В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.
|
Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости — времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода |
1.До 16-20 лет 2. От 16-20 до 25—30 лет 3. От 25-30 до 45—50 лет 4. От 45-50 до 65—70 лет 5. После 65-70 лет | Нет семьи, профессии, жизненного пути Предварительное самоопределение, выбор супруга Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность |
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | |
1. 16—22 года 2. 23-28 лет 3. 29—32 года 4. 33-39 лет 5. 40—42 года 6. 43—50 лет 7. После 50 лет | Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена Новое равновесие. Привязанность к семье Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного |
|
В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.
В периодизации В.Ф.Моргуна 10 этапов.
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | |
1. Юность (18-23 года) 2. Молодость (24-30 лет) 3. Переход к расцвету (около 30 лет) 4. Расцвет (31 -40 лет) 5. Переход к зрелости (около 40 лет) 6. Зрелость (40-55 лет) 7. Кризис 50-55 лет 8. Пожилой возраст (55-75 лет) 9. Старческий возраст (75-90 лет) 10. Долгожительство (свыше 90 лет) | Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?» Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности |
|