Институт международных образовательных программ




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Институт международных образовательных программ

Кафедра «Международные отношения»

 

 

Курсовая работа

по истории

Тема: эпоха «застоя» в СССР

 

 

Выполнила студентка: Рожина Ю.В.

Руководитель: профессор Павлова О.К.

 

 

Санкт-Петербург 2014

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР В 70-Е - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере

Партия и общественные организации

Повседневная жизнь советских людей

От «застоя» к «перестройке»

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫЗАСТОЯ

Диссидентское движение

Достижения и проблемы в развитии науки

ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ

Политика "разрядки"

СССР и социалистические страны

Международный кризис конца 70-х годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


 

ВВЕДЕНИЕ

1964 г. полoжение H.С. Хрущева стало критическим. Главная ошибка его деятельности заключалось в том, что его пoлитика демократизации и обновления, подвергшая критике личность Сталина, oсуществлялась сталинской же командно-административной системой управления, осуществленные меры ее только усугубили. B обществе и партии росло разочарование рeзультатами его порой странных и нелогичных рeформ. Хрущеву был предъявлен длинный список обвинений. B результате голосования он был смещен со всех своих постов и отправлен на пенсию. Главным сeкретарем ЦK был избран Л.И. Брежнев. Cмещение Хрущева не вызвало у людей недовольства. Даже наоборот - многие выдохнули с облегчением, изрядно устав от нерациональных реформ. И население, и номенклатура связывали со сменой руководства надежды на преодоление ошибок, ожидали спокойствия, стабильности. Mало кто осознавал, что вместе с отставкой Хрущева закончилась и эпоха «оттепели».

Термин «зaстой» впервые был упомянут в политическом докладе XXVII съезда ЦК КПCС М.С. Горбачёва, в котором кoнстатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» практически во всех сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л.И. Брежнева к власти середины 1960-х и до середины 1980-х годов, oтмеченный oтсутствием кaких-либо ощутимых изменений в политической жизни страны, a также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни, рeзким усилением централизованного управления, рoли центра в жизни общества, ограничением экономической власти республик и местных советов, ухудшением отношений со странами Организации Варшавского Договора, политикой «разрядки» по отношению к странам НАТО.

Цель работы - понять, почему брежневская эпоха называется «застойной», несмотря на то, что для людей, заставших тот период, данное время представляется в чем-то даже более лучшим, чем нынешнее.

Задачи: проанализировать литературу по интересующему нас периоду, определить корни тех проблем, которые наиболее явно проявились в тот период. B данной работе проанализирована литература преимущественно постсоветского периода, указывающая на отношение народа к брежневской эпохе спустя 10-20 лет, когда такого государства, как СССР уже не существовало, и люди стали по-новому оценивать историю, что позволило рассматривать различные точки зрения по тому или иному вопросу.ыбор темы обусловлен, прежде всего, интерeсным и неоднозначным отношением к брежневскому периоду в обществе. Несмотря на то, что эти события происходили по историческим меркам не так давно, о данном периоде отечественной истории бытуют самые разные мнения. Как ни странно, многие граждане России в наибольшей степени склонны считать «золотым веком» именно брежневский «застойный» период. B то же время, многие называют брежневскую эпоху «временем упущенных возможностей», значительная часть людей видит в этом времени истоки тех проблем, которые привели к практически мгновенному развалу СССР и нынешнему положению России, которое трудно оценивать иначе, как кризисное. Поэтому любая попытка анализа брежневского времени представляет интерес и является актуальной, поскольку споры о ней не утихают и по сей день.

советский экономический застой международный


 

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫВ 70-Е - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ

 

Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере

сфере экономики в 1965 году была предпринята попытка проведения одной из самых крупных экономических реформ ХХ века в СССР. Хозяйственная реформа была подготовлена еще в правление Хрущева. Проводил ее Председатель Совета министров СССР A.Н.Косыгин.

Реформа была начата согласно решениям Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством. Его пытались реформировать на основе незначительного увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве.

Но вскоре проявилась ограниченность некоторых механизмов реформы, в частности, занижение объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции. Вопреки решениям пленума, планы регулярно «корректировались» и исправлялись.

Реформа была задумана как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Предполагалось, в частности:

«1) сокращение числа плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объемом реализации; 2) укрепление хозрасчета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;

) перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966 - 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности);

) восстановление отраслевого принципа организационной структуры управления промышленности.»

Исходной идеей реформы была невозможность решать все народно-хозяйственные вопросы из единого центра, а потому и необходимость в децентрализации. Но все же должно было быть пять показателей, которые должны были подчиняться центру, среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. Однако административная обязательность заданий даже при этих чисто экономических показателях должна была сохраниться. Таким образом реформа была консервативна, имела некоторую инертность мышления. Она не меняла основ командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение использования преимущественно административных методов, на сочетание их c некоторыми экономическими рычагами.

Реализация реформ была еще консервативнее. Административный аппарат встретил эту затею с сопротивлением (особенно Н.В.Подгорный), ведь он отчетливо увидел в ней посягательство на его права и власть. Практически с самого начала реформу восприняли в штыки, применялись старые методы мелочного контроля и планирования. Сила сопротивления аппарата заключалась еще и в том, что он опирался на поддержку лидеров партии и правительства, в том числе и самого Главного секретаря ЦК КПСС. Я считаю, что реформа сама по себе довольно прогрессивна, однако она оказалась, как говорится, не в том месте и не в то время.

Учитывая консерватизм административного аппарата, бесконечные кредиты СССР странам третьего мира в целях борьбы за влияние в мире, a также ужесточение внутренней политики под влиянием событий в Чехословакии 1968 г, из реформы не получилось того, что задумывалось изначально, хотя она и принесла некоторые плоды. Период с 1965 по 1970 называется «золотой пятилеткой», поскольку к осени 1967 года по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий, которые давали треть промышленной продукции и получали 45% прибыли. К апрелю 1969 года их число возросло до 32 тыс., а объем продукции - до 77%. На протяжении всех пяти лет фиксировались небывалые и рекордные для СССР темпы экономического роста.

Негативные процессы были и в социальной сфере. Все медленнее улучшались жилищные условия, чаще стали возникать проблемы в продовольствии, организации транспорта, медицинского обслуживания, в образовании. Но несмотря на все негативные явления в экономике, уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем наступила относительная стабильность. Росла заработная плата основных категорий трудящихся, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых. Снабжение населения продуктами питания и изделиями легкой промышленности достигло своего максимума. Жизненный уровень стал падать лишь с начала 80-х гг. Причин подобного положения, по моему мнению, можно выделить несколько. Главной причиной общего роста жизненного уровня было резкое повышение доходов номенклатуры. Их зарплата росла, резко увеличивались персональные привилегии, начиная с поездок за рубеж с большими суммами денег и кончая такими предметами роскоши, как дачи, машины, квартиры, промышленные и продуктовые привилегии и даже закрытые спецстоловые. Резкое повышение благосостояния власти повышало и общий уровень жизни, поскольку выводились средние показатели.

Во-вторых, в 70-80-е гг. широко распродавались природные богатства страны с целью повысить или поддержать жизненный уровень населения. Энергетический кризис и рост цен на нефть и газ на мировом рынке создали для этого дополнительные благоприятные условия. Только за 70-е гг. СССР «заработал» около 175 млрд. «нефтедолларов». Шестидесятые годы стали переломными в истории СССР. В стране был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало не только индустриальным, оно стало городским и образованным. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась.

Первое брежневское десятилетие (с середины 60-х до середины 70-х гг.) отмечено медленным, но планомерным повышением жизненного уровня населения. Однако по мере вступления советского государства в полосу стагнации, нарастали кризисные явления в социальной сфере, началось снижение жизненного уровня. Расходы на социальные нужды постепенно урезались. Так, на здравоохранение выделялось не более 4 % национального дохода. Результаты сказались практически незамедлительно. B период c начала 60-х до начала 80-х гг. при росте численности населения почти на 25 % наметилась тенденция к снижению рождаемости и увеличению смертности населения. Прирост численности населения СССР в эти годы происходил за счет народов Средней Азии (очень похоже на нынешнюю ситуацию). Де-факто в большинстве регионов страны, за исключением разве что Москвы и других крупных городов, были введены «карточки» на приобретение продуктов.1970 по 1985 гг., при общем росте населения страны с 240 до 280 млн., численность рабочих в СССР увеличилась на 16,8 млн. чел., или до 60 %, обеспечивая экстенсивное развитие экономики. Но в результате свободные людские ресурсы были практически полностью исчерпаны. Из года в год прирост трудовых ресурсов в промышленности сокращался, a их качество неуклонно снижалось. В народе даже ходила поговорка: «Они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем», которая очень хорошо иллюстрирует положение дел рабочих.

Численность советской интеллигенции в эти годы быстро росла. B начале 80-х годов специалисты c высшим и средним специальным образованием составляли около 33 % городского населения при его общем количестве в 180 млн. В результате возник дисбаланс - было много свободных рабочих мест (особенно малоквалифицированных) при избытке кадров для технических и инженерных должностей (подобные тенденции мы можем заметить и сейчас). B то же время отток большого числа людей из сельских местностей породил нехватку кадров в аграрном секторе, что ухудшало его и без того тяжелое положение. Падение темпов экономического роста началось в 9-й пятилетке (1971-1975 гг.). За 15 лет (1970-1985 гг.) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается 11-й пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего провала плана. B итоге ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высокие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных сумм денег, которые все c большим трудом доставляла экстенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержание раздутого государственного аппарата, прежде всего, вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной политики СССР. Неопределенность настроений в правящей верхушке объективно вытекала из противоречивых ожиданий всего советского общества. Большинство советских людей верило, что развитие СССР происходило до сих пор очень успешно, и мечтало, чтобы эти успехи преумножились. Но в то же время практически все понимали, что платой за эти достижения была предельная мобилизация всех сил, беспрекословное подчинение отдельных личностей воле государства, безропотная готовность к тяжким лишениям. K началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, c другой стороны, как уже было сказано, резко сократились вложения в социальную сферу. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. B результате сложился дефицит на товары.

По мере стагнирования советской экономики все заметнее давала себя знать так называемая «теневая экономика». Это явление, возникшее в условиях тотального подчинения хозяйственных структур правящей верхушке и плановой централизованной экономики, давало возможность распределять продукцию и доходы в соответствии с предпочтениями потребителей. «Теневая экономика» включала как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности, так и крупные хищения товаров, изготовление неучтенных товаров на государственных предприятиях c их последующей реализацией через государственную торговую сеть, различные махинации с отчетностью и т. п.

Таким образом, в период кризиса социально-экономической системы государственного социализма, вопреки официально продекларированному в Конституции 1977 г. складыванию «новой социальной общности - советского народа», происходил процесс эрозии и отчуждения социальной структуры советского общества, усиливалась социальная разобщенность, особенно между элитой общества и основной массой обычных советских граждан. Формировались механизмы, постепенно приведшие к радикальной трансформации «единого», тоталитарного социалистического общества.

 

Партия и общественные организации

 

Пришедшая к власти в партии и государстве после смещения Н.С. Хрущева и сплоченная по форме группировка профессионалов-аппаратчиков во главе c Л.И. Брежневым стремилась сочетать консерватизм стареющей властной верхушки c видимостью крупномасштабных экономических преобразований. Выдвинутая новым руководством страны доктрина построения «общенародного государства» базировалась на принципах идеологии «переходного периода» к созданию в СССР коммунистического общества, что предполагало заметную трансформацию всей социальной структуры, стирание граней и различий между классами и слоями общества. Предполагалось, что в будущем на основе развития принципов «социалистической демократии» система государственного управления неизбежно перерастет в «народное общественное самоуправление». В действительности же двадцатилетие эпохи «застоя», когда руководство страны можно сказать законсервировало всю политическую и социально-экономическую систему в прокрустовом ложе «реального» «государственного социализма», стало новым «золотым веком» правящей элиты в СССР.

Отличительной особенностью развития структуры исполнительной власти в 1965 - 1985 гг. стало интенсивное разбухание административно-бюрократического аппарата: каждый год возникали все новые центральные министерства и ведомства. Если в начале 1965 г. было 29 союзных и союзно-республиканских министерств, то к 1985 г. количество центральных органов управления в СССР достигло 160, а в аппарате госуправления на разных уровнях работало около 18 млн. чел., что составляло 1/7 от всего трудоспособного населения страны.

Стабилизация основных государственно-политических институтов власти и управления в СССР, достигнутая к середине 1970-х гг., выразилась в принятии в 1977 г. Конституции «развитого социализма» СССР. B ней c формально-юридической точки зрения закреплялось множество основных норм демократии, провозглашались принципы системы самоуправления трудящийся в «общенародном государстве», построенном в СССР. Шестая статья Конституции 1977 г. узаконила монопольное положение КПСС, где говорилось, что партия является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». Таким образом подтверждалась легитимность власти партийной бюрократии. 12 ноября 1982 г., через два дня после смерти Л. И. Брежнева, пленум ЦК партии назначил Генеральным секретарем ЦК Ю. В. Андропова. Ему было 68 лет. Многие годы он был председателем КГБ. Нетерпимость к инакомыслию, приверженность к авторитарному стилю, репутация просвещенного партократа, личная скромность - все эти качества перевесили шансы других претендентов на пост главы государства. Как нельзя лучше они отвечали и ожиданиям «простого народа»: навести порядок в стране, укоротить привилегии, пресечь взяточничество, повести борьбу с «теневой экономикой». Первые шаги Андропова не обманули ожиданий. «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, - заявил он в декабре 1982 г., - но начинать надо именно с нее». Одновременно Андропов дал указание готовить серьезные меры в сфере экономики.

С начала 1983 г. сотрудники КГБ занялись выявлением нарушителей трудовой дисциплины. Рейдами по магазинам, кинотеатрам, баням и т.п. выявлялись и наказывались те, кому в это время полагалось находиться на работе. Одновременно был дан ход громким «делам» o коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле. Признание противоречий и трудностей «развитого социализма», фраза Андропова «мы не знаем общества, в котором живем», были необходимой предпосылкой для дальнейшего самопознания и возможного реформирования советского общества. Однако «возрождение коммунистического фундаментализма» оказалось недолгим. 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, скончался.

Некоторое меры по наведению порядка и дисциплины и другие мероприятия дали заметный экономический эффект. По официальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2% (против 3,1% в 1982 г.), национальный доход вырос на 3,1%, промышленное производство - на 4%, производство сельскохозяйственной продукции - на 6%.

Андропова на посту Генерального секретаря ЦК и председателя Президиума Верховного Совета СССР сменил давний соратник Брежнева

К. У. Черненко, которого по инициалам и первым буквам фамилии народ саркастично называл «кучером». Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяжелая форма астмы. Приход К. У. Черненко к власти сразу же обернулся отказом от андроповских преобразований. Борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции оборваны. Представители партийной и государственной элиты вновь оказались вне всяких подозрений. На время самыми важными стали разговоры o новой Программе КПСС и дискуссия o «стадии развития общества», которую предлагалось именовать не развитым, a развивающимся социализмом. Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придающая «мощное ускорение развитию народного хозяйства». Но К.У.Черненко был заведомо проходной фигурой из-за своей тяжелой болезни, и в 1985 году он скончался, так и не проведя никаких значительных преобразований.

Стагнация в политической сфере вела к падению престижа аппарата управления, способствовало нарастанию правового нигилизма, преступности, а главное, социальной апатии населения.

 

Повседневная жизнь советских людей

 

Согласно данным опросов общественного мнения последних лет (в СССР таких опросов, конечно, не проводилось), 1970-е годы вошли в историю страны как самый благополучный период ее развития. Давая положительные оценки тому времени, люди старшего поколения отмечают присущее той эпохе ощущение стабильности и жизненной перспективы. Люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлебопродуктов и картофеля сократилось, а мяса, молока и фруктов - постепенно увеличивалось. Значительно выросло производство товаров широкого потребления. K 1980 г. более 100 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия. В коммунальных квартирах по-прежнему проживала значительная часть населения, но их число продолжало стремительно сокращаться. Качество типового строительства по сравнению c привычными пятиэтажками-«коробками» стало расти. Отдельная бесплатная квартира наконец стала нормой, и это привело к индивидуализации повседневной жизни. Круг общения постепенно сужается. В этом узком кругу люди говорят то, что думают. Это было важно для интеллигенции - теперь было где собираться и разговаривать доверительно, даже на «опасные темы»; в коммунальных квартирах, на коммунальных кухнях сталинских времен это было невозможно. Дружеские соседские связи постепенно уходили в прошлое. Становилась более заметной разница в образе жизни, она опережала рост различий в устройстве быта. По всей стране тиражировались многоэтажные дома типовых серий, в каждом городе появились свои районы с одинаковыми домами (этот сюжет обыгран в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или C легким паром», вышедшем в 1975 г.). К 1985 г. 90 семей из 100 имели телевизоры (в начале 1970-х гг. - около 30). Вечер у телевизора стал любимой формой досуга. Советское телевидение вело активную просветительскую работу и стремилось удовлетворить запросы всех групп населения. Такие программы, как «Клуб кинопутешествий», «Кинопанорама», «Очевидное - невероятное», «Международная панорама», имели многомиллионную аудиторию. Они восполняли дефицит информации, в том числе и o мире за пределами СССР. Главная ежедневная новостная программа «Время» выходила в эфир под звуки мелодии Г. Свиридова «Время, вперед!». Вся страна смотрела «Голубой огонек» - концерты, в которых участвовали известные артисты и многое другое. Трансляции международных соревнований по фигурному катанию и хоккею, где наши спортсмены достигли выдающихся успехов, смотрела вся страна.

Летом многие покидали квартиры, чтобы поехать на дачу. В 1970-е гг. массовая раздача садово-огородных участков рассматривалась как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей. Раздавая участки, власти надеялись не только обеспечить «весомую добавку к столу трудящихся», но и организовать досуг в доступных для всех формах. Дачник-садовод стал знаковой фигурой того времени, оттеснив туриста-походника. Пригороды больших городов превращаются в места массового отъезда на выходные, переполненные загородные электрички = характерная примета 1970-х гг. Вместе с тем для все большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. Вплоть до второй половины 1960-х гг. личное авто было большой редкостью (к 1967 г. на тысячу семей приходилось всего 12 личных автомашин).

 

От «застоя» к «перестройке»

середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была утрачена безвозвратно. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, алчность, неуважение к частному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает.начале 80-х гг. все слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела истинной демократии и индивидуальной свободы. Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и достойной оплатой труда, более справедливым распределением богатства, которое принадлежит народу. Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится закономерным и является лишь вопросом времени. Однако, в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской власти. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

Смерть в ноябре 1982г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Но попытки Андропова придать эффективность бюрократической системе без каких-либо структурных изменений, усиление требовательности и контроля, борьба c отдельными пороками не вывели страну из кризисного состояния.

Избрание в марте 1985 г. М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС вновь возродило в людях надежду на возможности реальных перемен в жизни общества. Энергичные и многообещающие выступления нового Генерального секретаря показали его решимость приступить к обновлению страны. В условиях монопольного господства в обществе одной партии - КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата перемены не могли начаться «снизу», народ ждал изменений «сверху» и готов был их поддержать. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал.

 


 

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫЗАСТОЯ

 

Диссидентское движение

 

Застойные явления, охватившие общество, сопровождались кризисом доверия к власти, крушением устоявшихся идеалов, нравственным упадком. 50-60-е годы дали толчок духовному очищению, разрушая устоявшийся стереотип мышления. В период «оттепели» общество переживало серьезную перестройку в своем сознании, произошло крушение прежних авторитетов. Однако утверждения на базе демократизации и реформирования не случилось, ведь реформы прекратились, и власти начали проводить политику свертывания либерализации, реабилитацию И.В. Сталина, гонения на «инакомыслящих». В этих условиях люди прогрессивные не смогли по своему образу мышления органично вписаться в существующую ужесточившуюся систему и вошли в оппозицию к приверженцам административно-командной системы. Так начался и без того глубокий духовный раскол общества, возникла явная оппозиция к власти - диссиденты («несогласные»). Диссидентство развивалось в условиях, когда были практически перекрыты все возможности официально отстаивать свою точку зрения, как в демократических странах, поскольку она шла вразрез с официальной идеологией. Власти воспринимали диссидентство как опасное явление, «порочащее советский государственный строй», а причастных к нему лиц привлекали к уголовной ответственности по статье 70 УК (агитация и пропаганда с целью подрыва советской власти). Оказывая духовное сопротивление верховной власти, её консервативной идеологии, диссиденты придерживались своей, независимой мысли.

С середины 1960-х гг. идеологическое давление на культурную жизнь усилилось. Преследования тех, кто в своем творчестве нарушал установленные идеологией рамки, приобрели огромные масштабы. В середине 1960-х гг. был устроен судебный процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем, к высылке за «тунеядство» приговорили поэта И. А. Бродского, в будущем лауреата Нобелевской премии. В 1970-х страну покинули А. И. Солженицын, В. П. Некрасов, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский, М. Л. Ростропович и др. К счастью, творческая жизнь продолжалась. Писатели В. П. Астафьев («Последний поклон», «Пастух и пастушка»), Ю. В. Трифонов («Другая жизнь», «Дом на набережной», «Старик»), В. Г. Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матёрой»), Ф. А. Абрамов (тетралогия о Пряслиных), В. М. Шукшин («Я пришел дать вам волю»), В. В. Быков («Обелиск», «Сотников»), театральные режиссеры Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос, А. А. Гончаров, кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, Л. А. Кулиджанов создавали произведения высочайшего художественного и нравственного уровня.

Культурный процесс не стоял на месте, усиленно сопротивляясь системе и идя вразрез с официальной идеологией. Отличительной чертой данного времени было возникновение целого сектора своеобразной, отрицающей официальные догмы культуры, появление «самиздата», практика публикации запрещенных произведений за рубежом. Копировальные аппараты были не только редкостью, но и были под строжайшим контролем, дабы избежать распространения «самиздата». Во многих документах имела место пропаганда идей и взглядов, заимствованных «из политических платформ югославских руководителей, чехословацких дубчековцев и некоторых западных компартий».

При этом главные цели своего движения диссиденты определяли как «демократизация страны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка»1.

В январе 1980 года в ссылку в Горький был отправлен А.Д. Сахаров. Заметно увеличилось число арестов женщин-диссидентов. В 1982 году в лагерях находилось более сотни женщин, осужденных по идиологическим мотивам. Многим диссидентам, уже отбывшим 10-15-летние сроки, назначали новые, причем не самые короткие. Заключенным стало очень сложно найти адвоката, согласного их защищать. Поэтому они практиковали самозащиту. В ряде процессов судьи, вопреки существующему закону, не давали заключенным право на последнее слово, вследствие чего диссиденты выпускали «самиздат», критикующий судебные процессы. Движение диссидентов после ареста главных лидеров оказалось обезглавленным и парализованным. А после эмиграции многих видных деятелей диссидентства заметно "тише" стала и творческая интеллигенция.

Но празднование крушения оппозиции оказалось делом преждевременным. В первой половине 80-х годов продолжал выходить «самиздат». Стремительно ухудшавшаяся экономическая ситуация, а также продолжение бессмысленного участия в войне в Афганистане не ослабляли, а лишь усиливали оппозиционные настроения в обществе.

Таким образом, в первой половине 80-х годов, несмотря на интенсивные репрессивные меры, власть оказалась неспособна справиться с оппозицией в лице диссидентского движения и вернуть страну в прежнее состояние. Более того, обычные люди тоже начали понимать всю критичность положения. Поэтому перемены были просто необходимы.

 

2.2 Достижения и проблемы в области науки, информатики

 

Развитие науки в СССР в середине 60-х - 80-х гг. в целом не может быть охарактеризовано как застой. За счет финансирования государством целевых фундаментальных научно-исследовательских программ сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 60-е гг. начали создаваться научно-производственные объединения, такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО "Энергия") и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО. Особенно значительными были достижения советской науки в "области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина. Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки. Однако из-за активного вмешательства в сферу научного творчества органов партийно-государственного контроля и управления, применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли знаний и технологий от большинства развитых индустриальных держав мира. А экологически опасная программа изменения течения северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных денежных средств. В случае ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты. В начале 1980-х гг. советская наука в силу проявившегося кризиса административно-командной системы стала стремительно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ранее она была лидером. Проявлением этого явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, как это произошло с запуском космического "челнока" "Буран" - советского аналога американского "Шаттла". Еще более серьезным был кризис советской науки в сфере гуманитарных дисциплин. С одной стороны, в СССР в 70-е гг. значительное развитие приобрели перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, были разработаны крупномасштабные программы по развитию и размещению отраслей народного хозяйства страны, учитывавшие гармоничное использование природных ресурсов и производственного потенциала различных регионов, по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом. История достигла значительных успехов в исследовании многих фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось идеологией, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советской истории.

 


 

ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ

 

Политика «разрядки»

 

На рубеже 60-70-х годов значительно активизировалась деятельность СССР в сфере международных отношений. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности, особенно сказался Карибский кризис 1962 года.

В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или же военным блокам. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: