, и кинул крестьянину. Затем он повернул коня и ускакал в темноту. Фермер открыл неожиданный подарок и чуть не свалился с лошади, пораженный увиденным. В свете молнии ему показалось, что там лежало тело сына. Но спустя мгновенье, он не обнаружил ничего, кроме своих трясущихся рук.
|
Плакальщица
В Шотландии и Ирландии еще одно странное видение нагоняло на людей страх. Это были "плакальщицы" - особый вид колдуний, живших в удаленных ручьях и укромных прудах. Стоя на коленях у воды, они непрерывно полоскали, колотили о камни и выжимали окровавленные саваны, напевая при этом погребальные песни. Если проезжавший мимо путник набирался храбрости заговорить с плакальщицей, то та сообщала ему имена тех, кому вскоре суждено умереть, - их саваны она и стирала. Если путник был настойчив, то колдунья рассказывала и о его собственной судьбе.
Одна из легенд гласит, что при жизни плакальщица была молодой женщиной, которая несвоевременно умерла при родах. И теперь она стирает погребальное одеяние тех, кто вскоре должен присоединиться к ней. Это будет продолжаться до того дня, в который женщина должна была бы умереть естественной смертью. Другие же считают, что плакальщица - это призрак одного из давно умерших членов семьи, который приходит, когда кто-то из родственников должен уйти в загробный мир. Белая, костлявая, с длинными волосами и налитыми кровью глазами, она плакала и причитала по ночам рядом с домом. Ее вопли были слышны за любыми стенами, то в одном окне, то в другом появлялось ее лицо. Говорили, что она высматривает того, кто умрет, а найдя его или ее, подзывает к себе. Тому, на кого пал ее выбор, кто увидел иссохший палец призрака, не оставалось ничего другого, как следовать за ней. Переселение всей семьи в удаленные от родового гнезда земли не спасало от плакальщицы. Леди Уайльд (мать Оскара Уайльда) в своем сборнике древних ирландских легенд привела случай, произошедший с семьей ОТрейди. Они уехали в Канаду, прочь от "загадочного влияния старых владений предков", надеялись спрятаться от "духа смерти". Призрак же, по-видимому, последовал за ними через океан:
Двойники
Жуткий образ, который появлялся как отражение в окне или в зеркале, мог оказаться вашим собственным двойником, предсказывающим вам неминуемую смерть.
Иногда двойников описывали как воплотившиеся души, иногда как отражение астрального тела или ауры, но всегда их появление считалось предзнаменованием. Говорят, что королева Елизавета 1 незадолго до смерти увидела себя, лежащей на смертном одре. Гете и Шелли тоже встречали двойников. Когда царица Екатерина II увидела себя, идущую навстречу, то решила не испытывать судьбу и приказала солдатам стрелять в двойника. Долгое время считалось, что ведьмы способны создавать образ двойника и посылать его на злые дела в овольно удаленные места. В результате повесили много женщин, хотя и нельзя было с полной уверенностью установить, что ведьма раздваивалась и присутствовала, например, там, где сгорел сарай, пал скот, умер человек или случилось бедствие, в котором ее обвиняли. В другом случае двойник - или кто-то еще - мог быть вызван и увиден. По старому обычаю накануне Дня всех святых девушка зажигала перед зеркалом две свечи и ела яблоко. Она могла разглядеть призрачный образ будущего мужа, который смотрел как бы из-за ее плеча. А если у девушки хватало смелости выбраться на кладбище и обойти вокруг него двенадцать раз, то она могла встретиться с двойником. Существует еще одно поверье: любой, пожелавший узнать, кто скончается в будущем году, должен встать около церковной двери вечером 24 апреля, накануне дня gb. Марка. Ровно в полночь эфирные двойники всех, кого в этом году приберет смерть, последуют торжественной чередой прямо в церковь. Если несчастный увидит среди них себя, значит, его дни сочтены. Боязнь увидеть двойника сохранилась и в наши дни. Например, следуя обычаю, возможно, и сами не зная почему, люди закрывают зеркала в доме, где есть покойник..Когда-то считали, что двойник живого человека, пройдя через стекло, отражался и мог быть захвачен умершим в загробный мир.
Дрожащий мальчик
Грипмейнский замок, что в Нортумбрии, не так пугает своим видом, как прикосновением тоненьких ледяных пальчиков и детским шепотом: "Холодно, как холодно".
Легенда гласит, что один мальчик, живший в XV веке, унаследовал от умершего отца замок. Дядя наследника, ставший опекуном, захотел прибрать замок к своим рукам. Он морил мальчика голодом, а потом бросил чуть живого в поле во время страшной метели. Ребенок погиб в снегу. После смерти призрак шестилетнего мальчика вернулся в замок и теперь бродит по его залам, стуча зубами от холода. Если он войдет в комнату, где кто-то спит, то может, всхлипывая, постоять у кровати или, вытянув ледяную руку, дотронуться до бровей спящего. Почувствовать его прикосновение или увидеть эту печальную фигуру считалось дурным предзнаменованием.
Мертвецы со свечками
Их часто видели на кладбищах и на болотах. Из-за характерного расположения - на высоте человеческой руки - эти огоньки в Уэльсе и некоторых других местностях называли "свечками покойника". Считалось, что увидевший их. получил предупреждение о приближающейся смерти.
Эти жутковатые пляшущие кружки света имели много названий: "блуждающие огоньки", "фонарики Св. Джека", "огни эльфов", "огни Св. Эльма" (на море), "фонарики монаха" и "странные огни"(ignis fatuus). Такое свечение иногда можно наблюдать и сегодня. Его объясняют необычным состоянием атмосферы или горением газов при разложении умершего животного либо растения. Для болот, как, впрочем, и для кладбищ, такое объяснение вполне подходит. Но нашим предкам оно было неизвестно. Для них встреча с блуждающими огнями была знамением, беды, а те, кто их "нес", пришельцами с того света, явившимися причинить зло живым.
Известно много случаев, когда люди были столь безрассудными, что пускались вслед за огнями. Путешественники, принимая их издали за свет жилья, попадали на болото, сбивались с пути, проваливались в трясину или заходили в непролазный кустарник. В Германии говорили, что огоньки на болоте - это призраки тех, кто украл у соседей землю. Финны называли их "льеккьо" и верили, что это души детей, похороненных в лесу. В Северной Европе огоньки считались духами древних воинов, все еще охраняющих зарытые с ними в могилу сокровища. Но все сходились в одном: следовать за болотными огнями опасно и зачастую это приводит к смерти.
ВАМПИРЫ
Но перед этим из могилы Ты снова должен выйти в мир
И, как. чудовищный вампир, Под кровлю приходить родную,
- И будешь пить ты кровь живую Своих же собственных детей.
о мгле томительных ночей, Судьбу и небо проклиная,
В Под кровом мрачной тишины Вопьешься в грудь детей, жены...
Когда с кровавыми устами, Скрежеща острыми зубами, В могилу с воем ты придешь,
Ты духов ада оттолкнешь Своею страшною печатью Неотвратимого проклятья..
Джордж Байрон. Гяур. 1813 '
(пер. С. Ильина)
ВКУС КРОВИ
Вампир - человек, поднявшийся из могилы, а оборотень - мужчина или женщина, которые превратились в волка. Эти два понятия имеют между собой много общего. Для начала скажем, что и те, и другие - из бренной плоти. Они не опальные ангелы, но и не посланные Сатаной демоны (кроме двух-трех известных случаев). Да, они несут зло, но свое собственное. У вампиров и оборотней есть общие физические черты - волосатые ладони и почти сросшиеся брови. Они также в равной мере обладают нечеловеческой силой. И те, и другие могут менять облик. Вампиры, как и оборотни, часто сами ходят в волчьем обличий. У них сильно развиты передние зубы, особенно клыки, жаждущие рубиновой теплой человеческой крови. Вампиры пьют кровь своих жертв, чтобы поддерживать вечную жизнь. Человек-волк - оборотень, как и любой хищник, - охотник от природы. Он получает удовольствие от мяса и крови своей добычи. Оборотни - людоеды и чрезвычайно плотоядны. Вампиры по сравнению с ними обладают более утонченным вкусом. Но и те, и другие прокляты Богом за свои дикие инстинкты. Если верить оккультным наукам, то оборотень после смерти становится вампиром. Происходит какая-то странная церемония перехода на новый уровень. Эти сообщники-убийцы объединены одной злой целью - сеять смерть и разрушения. Вампиры и оборотни существуют рядом с человеком не одно столетие, и их кровавые следы тянутся через века.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВАМПИРОВ
Слов "вампир" пришло из венгерского языка, а большинство преданий о них родилось в Восточной Европе. Ирландец Брэм Стоукер, написавший знаменитого "Дракулу", позаимствовал этот сюжет из легенд о Владе IV (его родовое звание и имя - граф Дракул) - трансильванском дворянине, который жил в XV веке и сражался против турецкого ига. Влад также был известен своими садистскими наклонностями - он наслаждался истязаниями пленных узников. Легенда гласит, что граф любил устраивать пирушки среди огромного, количества заостренных деревянных кольев, на которые были насажены тела турок, плененных в бою, поэтому он вошел в историю под прозвищем Тепеш ("Сажающий на кол"). Но не меньше ужаса навевал Тепеш и на своих соотечественников. В окрестностях его замка исчезали люди. За высокими каменными стенами свершались ужасные и богомерзкие дела. В одной из историй об этом замке графа назвали "вампиром". Его пристрастие к крови разделяли и другие карпатские дворяне. В 1610 г. по указу венгерского короля была казнена графиня Элизабет Батори. Она, неплохо разбиравшаяся в оккультизме, узнала, что может продлить молодость и красоту, если будет купаться в крови молодых девушек. Многие ничего не подозревавшие девушки были завлечены в ее замок, а затем обескровлены и похоронены там. Но одной из них удалось бежать, она и поведала эту ужасную историю. В наказание за совершенные злодеяния "кровавую" графиню заживо замуровали в ее собственной спальне. Из таких мрачных историй рождались легенды о вампирах. В 1897 г. Стоукер в своем романе создал, опираясь на исторические факты и частично домысливая историю, образ самого графа Дракулы. Вот как описано первое явление графа Джонатану Харкеру в романе БрэмаСтоукера:
"Внутри стоял высокий старик, чисто выбритый, с длинными седыми усами, одетый с головы до пят во все черное, без единого цветного пятнышка. Он продвигался вперед рывками. Сжимая мою руку с такой силой, что я сморщился от боли, несмотря на то, что его собственная рука была холодна, как лед, и больше подошла бы покойнику, чем живому человеку... Лицо его было властным - очень энергичным - с тонким орлиным изогнутым носом и особенно раздувающимися ноздрями, с величественным высоким лбом. На висках волосы были жидкими, но зато в остальных местах сильно разросшимися. Густые брови его почти что срастались на переносице... Рот застыл в зловещей улыбке, открывая чрезвычайно острые зубы, которые даже выступали за губы, чей ярко-красный цвет свидетельствовал об изумительном здоровье старика, несмотря на его возраст. И наконец, бледные уши его по краям были необычно заострены, а подбородок широк и массивен, щеки же казались напряженными и тонкими. Первое, что бросалось в глаза, была его мертвенная бледность... Нельзя было не заметить, что они [его руки] были довольно крепкими, крупными, с короткими толстыми пальцами. Самое странное, что на ладонях его росли волосы. Длинные тонкие ногти на концах были заострены. Когда граф наклонился и прикоснулся ко мне, я не смог подавить дрожь. Во всех его чертах и в голосе было спокойствие, но когда я слушал его, то откуда-то издалека, снизу, с улицы до меня донесся волчий вой. Глаза графа заблестели, и он произнес: "Слушайте их - детей ночи. Какая чудесная музыка!"
КАК СТАНОВЯТСЯ ВАМПИРАМИ
Большинство людей стали вампирами, согласно легендам и преданиям, из-за общения с другими вампирами. Однажды укушенный ими человек оказывался "зараженным опасной инфекцией вампиризма". Такие люди сразу же обретали вечную жизнь, но были обречены на постоянную "жажду крови", чтобы продлить свое существование. Возникает вопрос... А с кого же началась эта кровавая цепочка? По этому поводу существуют разные мнения. Согласно одной версии, вампиры - это оживленные трупы умерших во грехе, которые были не приняты церковью и, соответственно, утратили надежду на спасение. В славянских странах считали, что потенциальными вампирами могли быть те, кто в жизни был зол и жесток или же занимался черной магией, равно как и самоубийцы, клятвопреступники или дети, проклятые своими родителями. Естественно, что в этот список входили те, кто был отлучен от церкви. В других странах, таких как Греция и Сицилия, вампирами могли стать мертвые, чье убийство не было отомщено: любой, кто погиб насильственной смертью, мог выйти из могилы вампиром и восстановить справедливость. Еще одно старое поверье, распространенное от Румынии до Китая, гласило, что если через гроб, еще не преданный земле, перескочит кошка (собака, курица или любое другое животное), то покойник превратится в вампира. Поэтому за гробами до погребения старались хорошо следить. Если из гроба раздавался какой-либо непонятный шум или над ним внезапно пролетала птица, или даже вдруг открывалось веко покойного, то в гроб клали веточку боярышника, а если ее не было под рукой, то зубок чеснока.
СИЛА ВАМПИРОВ
Вампиру суждено было бродить по земле, каждую ночь подыскивая новую жертву, чтобы удовлетворить мучительную жажду. Известно, что у них было много таинственных способностей, помогавших в этом деле. Первой из них следует назвать умение изменять форму тела. Похороненному вампиру вовсе не нужно было всякий раз, когда он покидал могилу, прорывать, как кроту, выход на поверхность в шестифутовой толще грунта. Считалось, что он может просочиться наверх сквозь землю и, оказавшись на поверхности, принять прежнюю форму. По своему желанию вампир мог стать волком, летучей мышью, кошкой, крысой и даже легким туманом. В том или ином облике он мог взобраться на любую стену, пролезть в любое окно и даже проникнуть через замочную скважину. Если не было принято специальных мер предосторожности, то ни в одном месте нельзя было находиться в полной безопасности. И не было места более опасного, чем свой собственный дом. Вампиры имели склонность навещать прежде всего членов своей семьи: мужья - жен, а жены - мужей. Молодые женщины разыскивали своих бывших женихов. Все без исключения, и мужчины, и женщины, отдавали предпочтение молодым, здоровым и привлекательным жертвам. Теоретически, кровь молодых была питательнее и целебнее.
Вампиры могли подчинять себе разных ночных тварей для выполнения собственной воли. Так Дракула держал стаю волков, чтобы те защищали замок и отпугивали непрошеных гостей. Кроме того, он мог гипнотизировать людей, лишая их возможности сопротивляться и помнить о том, что с ними произошло.
ЧЕГО БОЯТСЯ ВАМПИРЫ
Существует много примеров того, что смертным врагом вампиров было солнце. Попасть под открытые солнечные лучи было для них все равно, что войти в пылающую печь. Согласно другим источникам солнечные лучи причиняли им лишь неудобство. Вампиры имели право покидать свое жилище только с наступлением темноты, днем же были обязаны возвращаться в свои могилы или склепы. Возможно, такое поведение было предопределено волей свыше, но кроме этого было еще немало условий, которых вампирам было необходимо придерживаться. Вампир не мог выносить запаха чеснока, не терпел распятий и других святых реликвий. Вампиры не могли отражаться в зеркалах и поэтому сторонились их. По некоторым данным, они не способны были перейти через текущую воду. Вампира практически невозможно было поймать, но можно было убить.
Сперва, конечно, нужно было выследить могилу вампира. Если не было видно характерных дыр в земле, то приходилось выкапывать всех покойников. Тот, чье тело выглядело здоровым и неразложившимся, являлся вампиром. Если он недавно утолил свою жажду, то, как утверждают некоторые знатоки, тело его должно быть раздуто, как у пиявки, или гроб забрызган кровью. Другой метод, с помощью которого находили могилу вампира, состоял в следующем. На кладбище выпускали белого племенного жеребца, который еще ни разу не спотыкался. Считалось, что лошадь перешагнет все могилы, кроме могилы вампира. Отыскав жилище вампира, можно было применить несколько способов, чтобы навсегда покончить с ним: выстрелить в него освященной серебряной пулей или же связать в гробу специальными узлами. Но самым верным и испытанным способом был следующий: в сердце вампира одним ударом втыкали деревянный кол. После этого обычно голову отсекали церковным мечом, а затем все части тела вампира вместе с опоганенным колом сжигали, а пепел рассеивали по ветру.
Но вопреки ожиданиям вампиры иногда оставались живы. В начале XVIII в. венгерский городок Лиебава подвергся нападениям вампира. По велению епископа Оломуцкого(Olmuts) было начато расследование: человека направили на колокольню, чтобы следить за кладбищем. В одну из ночей он увидел, как вампир в саване, тащившемся за ним, появился из могилы. Как только вампир скрылся из вида, оставив саван на могильном камне, наблюдатель схватил это покрытие и снова забрался на верх колокольни. -Через несколько часов вампир вернулся. Увидев, что саван исчез, он пришел в ярость. Человек с колокольни окликнул его:
"Смотри, он здесь у меня. Если хочешь забрать его, то тебе придется подняться ко мне".
Вампир бросился к приставной лестнице и стал карабкаться по ступенькам. Когда он добрался до верха, человек вытащил молоток и ударил вампира по голове. Тот на какое-то время вцепился в лестницу, а затем, ослабев, рухнул на землю. Человек поспешил вниз и, пока вампир был в беспамятстве, отсек ему топором голову. Ночные нападения в Лиебаве с тех пор прекратились. Сложнее было справиться с вампиром в восточноевропейском торговом городе Кринче. В 1672 г. умер житель этого города по имени Георг Грандо. Он был похоронен монахом св. Павла. Но когда тот отправился к жене Грандо, чтобы утешить ее, то увидел за дверью призрачную фигуру покойника. Монах и все, кто был в доме, бросились бежать. Фигуру Георга еще не раз видели бродящей по ночным улицам города. Он слегка постукивал в двери домов и, не дожидаясь ответа, уходил дальше.
Скоро заметили, что после посещения Грандо в домах кто-нибудь умирал. Вдова Георга была убеждена, что призрак мужа приходит.к ней по ночам, напускает глубокий сон и сосет ее кровь.Верховный судья города дал указание заняться этим странным делом. Он сам, вместе с группой горожан, отправился на кладбище. Когда откопали гроб и вскрыли его, то увидели, что Грандо лежал здоровый и румяный. На губах его застыла легкая улыбка. Потрясенные этим зрелищем горожане в страхе бежали с кладбища, и судье пришлось снова возвращать их. На этот раз они привели с собой священника, прихватив толстый заостренный кол из боярышника. Священник, приступая к делу, опустился на колени рядом с трупом и, держа перед его глазами распятие, нараспев заговорил:
"О вампир, взгляни сюда, это Иисус Христос, спасший нас от мук ада и умерший за нас на кресте".
По щеке покойника прокатилась слеза. Чем больше говорил святой отец, тем больше было слез. Горожане поднесли кол, нацелили его в грудь вампиру и сильно ударили по нему. Вместо того, чтобы пронзить тело, кол отскочил в сторону. Люди попытались еще раз вбить дерево, но оно отказалось войти в тело. Били снова и снова. Однако все было напрасно. Один из горожан, не выдержав, спрыгнул в могилу и обезглавил труп топором. Внезапно раздался пронзительный вопль, тело задергалось в конвульсиях, и дух зла исчез навсегда.
ДЕМОНЫ
Как путник ночью по дороге
Шагает, ужасом, объят,
И, кинув беглый взгляд назад,
Он только ускоряет шаг
И больше вряд ли обернется;
Он знает - черный страшный враг
Злой демон в темноте крадется.
Колридж. Стихотворение
старого матроса. 1798
ОЦЕНИВАЙТЕ ДЕМОНОВ
ПО ЗАСЛУГАМ
Демонов часто характеризуют как отвратительных звероподобных существ, однако нельзя недооценивать ни их самих, ни их хозяина. В этом вопросе почти все теологи (богословы) и демонологи единодушны. Если бы дьявольские орды были немощными и глупыми, то вряд ли бы они смогли так сильно воздействовать на человеческую природу, и в мире не было бы столько зла и несправедливости. Немецкий врач Йохан Вейер, предостерегая нас, почти испытывает черную зависть к Сатане, восхищаясь им:
"Сатана обладает огромным мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой мудростью, острейшей проницательностью, совершенной осторожностью, несравнимым умением скрывать свои самые гнусные деяния под благопристойным видом, он коварен и безгранично жесток по отношению к человеку, неумолим и неисправим"
(1563 г.).
ï Собрание демонов а аду. Гюстав Доре
В 1580 г. Жан Боден, французский эксперт по ведьмам, напоминал своим слушателям, что даже самые незначительные солдаты сатанинских легионов обладают огромной мощью, достаточной для того, чтобы обманывать и соблазнять человечество:
"Нет сомнения, что дьяволы имеют во всем глубокие познания. Ни один богослов не истолкует Священное писание лучше, чем они; ни один юрист не знает более детально, как составлять завещания, договоры и акты; ни один врач или философ не сможет лучше их разобраться в человеческом теле, в небесных силах, звездах, птицах и рыбах, деревьях и травах, металлах и камнях".
Дьяволы могли спорить, рассуждать, как нельзя лучше вести переговоры. Согласно католическому учению, они считались в чистом виде нечистыми духами и обладали высоким интеллектом и самомотивацией. Их воля была направлена на причинение зла, подкуп и проклятие человеческого рода. Методы, которые использовали демоны, были необычны и хорошо продуманы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕМОНОВ
В течение веков огромное количество занятий в школах и даже досуг посвящались классификации низших демонов (также называемых дьяволами) на различные группы. Критерии, по которым проводилась эта классификация, были следующие. Выяснялось, в какой среде демоны жили: в огне, воздухе или воде. Определялось, какие бедствия они вызывали: войны, эпидемии или сумасшествия. Одна из наиболее известных систем классификации была разработана демонологом Альфонсом де Спина, разделившим нижние легионы демонов на десять основных категорий:
1. Парки (Fates), или Судьба. Некоторые утверждают, что видели парки (судьбу), но если это так, то они не женщины, а демоны.
2. Полтергейсты, которые слегка шалят по ночам,
например, роняют вещи, стягивают с вас одеяло или
громко топают.
3. Инкубусы и суккубусы. Эти демоны являются, в
основном, монашкам.
4. Марширующие демоны, обычно прибывают толпами и
сильно досаждают хозяевам.
5. Знакомые демоны, обычно едят и пьют вместе с
людьми.
6. Кошмарные демоны, приходят в снах и наводят на
людей ужас.
7. Демоны, образующиеся из семени и его запаха во
время совокупления мужчины и женщины.
8. Обманчивые демоны, появляются в образе мужчин
или женщин.
9. Чистые демоны, являются лишь святым людям.
10. Демоны, дурящие голову старым женщинам, после
чего те думают, что летят на шабаш.
Кроме этой странной систематизации существовала другая, довольно распространенная в прошлые века. По ней демоны делились в зависимости от места жительства на шесть типов. Эти шесть типов были впервые определены Михаэлисом Пселлусом (Michaelis Psellus), а позднее заново изложены Франческо-Марией Гуаццо в трактате "Compendium Msleficarum" (1608 г.).
" Первые - это огненные демоны, потому что они обитают в верхних слоях воздуха и не спустятся в нижние слои до самого дня Страшного Суда.Они не имеют никаких дел с людьми на Земле.
Вторая группа - воздушные, так как они живут вокруг нас в атмосфере. Они могут опускаться в Ад и время от времени являться взору людей, образуя физические тела из воздуха. Очень часто с божьего позволения (?) эти демоны колышут воздушные массы, вызывая штормы и бури, тайно желая принести людям разрушения.
Третья группа - земные, они несомненно были низвергнуты ангелами с небес за свои грехи. Одни из них живут в лесах и рощах, расставляя охотникам ловушки. Другие обитают в полях и по ночам сбивают путников с дороги. Третьи поселились в пещерах и других укромных уголках. Некоторые из них получают удовольствие от того, что тайно живут среди людей.
Четвертая группа - водные демоны, так как они живут в реках и озерах, то гневны, беспокойны, буйны и лживы. Они вызывают бури в море, топят в океане корабли, уничтожая жизнь в воде. Являются такие дьяволы преимущественно в образе женщин, поскольку живут в сырых местах и ведут относительно легкую жизнь. Те из них, которые обитают в сухой среде, обычно являются мужчинами.
Бельфегор, коварный демон,
соблазняющий людей богатством.
Л. Брентон
Пятая группа - подземные демоны, живут в горных пещерах и расщелинах. Они очень агрессивно настроены к тем, кто работает в шахтах или добывает золото, досаждают им и всегда готовы причинить зло. Такие демоны вызывают землетрясения, ураганы и огонь, разрушают фундаменты домов.
Шестая группа демонов - гелиофобы, или боящиеся солнца. Они ненавидят свет и боятся его, никогда не появляются днем и не могут принимать свою физическую форму до наступления темноты. Эти дьяволы наиболее таинственны, и характер их не постижим для человеческого разума, ибо душа у них темная, обуреваемая ледяными страстями, хитростью, беспокойством. Если ночью им повстречается человек, то они яростно нападают на него и с божьего позволения (??!) часто убивают прикосновением или дуновением. С ведьмами этот вид демонов дел не имеет, нельзя их также привораживать заклинаниями, так как они боятся человеческого голоса и вообще любого шума".
ИНКУБУСЫ
Согласно учению отцов церкви, инкубус был ангелом, попавшим в немилость из-за своего неудовлетворяемого влечения к женщинам. Став демоном, он продолжал потакать своим плотским страстям, нападал на уязвимых женщин, насиловал их во сне или же провоцировал в них такое сексуальное желание, которое мог удовлетворить лишь инкубус (по-другому известный как дьявольский любовник). Согласно общему мнению, демоны-духи не имеют своего тела, поэтому считалось, что инкубус либо материализовался в теле покойника, либо использовал человеческое мясо, чтобы сотворить из него собственное тело, в которое он затем вдыхал искусственную жизнь. Особенно яростные и хитрые демоны могли приходить, воплощаясь в тела реальных живых людей - мужа, соседа или симпатичного молодого конюха. Одна средневековая монашка сообщила, что подверглась сексуальному насилию со стороны местного прелата - епископа Сильвана, но последний заявил в свою защиту, что им в тот момент овладел демон. Монастырский совет поверил священнослужителю. Но как может женщина быть уверена в том, кто ее любовник? Существует несколько признаков, отличающих демонов от людей. Если в постель к женщине проник инкубус, то все остальные в доме погрузятся в глубокий сон, даже спящий рядом муж. Другие признаки еще более очевидны: инкубус часто оказывается отвратительным любовником, а его половой орган кажется железным. Он настолько велик, что причиняет боль и от него веет ледяным холодом Иногда половой орган инкубуса может иметь рожки. Случалось, что от таких нечестивых связей оставалось потомство. Все дети, рождавшиеся с отклонениями, сразу же попадали под подозрение. На близнецов также смотрели косо. Считалось, что маг Мерлин был как раз плодом такого совокупления. Средневековые документы пестрят записями о рождении полулюдей полузверей якобы от инкубуса. Но несмотря на повышенное внимание к этому типу демонов, видимо, так никогда и не было придумано никакого определенного способа защиты от них. Иногда помогали молитвы, иногда экзорцизм или благословение, но очень часто даже эти попытки оказывались бесполезны. По словам жившего в XVII веке монаха ордена францисканцев и автора "Demoniality" Людовико Синистрари, "инкубусы не подчиняются экзорцистам, не боятся заклинаний, изгоняющих их, не преклоняются перед святынями, ни в коей мере не испытывают перед ними страха... Иногда они даже смеются над экзорцистами и сами нападают на них и рвут священные одеяния". А если инкубуса сильно рассердят, то он может ответить с двойной яростью и нанести еще больше увечий. Когда Синистрари сам попробовал освободить одну почтенную даму от навязчивого инкубуса, демон собрал огромное количество черепицы для покрытия крыш и выстроил стену вокруг кровати женщины. "И когда стена была готова, то оказалась такой высокой, - сообщает Синистрари, - что супругам невозможно было выбраться из постели без лестницы".
СУККУБУС