Подборка авторских методик.




Варианты работы с колодами (МАК).

"Быть настоящей - это искусство".
Итак,
1. Просим клиентку выбрать карту ВО с образом женщины, где по ее мнению, образ на карте мог соответствовать образу клиентки "Я-настоящая", и положить карту в центре, например на столе (фото 1).
2. Просим клиентку прописать свои социальные роли на листе бумаги, затем проранжировать их на те, что нравятся, и на те что не нравятся.
3. Просим клиентку выбрать образы женщин, которые будут соответствовать ее социальным ролям, которые нравятся ВО, и положить карты слева от карты "Я-настоящая".
4. То же проделать с соц.ролями, которые не нравятся (фото 2).
5. Просим клиентку выбрать ВС карту-послание от соц.ролей, которые нравятся. И просим ответить на вопросы:
- О чем Ваши соц.роли, в которых Вам комфортно, хорошо, которые Вас устраивают и даже нравятся, хотят Вам сказать?
- Они хотят поддержать Вас или осудить?
- Они хотят помочь Вам или ставят преграды?
- О чем они Вам говорят?
6. То же проделать с соц.ролями. что не нравятся (фото 3).
7. Обсудить образы на картах и ответы клиентки.
(можно еще один нюанс сделать. Бывает так, что женщина хотела бы "приписать" себе какую-то соц.роль, например, она хочет стать поэтессой. И тогда можно поработать над этой соц.ролью также и таким же способом, с посланием. Часто клиент начинает понимать, нужно ли ему эта роль, и о чем эта роль его говорит).
8. Когда все вопросы обсудили, делаем "ракировку": меняем местами послание ролей, которые нравятся, и которые не нравятся)))
Интерпретацию посланий оставляем те же, только видение ролей самой клиентки с "новыми" посланиями может измениться)))
(фото 4).

 

Техника «РАБОТА СО СТРАХАМИ»
Цель: помочь клиенту понять и осознать его страхи, а так же связанные с ними актуальные переживания, через метафору, минуя блокирующие защиты создать безопасное пространство для обращения к психотравмирующей ситуации и найти наилучшее решение для этой проблемы.

Колоды: «MЕMORY», а так же любая колода (в зависимости от индивидуальных предпочтений).
Инструкция:
1. Из колоды «MЕMORY» выбрать в открытую три карты символизирующие страхи клиента (можно одну), или написать страхи на листке.
2. Затем вытащить в закрытую карты на каждый страх с вопросом: «В чем причина моего страха?».
Перечень вопросов, которые могут быть заданы по карте, для «распаковки» состояния и его причин:
1) «Что изображено на картинке?» (пусть клиент опишет, что конкретно он видит – предметы, людей, животных, элементы природы и природных явлений). Тут важно спросить: «Что-то еще?», для себя можно отметить, что клиент «не заметил» и это тоже материал для работы.
2) «Что, по вашему мнению, сейчас происходит на картинке?».
3) «Что чувствует этот персонаж? А этот?» (даже если изображено дерево).
4) «Что происходило до того и что будет происходить после?». Как вариант: «Откуда направляется объект и куда?».
5) «Что на картинке привлекло вше внимание больше всего и почему? Как вы думаете, почему?».
6) «Что самого плохого и что самого хорошего?».
7) «Что на картинке есть, а вы не заметили?».
8) «Есть ли на этой картинке вы?», или «Кто это может быть из вашей реальной жизни?».
9) «Какие переживания и чувства это вызывает у вас?».
10) «Как то, что изображено на картинке о вас и вашем запросе?».
11) «Что хотелось бы сделать?».
12) «Что может помочь?».

3. Вытащить ресурсные карты на каждый страх с вопросом: «Что поможет справиться со страхом?».

"РАБОТА СО СТРАХОМ ".
Используемые колоды: "Танго со страхами", "Тайны моей души".

Инструкция:
1. В закрытую просим клиента достать карты - ответы на следующие вопросы:
- как выглядит мой страх?
- что я чувствую во время своего страха?
- какова причина моего страха?
- что мне мешает преодолеть мой страх?
- что помогает?
- что будет со мной, если я свой страх не преодолею?
- что будет со мной, если я свой страх преодолею?

2. После обсуждения карт, предлагаем клиенту из колоды "Тайны моей души" достать в закрытую 3 карты-ресурса, которые помогут преодолеть страх.

Автор: Виктория Голобородова

Техника «ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА»

Цель: помочь клиенту осознать его страхи, а так же понять их причины, расширить представления о ситуациях, способах мышления, эмоционального реагирования, поведения, когда страх уменьшается или уходит совсем.

