Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)




Направление Основные представители и их труды Их философские взгляды
1. Гумани- стическое Данте Алигьери «Божественная комедия», «Новая жизнь» В своем произведении Данте: • воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; • восхваляет человека; • отходит от трактовки человека исключительно как божест­венного создания; • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.  
Франческо Петрарка Сонеты, «Книга песен», «О презрении к миру» В своей поэзии он живописал восторженные гимны земной любви Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж­дые схоластике идеи: • человеческая жизнь дается один раз и уникальна; • человек должен жить не для Бога, а для самого себя; • человеческая личность должна быть свободной — как физи­чески, так и духовно; • человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим; • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.  
Лоренцо Балла «О наслаждении как об истинном благе» • ниспровергал церковные авторитеты; • критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; • в центр мироздания ставил человека; • верил в возможности человека и его разум; • отвергал аскетизм и самоотрешение; • призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира; • был сторонником равенства мужчины и женщины; • высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.  
2. Неопла- тоническое Николай Кузанский «Об ученом незнании» Николаю Кузанскому были глубоко чужды попытки создания рационалистических систем, он отвергал не только авторитет Аристотеля и его средневековых толкователей, но сам метод схоластического познания Бога и мира. "Ученое незнание" есть отказ от господствовавшего в богословской мысли католического Средневековья "положительного" богословия и обращение к апофатическому, или отрицательному, богословию, которое предполагало, что при познании соотношения Бога и мира нужно исходить из предпосылки своего "незнания" Бога и прилагаемых к нему определений. Николай Кузанский как приверженец отрицательной теологии никаких доказательств божественного бытия не признавал и не развивал. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и вместе с тем – как скрытая сущность всего.
Пико делла Мирандола «900 тезисов» "На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке – ничего более великого, чем его ум (mens) и душа (anima)". Чудеса человеческого духа определяются свободой его воли, полной свободой выбора самых различных путей, которая является величайшим даром Бога, создавшим человека свободным. Свободный человек может признать истиной только то, в чем он искренне убежден. Пико подчеркивает, что сам он изучает философию только ради нее самой и резко порицает тех, кто главное благо жизни видит в приобретении денег и славы.
3. Натурфи- лософское Николай Коперник «О круговых движениях небесных тел» • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; • все космические тела движутся по собственной траектории; • космос бесконечен; • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; • Вселенная не имеет центра и бесконечна; • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; • число миров во Вселенной бесконечно; • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое
Галилео Галилей • изобрел телескоп; • с помощью телескопа исследовал небесные тела; • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне; • открыл спутники вокруг других планет; • исследовал динамику падения тел; • доказал множественность миров во Вселенной.   Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в: • наблюдении; • выдвижении гипотезы; • расчетах воплощения гипотезы на практике; • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
4. Полити- ческое Макиавелли Николо «Государь» Основное внимание в своих трактатах уделяет проблемам личности, народа, наций, открыто провозглашает демократические и республиканские идеи, считает, что движущей силой является политическая борьба. В основании исходной позиции Макиавелли лежат следующие положения: человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков человека является эгоизм и стремление к личной выгоде; совместная жизнь людей невозможна, если каждый будет руководствоваться только своими эгоистическими интересами. В трактате «Государь» обосновывает способы создания сильного светского государства как особой организации для обуздания низменной натуры людей, их эгоизма. В условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, то для достижения политических целей все средства дозволены. Как человек правитель должен быть нравственным, но во имя общего блага может поступиться своими нравственными принципами. Но правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей. Макиавелли признает, что существует практика злодейства, которое он не оправдывает как таковое.
5 Социально- утопическое Мор Томас «Утопия» Как и Платон, Мор выступает против частной собственности, считая, что она развращает людей и отделяет друг от друга. В его государстве социальная жизнь строго регламентирована. Трудятся все по 6 часов, ложатся спать в 8 часов вечера, а встают в 4 часа утра. Одежду носят одинаковую, жилища построены по одному образцу. Глава государства избирается пожизненно из числа ученых. Образ жизни свободен от фанатизма и аскетизма.
Кампанелла Томмазо «Город Солнца» В своей философии Кампанелла пытался дать научное доказательство христианства исходя из чувственного восприятия и познания разумом самого себя. Вселенная есть смесь бытия с небытием; изменение порождается противоположными принципами любви и раздора. Все вещи обладают душой и чувствами – каждая на своем уровне; все стремится к самосохранению; однако разумные существа могут достичь этого, только соединившись с Богом. Политическая философия Кампанеллы в его Городе Солнца (La citta del Sole, 1602) содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король-жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти («монархия Мессии»).
6. Реформа- ционное Мартин Лютер «95 тезисов об индульгенциях», «О свободе христианства» М. Лютер требовал упрощения обрядов в церкви, освобождения культуры и образования от засилья религии, запрет выдачи индульгенций, восстановление авторитета государственной власти. Тезисы М. Лютера положили начало реформационной борьбе против католицизма. Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией) Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.
Жан Кальвин «Наставление в христианской вере» Выдвинул свои идеи и систематизировал учение Лютера, возглавил реформационное движение в Женеве, упразднил власть Папы в Женеве, установил строгий пасторский надзор за населением, чтобы воспитать граждан в духе аскетизма, добросовестного отношения к работе. Согласно Кальвину, никакими усилиями человек не может изменить свою судьбу, но сам факт его усилий - знак принадлежности к спасённым. Добродетели, которыми должен обладать человек, - это скромность и умеренность, справедливость в том смысле, что каждый должен получить причитающуюся ему долю. «Добросовестное стяжание» - благочестие, соединяющее человека с Богом. Добродетелям и непрерывным усилиям кальвинизм придавал всё большее значение. Успехи в земной жизни - не что иное, как знак спасения. Кальвинизм требует, чтобы человек постоянно старался жить по-божески и никогда не ослаблял этого стремления. Оно должно быть непрерывным. Основная идея богословия Кальвина - это полная суверенность Бога. Кальвин имел величественную концепцию Бога и Его славы, которая так типична для некоторых пророков Ветхого завета. Он верил в полную греховность всех людей.
Томас Мюнцер Выдвинул свои революционные идеи, предлагая реформировать все общество с целью установления справедливости на земле. Власть и собственность, по его мнению, должны принадлежать трудящимся. Эти идеи широко поддержали крестьяне, в 1524 – 1525 гг. в Германии шла крестьянская антикатолическая революционная война против духовенства и насилия властей. В противоположность умеренному реформатору Лютеру, Мюнцер решительно выступил не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма. Основную задачу Реформации Мюнцер видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Мировоззрение Мюнцера, сложившееся под влиянием средневековой крестьянско-плебейской ереси и мистики, было пантеистическим (Пантеизм). Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Основные идеи священника выражались в следующем: ü Выборность общинами духовных лиц. ü Отмена крепостного права. ü Уменьшение размера оброков, податей и барщины. ü Устранение произвола в судах и управлении. ü Объединение крестьян в «христианский союз и братство» для их освобождения от власти господ. ü Установление справедливого общественного строя, который будет основан на народовластии, равенстве и общности имущества. ü Существующее государство безбожно, так как используется феодалами для отстаивания собственных привилегий. ü Народ для достижения целей вправе воспользоваться мечом и свергнуть власть духовных и светских господ. ü Индивиды не могут иметь интересов, отличных от интересов общества в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: