Контрольная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Преподаватель выдает задание на выполнение контрольной работы на установочной сессии и оценивает качество ее выполнения на последующей сессии согласно расписанию занятий в аудитории. Выполнив работу, студент регистрирует ее в деканате заочного обучения и сдает на проверку до начала основной сессии.
Формы проведения контроля определяются преподавателем. К ним относятся:
- собеседование;
- устный опрос;
- проверка индивидуальных заданий;
Оценка качества выполнения контрольной работы является одним из условий получения зачетапо данной дисциплине.
Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включены в состав УМКД.
Требования к содержанию и оформлению контрольной работы
Привыполненииконтрольнойработыстудентунеобходимо:
- подобратьлитературуповыбраннымвопросамконтрольнойработыиизучитьее, изложитьсущностьуказанныхвопросов;
- описать технологическую процедуру;
- решить задачи;
- составить схему;
выбрать и/или добавить задание и/или указать его источник
КонтрольнаяработавыполняетсяналистахформатаА4ссоблюдениемосновныхтребованийГОСТа и Положения «Требования к текстовой и графической документации. Нормоконтроль» ИрГУПС, 2012 г. []:
1) параметрыстраницы: слева– не менее 25 мм, справа– не менее 10 мм, снизуисверху– не менее 20 мм;
2) шрифттекста– Times New Roman 14 кегль;
3) абзац: межстрочныйинтервал–полуторный, отступслева–1,25 мм, расстояние между абзацами 0 пт;
4) страницы должны быть обязательнопронумерованы согласносодержанию.
|
Контрольнаяработа включает следующиечасти:
- титульныйлист (Приложение А);
- лист задания с номером варианта и описанием задания;
- содержание или планработы;
- введение;
- выполненные задания;
- заключение;
- список использованных источников.
На титульном листе контрольнойработынеобходимоуказатьдатуеевыполненияипоставитьсвоюподпись.
Работы, выполненныенеповарианту, нарецензированиенепринимаются. Объемконтрольнойработыдолженсоставлять от 10 до 15 страниц.
Работа выполняется и сдается в соответствии с «Инструкцией по выполнению, сдаче, регистрации, проверке, хранению контрольных и курсовых работ (проектов) студентов заочной формы обучения» в установленные учебным процессом сроки.
Варианты заданий на контрольную работу
Задание:
Найти расчётные мощности одной из подстанций 110кВ (подстанции А) в различных режимах работы электрической сети:
а) Нормальный режим наибольших нагрузок, в котором потребляемая мощность с шин низкого напряжения подстанции А составляет: Ṡпа= Ṡнб = 20 + j 9,7 МВА (cosφна = 0,9);
б) послеаварийный режим, возникающий при отключении одной из цепи ЛЭП Л1 при Ṡпа= Ṡнб;
в) послеаварийный режим, возникающий после отключения одной из цепей Л2 при Ṡпа= Ṡнб;
г) нормальный режим наименьших нагрузок, в котором:
Ṡпа= Ṡнм= 0,3Ṡнб.
Перечень вариантов заданийна контрольную работупредставленвтаблице 1. (параметры ЛЭП), таблице 2- данные трансформаторов подстанции, на рисунке 1 – расчётная схема.
Вариант задания | Тип трансорматора | Подстанция А | Потери к.з | Напряжение к.з, % Uk | Потери хх | Ток хх Ixx,% | Номинальное напряжение | |
Uвн,кВ | Uнн, кВ | |||||||
1-5 | ТДН-16000/110 | А | 10,5 | 0,7 | ||||
6-10 | ТДН-25000/110 | А | 10,6 | 0,65 | 38,5 | |||
11-15 | ТДН-16000/110 | А | 10,5 | 0,71 | ||||
16-20 | ТДН-25000/110 | А | 10,3 | 0,67 | 38,5 |
|
№ | Линия №1 | Линия №2 | Линия №3 | ||||||
варианта | Кол-во цепей | Марка и сечения провода | Протяженность, км | Кол-во цепей | Марка и сечения провода | Протяженность, км | Кол-во цепей | Марка и сечения провода | Протяженность, км |
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 | |||||||
АС-150 | АС-120 | АС-95 |
(АС-95 (16)- B0= 2.6382 мкСм/км) (АС-120 (19)- B0= 2.6864 мкСм/км) (АС-150 (24)- B0= 2.736 мкСм/км)
|
Рисунок 1- Расчётная схема
Теоретические сведения
Широко используемое в практике расчётов режимов электроэнергетических систем представление электрических сетей в виде связанной совокупности схем замещения отдельных элементов служит базой для дальнейшего формирования матриц их обобщённых параметров в той или иной математической модели ЭЭС. Схема замещения составляется на одну фазу и ее параметры являются комплексными величинами.
Для ВЛ параметры схемы определяются проводимостью материала проводов, их размерами и взаимными расположениями на опоре, а для трансформаторов- по опытам короткого замыкания и холостого хода.
При составлении схем замещения электрических сетей с Uном≤ 220кВ в ряде случаев целесообразно исключить из схемы поперечные ветви, соответствующие емкостным проводимостям линий электропередачи и комплексным проводимостям трансформаторов АТ, заменив их постоянными (не зависящими от режима) мощностями, и суммировать эти мощности с потоками, уходящими с шин ВН в ветвь с сопротивлением ƵT∑. Тем самым, каждая из подстанций сети одного номинального напряжения будет представлена некоторой «расчетной мощностью» (Sрасч), а схема замещения сети наряду с этими мощностями будет содержать лишь сопротивления продольных ветвей, схем замещения ЛЭП:
для i-ой подстанции ,
где Si- приведенная к шинам ВН нагрузка i-й подстанции.
Qcy- зарядные мощности линий, связывающих узел i с узлами j, число которых равно K.
При расчетах режимов ЭЭС в ряде случаев прибегают и к представлению комплексной нагрузки постоянным комплексным сопротивлениям:
Составляющие которого определяются по активной и реактивной мощностям (Pн0;Qн0) и напряжению данного узла (Uн0) в некотором исходном режиме.
Пример решения задачи
На подстанции А установлены 2 трансформатора типа ТДН -16000/110
Sном = 16 мВА; ∆Pk = 85 кВт
UВном=115кВ
UНном=11кВ
∆Pk = 85 кВт
Uк= 10,5 % = 0,105
∆Pхх= 19кВт
Iхх= 0,7% = 0,007
Параметры ЛЭП:
Л1. АС – 150/24; n*=2, l= 60 км, b0 = 2,736 мкСм/км.
Л2. АС – 120/19; n=1, l= 20 км, b0 = 2,6864 мкСм/км.
Л3. АС – 95/16; n=1, l= 30 км, b0 = 2,6382 мкСм/км.
(*n – количество цепей)
Рисунок 1- Расчётная схема сети
Определить расчетную мощность подстанции А для следующих случаев:
а) нормальный режим наибольших нагрузок, в котором потребляемая мощность с шин низкого напряжения подстанции А составляет:
Ṡпа= Ṡнб = 20 + j 9,7 МВА (cosφна = 0,9);
б) послеаварийный режим, возникающий после отключения одной из цепей Л1 при Ṡпа= Ṡнб;
в) послеаварийный режим, возникающий после отключения одной из цепей Л2 при Ṡпа= Ṡнб;
г) нормальный режим наименьших нагрузок, в котором
Ṡпа= Ṡнм= 0,3Ṡнб
.
Решение
Составим схему замещения участка сети, включающего подстанцию А, ограничившись изображением суммарного сопротивления трансформаторов, суммарных потерь холостого хода в них (∆Ṡха∑) и половин зарядных мощностей линий Л1, Л2, Л3.
Рисунок 2
1) Рассчитаем суммарные потери мощности в трансформаторе подстанции А по формуле:
где ṠMAΣ– суммарные потери мощности в обмотках (меди) трансформаторов.
Для двух параллельно включенных трансформаторов ТДН 16000/110 параметры схемы замещения рассчитаем по формуле:
Тогда:
для двух трансформаторов z ТАΣ = 2,195+ j 43,395 Ом.
Для трансформаторов 110 допустимо использование схемы, где ветвь намагничивания замещена мощностью потерь холостого хода:
∆ṠxaΣ= 2·(0,019 + j 0,112) = 0,038 + j 0,224 МВА
При этом, в режиме наибольшей нагрузки потери в меди:
Полные потери:
В соответствии с заданными Ṡнм/Ṡнб= 0,3, потери в обмотках трансформаторов в режиме наименьших нагрузок определяем по формуле:
Для подстанции с двухобмоточными трансформаторами полные потери мощности:
Согласно формулы Ṡприв.i = ṠHi+ ∆ṠTΣi в рассматриваемых режимах приведенная к шинам высокого напряжения нагрузка подстанции А:
Первая составляющая расчетной мощности подстанции А определена по формуле:
j
Ṡприв.i– приведенная к шинам высокого напряжения нагрузка i подстанции;
Qcy– зарядные мощности линий, связывающих узел i с узлами j, число которых k.
Для определения второй составляющей расчетной мощности предварительно вычислим зарядные мощности линий Л1, Л2, Л3 по формуле:
Определяем расчетные мощности для случая:
а)
Случай (б) отличается от случая (а) тем, что при отключении одной из цепей Л1 ее зарядная мощность уменьшается вдвое.
б)
При отключении Л2 (в) из суммы зарядных мощностей исключается Qc2:
в)
В случае (г) – режим наименьших нагрузок – расчетная мощность подстанции А равна:
г)
Последний результат свидетельствует о том, что в данном режиме реактивная нагрузка подстанции А практически полностью покрывается генерацией реактивной мощности примыкающих линий.
Составление результатов для различных случаев показывает, что расчетные мощности существенно различаются в зависимости от режима потребления и состава связанных с рассматриваемым узлом линий.
Примерные вопросы для защиты контрольной работы
1. Как определить потери холостого хода в трансформаторе?
2. Что такое «потери короткого замыкания»?
3. Чем определяется зарядная мощность линии?
4. От чего зависят потери в меди обмоток трансформатора?
5. Как определяется расчётная мощность первичной обмотки трансформатора?
6. Как классифицируются электрические сети?
7. С какой нейтралью работают сети 110-220 кВ.
Заключение
Настоящие методические указания ориентированы на достижение определенного результата, служащего показателем сформированности знаний и умений студента в процессе обучения в рамках соответствующих рабочей учебной программе компетенций.
Целью данных методических указаний являлось управление процессом обучения на основе оценки эффективности усвоения программного материала учебной дисциплины (комплекса учебных дисциплин) и качества знаний студентов. Задачи методических указаний достигаются путем определения содержания, видов и форм контроля знаний и умений студентов по учебной дисциплине.
Таким образом, настоящие методические указания для выполнения контрольной работы студентами осуществляют контролирующую, оценивающую, обучающую, развивающую функции, а также функцию самообразования.
Библиографический список
1. Ковалёв И.Н. Электроэнергетические системы и сети, [Текст]: учебник. – М. ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015.-363с
2. Христинич А.Р. Электрические сети и системы: курс лекций ч.1, 2013- 65 с
3. Герасимов Л.Н. Электротехнический расчёт сетей и систем: Методические указания к практическим занятиям.
4. Электронная библиотека КрИЖТИрГУПС. https://irbis.krsk.irgups.ru
5. Сайт СДО «Енисей». https://newsdo.krsk.irgups.ru
6. Положение ИрГУПС №П.420700.05.4.092-2012 «Требования к
к оформлению текстовой и графической документации. Нормоконтроль».