Колоды: «MЕMORY», а так же любая портретная колода (в зависимости от индивидуальных предпочтений).
Алгоритм.
1. Выбрать в открытую карту символизирующую страхи клиента (можно одну);
Перечень вопросов, которые могут быть заданы по карте, для «распаковки» состояния и его причин:
1) «Что изображено на картинке?» (пусть клиент опишет, что конкретно он видит – предметы, людей, животных, элементы природы и природных явлений). Тут важно спросить: «Что-то еще?», для себя можно отметить, что клиент «не заметил» и это тоже материал для работы.
2) «Что, по вашему мнению, сейчас происходит на картинке?».
3) «Что чувствует этот персонаж? А этот?» (даже если изображено дерево).
4) «Что происходило до того и что будет происходить после?». Как вариант: «Откуда направляется объект и куда?».
5) «Что на картинке привлекло вше внимание больше всего и почему? Как вы думаете, почему?».
6) «Что самого плохого и что самого хорошего?».
7) «Что на картинке есть, а вы не заметили?».
8) «Есть ли на этой картинке вы?», или «Кто это может быть из вашей реальной жизни?».
9) «Какие переживания и чувства это вызывает у вас?».
10) «Как то, что изображено на картинке о вас и вашем запросе?».
2. Выбрать в открытую карту, которая при её расположении рядом с картой символизирующей страх снижает интенсивность переживаний, создаёт ощущение безопасности. Для осознания клиентом ресурса защищённости при встрече со страхом осуществить диалог по данной карте по схеме указанной выше.
3. Из портретной колоды выбрать персонаж, который испытывает данный страх. Предложить описать его: каков его возраст, как его зовут, где он живёт, чем занимается, о чём мечтает, в чём его сильные стороны, в чём его слабость, какие чувства он вызывает у клиента.Из портретной колоды выбрать персонаж, которому данный страх вообще не свойственен. Предложить клиенту рассказать о нём по схеме описанной выше.
4. Предложить клиенту выбрать реальное или воображаемое место, где эти два человека могли бы встретиться. Как произойдёт их встреча, кто заметит другого первым, кто первым заговорит? Какие у них первые реакции, какие возникают чувства, мысли по отношению друг к другу? Как мог бы выглядеть их диалог?
5. Обсудить результаты, сделать выводы.

Техника "РАБОТА С ВНУТРЕННИМ РЕБЁНКОМ"

Техника, представленная в авторской программе "Ассоциативные метафорические карты в психологическом консультировании и психотерапии» Ольга Гаркавец https://vk.com/id85911448

Возраст: от 8 лет.
Любой психотерапевтический процесс приводит к страданиям Внутреннего Ребенка. И только поняв эти страдания, привнесенные когда-то критикой, нелюбовью родителей и значимых взрослых, можно изменить сложившуюся ситуацию уже взрослого человека.
На первом этапе дается «вопросник раненого дитя» Джона БРЭДШОУ

Для каждого периода ответьте да или нет на следующие вопросы. После того как прочитаете каждый вопрос, подождите, прислушайтесь к своим чувствам. Если сильнее желание ответить "да", ответьте "да", если "нет" - ответьте "нет". Если вы ответите на любой из вопросов "да", вы можете подозревать, что ваше замечательное внутреннее дитя было ранено именно в этом возрасте. Существует различная степень ранености, чем больше вопросов, на которые вы ответили "да", тем в большей степени ранено ваше Я.

Младенчество
Я-ЭТО ТЫ

Возраст: от 0 до 9 месяцев

1. Страдали ли вы в прошлом или сейчас страдаете зависимостью (перееданием, алкоголизмом, наркоманией, связанной с таблетками).

2. Трудно ли вам поверить, что вы можете добиться удовлетворения своих потребностей? Считаете ли вы, что вам следует найти кого-то, кто сделал бы это для вас?

3. Трудно ли вам доверять другим людям? Чувствуете ли вы, что все время должны быть настороже?

4. Затрудняетесь ли вы распознавать сигналы тела или физические нужды? Например, едите ли вы, когда не голодны? Или вы часто не осознаете, насколько устали?

5. Пренебрегаете ли вы вашими физическими нуждами? Пренебрегаете правильным питанием или недостаточно двигаетесь? Идете ли вы к врачу или к дантисту только в крайних, срочных случаях?

6. Есть ли у вас сильный страх быть покинутым? Чувствуете ли вы, или когда-либо чувствовали, отчаяние из-за того, что закончились любовные отношения?

7. Думали ли вы о самоубийстве потому, что любовные отношения закончились (возлюбленный/ая оставил/а вас; ваш супруг/супруга подает на развод).

8. Часто ли бывает, что вы нигде по-настоящему не чувствуете себя на своем месте, не чувствуете себя своим? Есть ли у вас ощущение, что люди вам на самом деле не рады и не хотят вашего присутствия?

9. В обществе пытаетесь ли вы быть невидимым, чтобы никто вас не заметил?

10. Пытаетесь ли вы быть настолько полезным (даже необходимым) в отношениях с теми, кого любите, чтобы другой человек (друг, любовник, супруг, ребенок, родитель) не мог бы вас оставить?

11. Является ли оральный секс вашим сильнейшим желанием, темой ваших фантазий?

12. Испытываете ли вы сильную потребность в том, чтобы до вас дотрагивались, вас обнимали? (Это иногда проявляется как ваше желание трогать и обнимать других, не спрашивая их разрешения.)

13. Испытываете ли вы постоянную и навязчивую потребность в том, чтобы вас уважали и ценили?

14. Часто ли вы бываете язвительны и саркастичны в отношении других людей

15. Изолируете ли вы себя от других и остаетесь в одиночестве долгое время? Чувствуете ли вы нередко, что не стоит пытаться иметь с людьми близкие отношения?

16. Часто ли вас дурачат? Соглашаетесь ли вы с мнением других, "проглатывая вещи целиком", не продумывая их?


Детство
Я есть Я

Возраст: 9 месяцев - 18 месяцев (стадия исследования)

1. Вам трудно понять, чего вы хотите?

2. Если вы попадаете в новое место, боитесь ли вы его исследовать?

3. Боитесь ли вы новых переживаний? Если вы пробуете, не ждете ли вы до тех по пока кто-нибудь не попробует первым?

4. Есть ли у вас сильный страх быть покинутым?

5. В трудных ситуациях, нуждаетесь ли вы в ком-то, кто бы сказал вам, что делать?

6. Если кто-нибудь дает вам совет, чувствуете ли вы, что должны ему следовать?

7. Трудно ли вам полностью погружаться в свои переживания? Например, когда в отпуске вы смотрите на восхитительный вид, беспокоитесь ли вы о туристическом автобус который может уйти без вас?

8. Паникер ли вы?

9. Вам трудно быть непосредственным, непринужденным? Например, трудно ли Вам запеть перед большой группой людей просто от радости?

18 месяцев - 3 года (стадия сепарации)

10. Часто ли вы оказываетесь в конфликтах с людьми, облеченными властью?

11. Часто ли вы употребляете слова, связанные с дефекацией и мочеиспусканием, такие как дерьмо, задница и т.д.? Сосредоточено ли ваше чувство юмора на "сортирных шутках?

12. Есть ли у вас навязчивые мысли о мужских и женских ягодицах? Предпочитаете ли вы заниматься или фантазировать об анальном сексе больше, чем о других видах?

13. Часто ли вас обвиняют в жадности, скаредности в отношении денег, любом проявлении эмоций или привязанности?

14. Склонны ли вы к одержимости чистотой и аккуратностью?

15. Боитесь ли вы гнева в других людях? В себе самом?

16. Сделаете ли вы почти все, чтобы избежать конфликта?

17. Чувствуете ли вы себя виноватым, если говорите кому-нибудь нет?

18. Избегаете ли вы прямо говорить "нет", при этом уклоняясь от исполнен обещанного при помощи различных хитростей и пассивных способов?

19. Бывает ли так, что вы "идете вразнос" и недостойным образом теряете контроль над собой?

20. Часто ли вы чрезмерно критически относитесь к другим людям?

21. Вы любезны с людьми в их присутствии, но сплетничаете и критикуете их, когда они уходят?

22. Когда вы достигаете успеха, трудно ли вам радоваться этому или хотя бы поверить в свои достижения?


Дошкольник
Я - некто мужского или женского пола

Возраст: от 3 до 6 лет

1. У вас есть серьезные проблемы с идентификацией?

2. Даже, когда Вы занимаетесь сексом в законном контексте, Вы чувствуете вину?

3. Трудно ли Вам понять, что Вы чувствуете в любой момент?

4. Есть ли у Вас проблемы в общении с близкими людьми (супругом/супругой, детьми начальством, друзьями)?

5. Вы пытаетесь контролировать свои чувства большую часть времени?

6. Вы пробуете управлять чувствами окружающих?

7. Вы плачете, когда сердитесь?

8. Вы выходите из себя, когда испуганы или обижены.

9. Трудно ли Вам выражать свои чувства?

10. Вы полагаете, что Вы ответственны за поведение или чувства других людей? (Например, Вы чувствуете, что Вы можете сделать кого-либо несчастным или злым?) Также, Вы чувствуете себя виновным в том, что происходит с членами вашей семьи?

11. Вы полагаете, что, если Вы просто будете себя вести определенным образом, Вы сможете изменить другого человека?

12. Вы полагаете, что пожелание (мечта) или предчувствие чего-то, может привести к осуществлению этого?

13. Часто ли Вы соглашаетесь с запутанной, непонятной и противоречивой информацией, не прося разъяснений?

14. Действуете ли Вы исходя из непроверенных предположений и догадок, обращаясь с ними как с достоверной информацией?

15. Вы чувствуете себя ответственным за супружеские проблемы или развод ваших родителей?

16. Вы стремитесь к успеху, чтобы ваши родители могли чувствовать себя хорошими родителями?

Школьный возраст
Я СПОСОБЕН

Возраст: от 6 лет до половой зрелости

1. Вы часто сравниваете себя с другими людьми и находите себя хуже?

2. Вы хотели бы, чтобы у Вас было больше хороших друзей обоего пола?

3. Вы часто чувствуете себя неудобно в социальных ситуациях?

4. Вы чувствуете себя дискомфортно, являясь частью группы? Вы чувствуете наиболее комфортно в одиночестве?

5. Вам иногда говорят, что Вы чрезмерно склонны к соперничеству? Чувствуете ли Вы, что должны победить?

6. У Вас частые конфликты с людьми, с которыми Вы работаете? С членами в вашей семьи?

7. На переговорах, Вы или (а) полностью уступаете или (b) Настаиваете, чтобы все было так, как Вы хотите?

8. Вы гордитесь тем, что строго следуете букве закона?

9. Вы многое загадываете на потом?

10. Вам трудно заканчивать начатое?

11. Вы полагаете, что Вы должны знать, как делать что-либо без инструкций?

12. Вы очень боитесь сделать ошибку? Вы испытываете серьезное унижение, если Вы вынуждены рассматривать (видеть) свои ошибки?

13. Вы часто злитесь и критикуете других?

14. Вы недостаточны в основных жизненных умениях (способность читать, способность говорить и\или писать грамотно, способность делать необходимые математические вычисления?

15. Вы тратите много времени, на навязчивые размышления и\или анализ того, что кто-либо сказал Вам?

16. Вы чувствуете себя уродливыми и непривлекательным? Если да, пробуете ли Бы скрыть это с помощью одежды, вещей, денег, или косметики?

17. Часто ли Вы лжете себе и другим?

18. Вы полагаете, что независимо от того, что Вы делаете, это не достаточно хорошо?


Пубертатный период
Я - МОЕ УНИКАЛЬНОЕ Я

Возраст: 13-26

1. Вы часто оказываетесь в конфликте с фигурами обличенными властью (начальством, полицией, другими должностными лицами)?

2. Вас бесят "бессмысленные правила и порядки", которые другие, вроде бы, принимают?

3. Когда Вы посещаете своих родителей, вы быстро попадаете в роль послушного (или непослушного) ребенка?

4. У Вас смешанные, путаные представления относительно того, кто Вы на самом деле?

5. Вы чувствуете себя выше других, потому что ваш образ жизни нетривиален и Вы - нонконформист?

6. Вы все еще следуете безоговорочно вероисповеданию в котором воспитывались с детства?

7. Вы способны строить близкие отношения только с людьми противоположного пола?

8. Являются ли все ваши не связанные с работой отношения с противоположным полом сексуальными или романтичными?

9. Являетесь ли Вы мечтателем, предпочитая читать романтические новеллы или научную фантастику, скорее чем быть активным в своей жизни?

10. Окружающие иногда советуют Вам "вырасти"?

11. Вы находите почти невозможным высказывать свое мнение, если оно противоречит общепринятой норме?

12. Вы фанатично следуете за гуру или героем, или сильно привержены культам или тайным обществам?

13. Вы много говорите о грандиозных планах, которые Вы собираетесь осуществлять, но никогда их не осуществляете?

14. Вы полагаете, что никто никогда не проходил через вещи, события, через которые Вы должны были пройти, или что никто не мог бы по-настоящему понять Вашу уникальную боль

Если вы ответили "да" на 10 или более вопросов, вы нуждаетесь в серьезной работе.


Исследование страхов раненого Ребенка.
- страх давления и ожидания;
- страх быть отвергнутым и покинутым;
- страх не получить достаточно пространства, быть проигнорированным или непонятым;
- страх физического или энергетического насилия или вторжения.

1.Рассматривая каждый из них по очереди, спросите себя:
- есть ли у вас этот страх?
- что его провоцирует в вашей сегодняшней жизни?
- помните ли вы что-нибудь из прошлого, что способствовало его возникновению?
- как этот страх влияет на разные аспекты вашей жизни – сексуальность, способность утверждать себя, творчество, близкие отношения.
2.Запишите ответы на эти вопросы.

Работая и входя в контакт со своими страхами, мы набираемся сил, ранее отданных этим страхам, прощаем и принимаем себя, приобретаем больше уважения к себе.

3. Вам понадобятся 2 колоды – Персона Персонита.
Разложите лицевой стороной Персониты (детские лица).

1) Выберите ребенка, которого часто наказывали.
2) Выберите ребенка, которого часто хвалили родители и другие взрослые.
3) Выберите ребенка, которому сейчас трудно или страшно.
4) Выберите ребенка, которого любят.
5) Выберите ребенка, который вам близок.

4. Расположите карты в композицию. Дайте имя каждому ребенку. Беседуем о каждом ребенке. Задаем наводящие вопросы, запоминая имена и истории детей.
5. «Кто, по вашему мнению, из этих детей нуждается в помощи?»
Просим отложить пока другие карты в сторону, оставив ту, которой нужно помочь.
6. Попросите теперь клиента выбрать из колоды Персона взрослого, который ПОМОЖЕТ.
7. «Опишите карту, дайте имя, кто это, чем занимается, чем может помочь ребенку и как он это может сделать?».
8. После релаксации идем в образ (метод символдрамы), взяв в одну руку карту с ребенком, в другую – с взрослым.
Часто в образе бывает так, что взрослый, который действительно помог ребенку, становится «навсегда лучшим другом» и вместе с ребенком, например, ловит рыбу, есть мороженое. Очень хороший ресурсный образ, в который всегда, когда нужно или захочется, можно вернуться.
9. После всего этого просим клиента сделать рисунок ребенка и взрослого, например "Ребенок, которого все ругают и Добрый Волшебник" или "Антошка и Дедушка". Затем побеседовать о рисунке: что изобразили, какие чувства у вас вызывает рисунок, что хотелось бы дорисовать, исправить? Все доработки делаются только на этом рисунке. Желательно дать рисовать акварелью или гуашью. Рисунок, который вы чувствуете как 100% -но ресурсный можно отдать клиенту.
10. Теперь можно попросить сделать композицию из всех карт, которые ранее выбрал клиент. Если клиенту нравится эта композиция, спросите какие подарки и/или пожелания могут они передать друг другу.

Если композиции «чего-то не хватает», то пусть дополнят новыми картами из любой колоды и «раскроют характер» новой персоны. Главное это то, что чувствует клиент, когда смотрит на композицию. Это может быть чувство радости, покоя, уверенности, гармонии.
При работе с Персонитами, можно, как один из вариантов, предметно называть «проблему» ребенка: «Выберите ребенка, которого предали, отвергли… или который слишком застенчив, постоянно ждет одобрений, агрессивен, причиняет себе вред и т.д. Все зависит от запроса и предварительной беседы, в которой "всплывет" актуальная тема.
Можно менять только первые три пункта, нельзя 4 и 5.

Техника "Безопасные люди, безопасное место"

Техника, представленная в авторской программе "Ассоциативные метафорические карты в психологическом консультировании и психотерапии» Ольга Гаркавец https://vk.com/id85911448

Цель техники — создать в воображении клиента безопасное место перед началом работы с травматическим опытом. Этот «эмоциональный оазис» используется потом как «точка опоры» для «вытягивания» клиента из «воронки травмы», а также позволяет отдыхать и помнить, что помимо травматического опыта в его жизни есть также и много позитивного опыта.
Такая подготовительная работа включает в себя несколько шагов:
ОБРАЗ
Психотерапевт вместе с клиентом идентифицируют образ безопасного места, который клиент может легко вызывать, создавая чувство покоя и безопасности. Клиент находит карту, которая у него ассоциируется с безопасным местом.
ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ
Психотерапевт предлагает клиенту сосредоточиться на этом «месте», смотря на карту, почувствовать возникающие при этом эмоции и идентифицировать локализацию приятных физических ощущений. Клиента нужно также спросить о наличии негативных ощущений. При наличии таковых следует либо доработать образ до их исчезновения, либо использовать другую карту.
ХРАНИТЕЛЬ или безопасные люди.
Бывает очень полезным населить образ одним или несколькими «хранителями». Можно выбрать из сказочной колоды.
Это должны быть «мультяшные» или фантастические создания (персонажи, звери, супергерои и т.д.), которые, с точки зрения клиента, будут постоянно, надежно и эффективно охранять это место. Реальные персонажи, в силу своей многозначности и принципиальной непредсказуемости, на эту роль не годятся. Виртуальному же персонажу клиент может присвоить эти свойства просто как данность.
ЯКОРЬ
Затем клиенту нужно «найти» в этом безопасном месте некий предмет, который будет для него символизировать это место, «подобрать» его, и вернуться в кабинет. Для закрепления неплохо совершить такое путешествие (в безопасное место и обратно в кабинет психотерапевта) несколько раз, используя якорный предмет как проводник. После этого я обычно предлагаю клиенту «спрятать» этот воображаемый предмет «где-то в теле».

Техника "ЗВЕРСКИЕ ОЦЕНКИ"

Автор: Шеина Ольга https://vk.com/id70341452, участница обучающей программы "Использование метафорических ассоциативных карт в психологическом сопровождении детей и взрослых" https://vk.com/topic-95056013_33894359

Цель: снижение уровня тревожности при получении неудовлетворительных оценок; выработка адекватной реакции при получении «двойки», формирование позитивного отношения к ситуации оценивания.

Инвентарь: колода метафорических ассоциативных карт «Тотемные животные».

Время работы: 45 мин.

Алгоритм работы:

Перед ребенком раскладывается колода карт«Тотемное животные».

Ребенку предлагается представить оценки в виде животных. Сначала выбирается животное, похожее, по мнению ребенка, на пятерку, затем на четвертку, тройку, двойку и единицу.

Выбранные карты предлагается разложить на столе так, как ребенку подсказывает интуиция.

Затем ребенку задаются вопросы по каждому животному:

- Что чувствуешь, когда смотришь на данное животное?

- Расскажи о его характере?

- О чем мечтает животное?

- Что мешает животному в достижении цели?

- Чего боится животное?

- Есть ли у этого животного друзья?

- Довольно ли своей жизнью данное животное или хочется что-то изменить?

Если что-то хочется изменить, то ребенку предоставляется такая возможность (он может передвинуть карты, поменять местами и т.п.)

После изменений ребенку задаются вопросы:

- Что сейчас чувствуешь, когда смотришь на «двойку», «тройку»?

- Расскажи про взаимоотношения «двойки» и «пятёрки; «»четверки» и «двойки»; «двойки» и «тройки» и т.п. Они друзья или враги? Если ребенок отвечает враги, то задается вопрос:

- Что должно произойти, чтобы они подружились? Чего им не хватает?

Далее ребенку предлагается представить, что эти два животные встретились на полянке и поговорить от имени животных.

Далее задать вопросы:

- Что сейчас чувствует «пятерка», когда общается с «двойкой»?

- Какие слова хочет сказать «пятёрка» «двойке» и наоборот?

- Какие у них сейчас взаимоотношения?

- Захотят ли они еще встретиться?

Далее можно попросить ребенка представить, что встретились любые три «животные – оценки», например, «тройка», «четверка» и «двойка» (при выборе «животных – оценок» необходимо учитывать эмоциональное отношение клиента к оценкам).

После предлагается ребенку организовать праздник для всех «оценок – животных», рассадить их за стол, как ему подсказывает интуиция (это позволит психологу узнать характер отношений клиента к каждой оценке и наметить дальнейший план работы), поиграть, что поможет сплотить животных и создать между ними дружеские отношения, тем самым стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка – выработать адекватную реакцию в ситуациях оценивания.

Техника работы с МАК "МАШИНА ВРЕМЕНИ"

Автор: О. Гаркавец https://vk.com/id85911448

Цель: повышение энергии, ресурсное состояние перед глубоким погружением в травму.
Также эта техника подходит для знакомства в группе.

Колоды: Морена, «МИФЫ», «САГА», «ХАБИТАТ»

Индивидуальное и групповое упражнение.

Клиент вслепую вытягивает карту.

Представьте, что вы на машине времени попали на эту карту, вы находитесь среди…Возьмите ручку и запишите ответы на следующие вопросы:

Вопросы:
- какая страна,
- какое время,
- кто вы,
При каких обстоятельствах.
- что чувствуете, глядя на карту,
- чем может быть полезно для вас пребывание в данном месте,
- что бы вы хотели взять на память из того места,
- какой бы подарок вы взяли для близкого человека.

Техника по работе с МАК
"Исследование партнерерских отношений"

1. Выберите отношения с (партнером, ребенком), которые есть сейчас.
2. Выберите, которые хотелось бы иметь.
3. Выберите, какими они не должны быть.
4. Опишите каждую картинку.
Психолог обращает внимание клиента на «эффекты», которые заметил в описании: детско-родительские отношения между взрослыми или ожидание повышенной ответственности у ребенка, родительские стили в воспитании, возрастное восприятие своего ребенка как маленького, взрослого, самостоятельного или зависимого и т.д.
Это упражнение дает возможность говорить о последствиях такого типа разворачивания событий и способов достижения этого.

Техника «РАСТВОРЯЕМ ГНЕВ РОЗОВЫМ ЦВЕТОМ»

Назначение: Помогает справится с гневом, прийти в состояние спокойствия.

Содержание.
Представьте того человека, на которого вы гневаетесь, в дымке или как бы в тумане розового цвета, который полностью обволакивает его. Розовый цвет – цвет любви, и представляя на уровне своего воображения человека, который у вас вызывает гнев, в розовом цвете, вы тем самым свой гнев растворяете. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что в вашей душе появилось спокойствие, и вы больше не гневаетесь, общаясь с этим человекам.

Источник: Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2010. – 128 с.

Личные границы человека. Упражнение «Таможня». В гештальт-терапии есть похожее упражнение - «Таможня» (автор – Середа Е.И., цитируется по книге: "Тренинги решения семейных проблем: Практическое руководство" - СПб.: Речь, 2008), которое традиционно используют при работе с нарушенными личностными границами. Упражнение предназначено для исследования различных видов психологических границ — телесных, границ ценностей, доверия, проявлений и открытости между отдельными людьми (ребенком и взрослым, мужем и женой и т.д.) или отдельными частями семейной системы. Цель: - расширение осознанности, - развитие ответственности, - установление здоровых психологических границ с другими. Ход работы: Упражнение состоит из трех частей: - визуализации, - рисования (или короткого рассказа) и - драматизации (или эксперимента). Это упражнение можно выполнять в малых группах или в большой группе в зависимости от целей, стоящих перед участниками. Оно обладает богатыми возможностями для вовлечения в работу других членов группы в качестве помощников, исполняющих роли различных персонажей этой «таможенной» истории. Это могут быть как одушевленные персонажи — работники таможни и те, кто пересекают границу, так и неодушевленные — шлагбаум на границе, штемпель, которым ставят печать в паспорте, и т. д. Первая часть — визуализация. Участникам предлагается подумать о себе как о человеке — гражданине какого-то государства, а о своем партнере по отношениям (ребенок, супруг или родитель) как гражданине другого государства. Они представляют себе, что это за государства — они разные или одинаковые? Как далеко находятся друг от друга, имеется ли у них общая граница или сначала необходимо пересечь границы других соседних государств? Характер своих взаимоотношений они определяют сами — это деловые связи, туризм, обычное соседство, международное сотрудничество в рамках решения какой-то проблемы или что-то еще. Это иностранное государство, граждане которого говорят на другом языке, или это два региона в пределах одной страны? Если это иностранное государство, то, как любым иностранным гражданам, им для пересечения границы необходимо выполнить ряд последовательных процедур. - Во-первых, сначала нужно обратиться к своему партнеру, чтобы тот прислал приглашение. - Во-вторых, нужно получить приглашение, на основе которого выдается виза для пересечения границы. Виза может быть одноразовой или многоразовой (это решает партнер). - В-третьих, когда виза получена и путешественник пересекает границу, ему необходимо пройти таможенный досмотр на предмет наличия-отсутствия запрещенных к ввозу в данную страну предметов (оружие, наркотики, контрабандные товары и т. д.). - В-четвертых, ему нужно отметиться на границе (при входе) и зарегистрироваться, когда он ее пересечет. - В-пятых, ему нужно позаботиться о том, чтобы вернуться обратно домой, отметиться при выходе с территории иностранного государства и не вывезти чего-то, что запрещено вывозить ее правительством. На каждом этапе у путешественников могут происходить различные события и даже возникнуть какие-то трудности. Их задача — попасть на территорию иностранного государства легальным путем, а затем — так же легально вернуться обратно. Если это просто два региона в одном государстве, то задача значительно упрощается. Участникам предлагается представить, что собой представляет граница между ними и каким образом они осуществляют контакты. Есть ли железная или автомобильная дорога, соединяющая их; что по ней перевозят и в какую сторону; чем занимаются жители этих регионов и т. д.? Вторая часть — рисование своей «таможенной» истории или наиболее яркого ее момента. Рисование можно заменить рассказом о путешествии. Третья часть упражнения — эксперимент — предлагается тем, у кого возникли трудности с пересечением границы. Участник, желающий исследовать свои трудности с границами, является основным действующим лицом и приглашает помощников для драматизации. Работа ведущего направлена на расширение осознавания участника, усиление его ответственности за собственные чувства, желания, действия и принимаемые решения при пересечении границы, а также на развитие его межличностной рефлексии. Что это дает? Например, на одном из групповых занятий при выполнении этого упражнения одна из участниц обнаружила, что она — это перелетная птица, которая время от времени прилетает к другой птице, постоянно живущей на острове (своей матери). Она рассказала, что любит перемены и любит путешествовать, а к матери прилетает, только когда устает от перемен и хочет стабильности. Такое открытие оказалось для нее совершенно неожиданным и частично не совпадающим с тем представлением о себе, которое у нее имелось к этому моменту. Осознавание собственной потребности в стабильности явилось для нее важным шагом к пониманию некоторых затруднений в ее отношениях с матерью. Другая участница, выполняя данное упражнение, обнаружила, что на ее рисунке как таковая граница между нею и ее партнером просто отсутствует, есть только общая территория. Ей потребовалось проделать некоторую работу для того, чтобы осознать свое слияние с близким человеком и провести границу между собой и им. Таким образом, выполнение этого упражнения позволяет исследовать типичные нарушения психологических границ между партнерами по отношениям, особенно в случае крайних вариантов — слишком жестких или, наоборот, размытых границ. Данное упражнение довольно хорошо зарекомендовало себя в работе с родительско-детскими и супружескими отношениями. Особенно оно эффективно для работы с симбиотическими отношениями между матерью и подростком (или взрослым ребенком). Проделывая работу на осознавание своего слияния с другими, люди начинают больше уважать различия между собой и близкими людьми, а это приводит к уменьшению межличностной напряженности в семье и снижает психологическое давление на окружающих. Источник: https://www.b17.ru/article/6507/

Т ехника "Три пользы".
Техника коучинговая, и клиентке пришлось "напрячься" для того, чтоб ответить на вопросы техники просто в письменном виде. Писала разное, но видно было, что все "не то", и тогда мы решили воспользоваться МАК.
Итак,
1. Клиенту предлагается выбрать 3 главные сферы жизни, с которыми он хотел бы работать в течении текущего года.
Клиентка выбрала: семья, деятельность ее компании и самой клиентки в ней, и творческая самореализация.
Я предложила ей колоды карт, из которых она ВО выбрала те карты, которые наиболее характеризовали ее сферы (на некоторые сферы были выбраны по 2 карты, см. 1 фото).
2. Задаем клиенту вопрос: Что вы можете сделать, с минимальными затратами времени и ресурсов, для выбранной сферы деятельности, сферы жизни в течении года?
И просим составить список действий. Но т.к. сам список было тяжело составить клиентке, на каждую сферу клиентка вытягивала такое количество карт, какое "взяла рука". В этот раз карты клиентка выбирала ВЗ. (см. фото 2)
3. Клиента просим открыть карты по очереди на каждую сферу, и работаем с изображениями.
4. Затем задаем вопрос: это все действия, которые вы можете совершить, или есть еще что-то?
И клиентка выбрала ВЗ еще по 1й карте. И так же работали с изображением. (см. 4е фото)

Идея практики заключается в том, чтобы познакомиться с собой Настоящей. И, "отключая" логическое мышление, как показала техника, мы видим самые верные вещи о самих себе. Это невероятно!..

Техника работы с родовыми посланиями
"СОЗНАТЕЛЬНОЕ/БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ"

Колоды Persona, Personita, Tandoo (можно по отдельности, а можно смешивать колоды).

1. Определяете, с какой частью рода хотите поработать (мамина папина или мужская женская).

2. Возьмите большой лист или кусок обоев.

3. По очереди вытащите карты-з



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: