II. Решение органа власти о предоставлении




Статья 72

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

Статья 74

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

 

2 вопрос. Понятие природоресурсного права как отрасли российского права.

 

На территории 17 млн.кв.км. представлены различные экосистемы, лесостепи, степи, 69 % приходится на леса. Сенокосы и пастбища. Россия обладает водноболотными угодьями, также в России многие животные, занесённые в красную книгу. Морские побережья России занимают более 60%.

ПП термином служил природоресурсовое право, возникло уже в начале 70-80х гг., а в начале 80х гг. преподавали природоресурсное право. В системах наук различают природоресурсное и экологическое право. В законодательстве нет такого понятия, как ПП. В ст.77 Конституции РФ нет упоминания о ПП. В классификаторе НПА акты природоресурсного и природоохранного порядка объединены в разделе природные ресурсы и охрана окружающей природной среды. Соответственно возникает вопрос природы и природоресурсного права в Российской правовой доктрине:

1. Природоресурсное право – самостоятельная отрасль права или составная часть экологического права?

· Природоресурсное право является составной частью экологического права (отношения по охране и по использованию природных ресурсов тесно взаимосвязаны и регулируются едиными нормами права - Боголюбов. Они делят не на особенную и общую часть, а на природоохранную и природоресурсное.)

(Дифференциация на природоресурсное и природоохранное не конструктивно – разные стороны одного явления (взаимоотношений общества и природы - Чебуков. Природоресурсное право – особенная часть экологическое право)

· Природоресурсное право самостоятельная и комплексная отрасль права, т.к. у неё есть свой предмет и метод, тогда как соотносится ЭП и ПП.

 

Взаимодействие природы и общества складывается в две большие группы:

 

v По воздействию на природные ресурсы, с целью их извлечения (изъятия) из природной среды для последующего потребления + отношения связанные по охране этих природных ресурсов (это предмет ПП)

v Отношения, связанные с иным воздействием человека на природу (экол безопасность, отношения в сфере отходов) (экологическое право)

 

Дискуссионным явл вопрос о том, входит ли в предмет ПП отношения по охране природных ресурсов в процессе природопользования. Калинин считает, что охрана не входит в предмет ПП, т.к. рациональное использование природных ресурсов – это взаимоисключающее виды права.

ПП самостоятельная отрасль права, составными его частями явл земельное, лесное, водное, атмосферное, фаунистическое.

2. ПП это комплексная отрасль права?

Учение в целом о комплексной отрасли права, появилась в 1975г. (Сергеев). Особенности комплексных отраслей права:

Наличие комплексного предмета (отрасли права регулируют однородные общественные отношения, а комплексные регулируют отдельный комплекс общественных отношений, складывающийся в отдельной сфере)

Комплексный метод правового регулирования – сочетание императивного и диспозитивного методов

Комплексность источников

Источники есть свои источники, а есть заимствованные.

ПрП – это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность норм, регулирующая общественные отношения по поводу использования природных ресурсов и связанных с ними отношений по охране природных ресурсов.

Система ПрП:

Многие учёные сходятся к тому мнению, что у них есть и общая и особенное право, в общую входят принципы, П отношения, право природопользования, управление в сфере природопользования). В особенную: использование и охрана недр, природных объектов, недр, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. Выделяют специальную часть, кот изучает зарубежный опыт с целью заимствования положительных положений.

Принципы ПрП ( основополагающие начала, лежащие в основе ПрП)

Они важны для пробелов, решения в практике, важны для толкования интерпретации, принципы закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» в отраслевом законодательств, в ВК РФ (например, целевое использование водных объектов, платность использования водных объектов и т.д.). В ЛК РФ ст. 8, ст. 1 ЗК РФ и т.д.

Принципы, на кот должны базироваться отношения также сформулированы в концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие – такое развитие, кот удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу будущих поколений, удовлетворяется свои собственные потребности. Сначала прошла стокгольмская конференция (бы создан орган ЮНЭП) и затем ЮНЭП создал фундаментальный труд «наше общее будущее», в кот констатирована необходимость достижения устойчивого социально-экономического развития. Затем проведена Конференция в Рио-де-Жанейро в 1992г. и как один из результатов была принята долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе «повестка дня на XXI век» в этом документе закреплены основные концепции устойчивого развития.

При переходе к устойчивому развитию необходимо решение 3х задач:

1. Ограничение роста и потребления в промышленно-развитых странах, явл главными источниками загрязнения

2. Ограничения роста в развивающихся странах

3. Предотвращения углубления между богатыми и бедными

Основные направления развития России к устойчивому развитию:

1. Создание правовой основы

2. Стимулирование с\х деятельности

3. Оценка хоз ёмкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого воздействия на окружающую среду,

Критерии рационального природопользования - никакая хоз деятельность не может быть, если охрана её не приводит в первоначальное состояние. Загрязнение дб низким с учётом экономических и соц выплат.

Другие концепции различны от религий (каран) философские концепции – натуралистические концепции характерны для ранних периодов различия: природа – это божественная давность, развивается по своим законом и человек не может ей управлять. Потребительские концепции – человек господствует над природой, максимальное использование природы. Алармизм (концепция), в ней человек рассматривается, как один из факторов, влияющих на состояние экосистемы Земли.

Предмет ПрП – это отношения по поводу использования природных ресурсов.

Метод – совокупность приёмов средств и способов на регулируемые отношения.

Выделяют:

ü Императивный

ü Диспозитивный (договорные отношения)

ü Экологизации (нормы охраны тесно связаны с остальными нормами)

 

3 вопрос. Природоресурсное право как наука.

ПП (как наука) – совокупность научных исследований, концепций, взглядов по проблемам отрасли природоресурсного права (в том числе изучает историю природы и т.д.)

Как отрасль правовой науки природоресурсное право – это совокупность научных исследований, взглядов, концепций по проблемам правового регулирования общественных отношений в сфере использования, охраны и воспроизводства земельных, лесных, водных, водных биологических ресурсов, ресурсов недр, животного мира и прочее.

Предметом исследований являются:

1) общетеоретические и межотраслевые проблемы развития группы перечисленных выше отраслей права и законодательства;

2) научные и научно-практические вопросы использования и охраны отдельных природных ресурсов

Как соответствующая научная специальность в составе группы научных специальностей 12.00.06 «Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право» природоресурсное право включает земельное право, лесное право, водное право, горное право и фаунистическое право.

4 вопрос. Краткая характеристика истории правового регулирования природоресурсных отношений.

История развития ПП:

1 подход: т.к. не разграничивают ЭП и ПрП, они выделяют:

1 период – дореволюционный (фрагментарность и регулировались охраной лесов и животного мира);

2 период – советский период (прослеживается природоресурсный подход, однако к 80гг. принимаются акты по охране окружающей среды);

3 период – современный Российский

2 подход: разграничение ЭП и ПП

1 этап – с 1917г. (закладываются основы ПрП)

2 этап – с 1960 по 1990 (закон РСФСР «Об охране природы», в нём впервые содержались нормы об охране среды, носили декларативный характер)

3 этап – 90г XX в (распад СССР происходит обновление природоресурсного законодательства, активное развитие происходит ПрП)

4 этап – с 90-х гг. по 2000г.

5 этап – с 2003 г. (принятие ЗК РФ)

Вывод: история развития свидетельствует о разграничении ПрП и ПО законодательства, ПО законодательство должно развиваться опережающими темпами.

В развитии русского, советского и российского природоресурсного законодательства можно выделить несколько этапов.

1) В допетровские времена, до 1700 г., в силу неразвитости промышленности использование ресурсов недр законами не регулировалось, и собственники земли могли беспрепятственно добывать минералы и обрабатывать их. Практический интерес представляли

только леса, воды и объекты животного мира. Права на них были неразрывно связаны с правом на земельные участки. В XII – XV веках земли вместе с населенными крестьянами

деревнями передавались русскими князьями по жалованным грамотам монастырям, своим подданным. Вместе с землями к приобретателям переходило право на использование лесов, озер, рек, объектов животного и растительного мира. Использование объектов животного мира многие сотни лет регулировалось нормами обычного права. Человек, заботясь о воспроизводстве живых природных ресурсов, извлекаемых из окружающей среды, путем длительных наблюдений за природой выработал определенные ограничения на их использование.

 

2) Петр I (1696 – 1725 г.г.), ввел ряд жестких ограничений на использование природных ресурсов. В первую очередь, это относилось к лесам и полезным ископаемым как ресурсам, наиболее необходимым для нужд промышленности, армии и флота. Ограничения на вырубку леса были введены в 1705 г. для нужд флота. Запрещалось всем без исключения на расстоянии 50 верст (1 верста – 1,06668 км.) от больших и 20 верст от малых рек рубить дуб, лиственницу, клен, некоторые другие породы деревьев, высота которых составляла 12 и более аршин (1 аршин – 71,12 см.). Рубка казной (государством) и для казны разрешалась в любых местах и бесплатно, даже если земля не являлась казенной. С 1703 г. предусматривались административные и уголовные наказания за незаконную рубку леса. За каждое срубленное дерево (кроме дуба) налагался штраф в размере 10 рублей, за срубленный дуб устанавливалась смертная казнь. С 1705 г. даже за порубку

дубового валежника виновные ссылались на каторгу. В 1700 г. в России впервые появились правила

использования недр. Петр I «повелел воеводам и особым чиновникам отыскивать руды на землях всех вообще владельцев». 10 декабря 1719 г. был издан Указ об учреждении Берг-коллегии, в ведение которой входило управление горными делами. Полезные ископаемые объявлялись собственностью казны. Этим же Указом устанавливались правила разведки и добычи полезных ископаемых. Петр I в 1723 г. впервые урегулировал правила добычи торфа, указав, что она разрешается на «удобных к тому делу» болотах, но при условии, что эти болота «на пашни и сенокосы не годятся». Для стабилизации и упрочения гражданско-правового оборота полезных ископаемых с 1762г. «заводы и фабрики с их строениями, медные и железные рудники, соляные росолы и трубы, как предметы, сокровенные в недрах земных, а также … леса … делить между наследниками как недвижимое имущество». Со времен Петра I введен запрет на звериную ловлю в

окрестностях Санкт-Петербурга и Москвы. С 1714 г. лосей можно было только ловить и приводить в город, за что охотнику выплачивалось 30 рублей. В разное время устанавливались различные расстояния вокруг городов, в пределах которых охота запрещалась. Обычно это расстояние составляло от 30 до 100 верст. С 1704 г. Указом Петра I все рыбные ловли, т.е. право ловить рыбу, были переданы в казну. Право на рыбную ловлю отдавалось в содержание из платежа оброка. Такое

правило просуществовало до 1727 г., после чего рыбные ловли были переданы в вечное содержание собственникам земельных участков, но с платежами за них. Такие платежи существовали вплоть до 1775г.

3) Реформы Екатерины II 1782 г. (1762 – 1796 г.г.)

Преследовали цель максимального ослабления государственного контроля за использованием природных ресурсов с передачей большинства прав на них частным лицам. В своих Узаконениях она ввела новые правила использования различных природных ресурсов, установив, что

« Владельцу земли дано полное право на все произведения, на поверхности и в водах ея обретающиеся, так и на все сокровенные в недрах ея металлы, минералы и другие ископаемые». Право собственности на природные ресурсы стало неразрывно связано с правом собственности на землю: «право собственности обнимает не одну поверхность земли, но и самые недра ея». Такой режим правового регулирования ресурсопользования сохранялся в России вплоть до 1917г. Манифест 1782 г. отменил все ограничения на использование лесов. Межевые Инструкции 1754, 1766 г.г. устанавливали, что «бортные угодья, рыбные ловли, бобровые гоны, вспуды, перевесы и всякие угодья, находящиеся на владельческих землях, отдавать в вечное содержание самим владельцам». С 1782 г. право собственности каждого в имении своем распространялось на леса и все произрастания, воды и внутренности земли. С 1872 г. началось осуществление правового регулирования нефтедобычи, в соответствии с которым поиск месторождений дозволялся всем, а для добычи нефти устанавливался разрешительный порядок. Нефтеносные участки, не разрабатываемые, не используемые ресурсопользователем, или не оплаченные им в течение 2-х лет, отбирались. На добытую нефть устанавливался акцизный сбор.

 

4) Александр I с 1802 ввел запрет на отлов, отстрел зверей, птиц без разрешения, установив, тем самым, лицензионный порядок охоты. За плату выдавались «билеты для стреляния в местах, принадлежащих казенному ведомству».

 

5) Советский период развития природоресурсного права с 1917 г. характеризовался правом исключительной государственной собственности на все природные ресурсы – недра, леса, воды, землю и другие ресурсы. На начальном этапе советской власти горное, водное, лесное право рассматривались как самостоятельные отрасли права. Впоследствии, в 30- е годы XX в. Самостоятельность горного, водного, лесного права стала отрицаться, поскольку господствовала теория единого земельно-колхозного права. После обретения земельным правом самостоятельности в 40- е годы, горное, водное, лесное право стали включаться в земельное право в его «широком смысле». В конце 50-х годов высказывались предложения о том, что в земельное право входят не только лесные, водные и горные отношения, но и отношения по использованию животного мира и даже воздуха. В 60-е годы Н. Д. Казанцевым впервые было высказано мнение о существовании природоресурсового права как самостоятельной отрасли права, впоследствии поддержанное рядом ученых-юристов. Дальнейшая разработка его вопросов привела к тому, что в середине 70-х годов природоресурсное право было включено в учебную программу по специальности «Правоведение», разработаны и изданы учебники и учебные пособия.

6) Современный этап развития природоресурсного права характеризуется отсутствием общепризнанного подхода к определению его места в системе российского права. С самого начала становления природоресурсного права как самостоятельной отрасли, в его предмет

включалось экологическое (природоохранное, природоохранительное) право, поскольку исторически использование природных ресурсов началось гораздо раньше, чем возникла потребность в их охране. Поэтому Российское природоохранное законодательство XI – начала XX веков. – полагают, что природоохранительное законодательство берет свое начало еще в «Русской правде». В подтверждение этого приводятся нормы древнерусского права, предусматривавшие штрафы за покражу бобра в размере 12 гривен (как за убийство холопа), за пчел и бортные деревья. В приведенных авторами примерах ответственность за кражу бобра, убийство холопа преследовала цель защиты права собственности. Бобр не рассматривался как объект природы, подлежащий охране в целях защиты и сохранения среды обитания человека. Введение норм на стадиях становления экологического права представлялось естественным включить природоохранные отношения в предмет природоресурсного права. В дальнейшем возникло предположение о том, что экологическое право переросло рамки природоресурсного, поскольку имеет своими задачами охрану не только отдельного ресурса, но и природы в целом. Очевидная связь использования и охраны природных ресурсов привела к тому, что теперь уже природоресурсное право стали включать в Особую часть экологического права (права окружающей природной среды) либо как подотрасль, либо как совокупность отдельных подотраслей (горное, водное, лесное и др.).

Механическое перемещение совокупности общественных отношений по использованию природных

ресурсов из одной отрасли права в другую не изменило, да и не могло изменить сущности природоресурсных отношений, превратить отношения по добыче ресурса в отношения по его охране. Содержание природоресурсных отношений, как общественных отношений по поиску, оценке, разведке и добыче природных ресурсов и связанных с ними отношений не изменяется на протяжении многих столетий и не зависит от методов и масштабов природоохранной деятельности. Поэтому вывод о самостоятельности природоресурсного права как отрасли российского права представляется очевидным. Основной критерий обособления природоресурсного права был предложен В.М. Лебедевым.

5 вопрос. Соотношение природоресурсного права с другими отраслями права.

Проблема разграничения и соотношения (взаимной связи) отраслей российского права приобретает особую актуальность в периоды становления новых, ранее не обособленных отраслей права. В отечественной правовой науке предпринимались попытки включения норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов:

1) «земельно-колхозное право» (30-е годы),

2) «земельное право в широком смысле» (40-50-е годы),

3) «природоохранительное право», «природоресурсовое право» (60-70-е годы),

4) экологическое право (90-е годы).

5) В настоящее время предпринимаются попытки обосновать существование «права окружающей среды».

Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался российскими юристами двумя способами:

ü природоресурсное право включало в себя экологическое;

ü само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды.

В экологическое право (право окружающей среды) большинством авторов предлагается включить в качестве самостоятельных отраслей горное, лесное, воздушное и др. отрасли права, составляющие его Особенную часть. В обоснование таких подходов приводится тезис о единстве предмета правового регулирования, который должны составлять общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Нельзя не видеть, что определяемый таким образом предмет отрасли права внутренне противоречив, поскольку вместе объединяются две разнородные группы общественных отношений, и создается труднообъяснимая правовая конструкция – отрасль права, содержащая другие самостоятельные отрасли права.

Наиболее последовательно и мотивированно разграничение между природоресурсным и экологическим правом проводит Б.В. Ерофеев. Автор справедливо отмечает, что коренные отличия природоресурсного права от права экологического отражены в предмете, методе правового регулирования и его источниках, верно указывая, что природоресурсное право изучает общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных ресурсов, в то время как предметом экологического права являются общественные отношения, касающиеся не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний и процессов, происходящих в них.

Водное, горное, лесное законодательство, законодательство РФ о животном мире и природных лечебных ресурсах ставит своими задачами регулирование отношений по рациональному использованию и охране соответствующих природных ресурсов. Необходимость уменьшения вредного воздействия на природную среду в результате поиска, разведки и добычи природных ресурсов, а также в ходе иной деятельности человека, не связанной с их извлечением, зачастую приводит к отождествлению понятий рационального использования и охраны природных ресурсов, в то время как это взаимно исключающие друг друга виды деятельности.

Рациональное использование природного ресурса предусматривает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе. Анализ содержания, вкладываемого законодателем в понятия «использование природных ресурсов» и «охрана природных ресурсов» позволяет обосновать необходимость отраслевого разграничения норм, регулирующих отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

В основе охраны природы лежит деятельность, направленная на сохранение природных объектов и окружающей среды в целом, в то время как использование природных ресурсов направлено на поиск, разведку и извлечение, в той или иной форме, их полезных свойств. Рациональность в использовании природных ресурсов заключается в применении технологий, приносящих наименьший вред, а также в добыче ресурсов в объемах, не приводящих к необратимым явлениям в окружающей среде. Цели любой деятельности, направленной на извлечение природных ресурсов, находятся в прямом и непримиримом противоречии с целями охраны природы. Следовательно, рациональное использование природных ресурсов не может являться ни составной частью охраны природы, ни охватывать ее.

Связи общества и природы, при реализации которых человек оказывает влияние на окружающую среду, многогранны.

Среди них можно выделить группы отношений:

1) по воздействию на природные ресурсы с целью их извлечения (изъятия) из природной среды для последующего потребления

2) связанные с иным воздействием человека на природу (загрязнение окружающей среды отходами промышленности, транспорта, сельского хозяйства, и т.п.).

 

Последние являются предметом экологического права. В отличие от них отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования в ходе поиска, оценки, разведки и добычи природных ресурсов должны составлять предмет природоресурсного права.

Большинство нормативных актов, регулирующих отношения ресурсопользования, содержат не только нормы природоресурсного права, но и нормы, посвященные охране соответствующего природного ресурса и окружающей природной среды в целом. Это свидетельствует о необходимости правового регулирования охраны окружающей среды в ходе разведки, добычи природных ресурсов и тесной связи природоресурсного и экологического права, о проявлении общей тенденции экологизации российского законодательства. Однако приведенное обстоятельство не является основанием ни для включения отношений по охране природных ресурсов в предмет природоресурсного права, ни для поглощения природоресурсного права экологическим.

Соотношение природоресурсного и земельного права обусловлено неразрывной связью поверхностного слоя земли со многими другими природными ресурсами. Земля, в соответствии со ст.9 Конституции РФ, является одним из природных ресурсов. На этом основании земельные отношения зачастую объединяют с другими ресурсными отношениями и включают в предмет экологического права (права окружающей среды). Между тем, отношения по использованию земель и отношения по использованию иных природных ресурсов имеют принципиальные отличия, не позволяющие устанавливать для них единый правовой режим.

Земельное право регулирует отношения, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Причем под их использованием понимается обратимое использование земель, т.е. не сопровождающееся их безвозвратным изъятием, нарушением целевого назначения почвенного слоя. Именно здесь проходит водораздел между отношениями, составляющими предмет правового регулирования земельного и природоресурсного права.

При пользовании лесами, недрами, животным миром применение норм земельного права обусловлено, как правило, неразрывной связью природных ресурсов с почвенным слоем. Поэтому применение норм земельного права в рассматриваемых природоресурсных отношениях необходимо. В отличие от этого использование, например, живых и неживых ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны и внутренних морских вод РФ не требует нарушения почвенного слоя.

Соотношение природоресурсного и гражданского права. Нормы гражданского права регулируют две группы отношений по использованию природных ресурсов:

1) отношения по гражданскому обороту природных ресурсов, извлеченных из окружающей природной среды

2) ряд отношений, возникающих в ходе ресурсопользования.

 

Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере ресурсопользования, являются специальными по отношению к ГК РФ. Нормы природоресурсного законодательства устанавливают, что имущественные отношения, возникающие при использовании природных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено соответствующим природоресурсным законом. В других случаях применение гражданского законодательства допускается, если на это прямо указано в законе. Водное, лесное законодательство, законодательство о недрах допускают возможность применения норм гражданского права для регулирования отношений, возникающих в процессе ресурсопользования. Однако условия и границы их применения устанавливаются природоресурсным законодательством. Нормативное определение сферы применения гражданского права для регулирования природоресурсных отношений приводит к четкому разделению предметов гражданского и природоресурсного права.

Применение норм административного права для регулирования природоресурсных отношений обусловлено лицензионным порядком ресурсопользования, необходимостью его нормирования (лимитирования),ведения государственных балансов,кадастров,мониторинга природных ресурсов. Значительное количество норм, устанавливающих порядок создания и деятельности, полномочия государственных органов по управлению использованием природных ресурсов, относятся к административному праву.

Все виды ресурсопользования, за исключением общего ресурсопользования, являются платными. Плата устанавливается за пользование ресурсами недр, вод, лесов, животного мира, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, природных лечебных ресурсов и вносится ресурсопользователями в бюджеты различных уровней. Такие отношения составляют предмет финансового права и регулируются его нормами. Наряду с денежной формой платы за природные ресурсы, законом предусмотрена и натуральная форма оплаты. Платежи за недропользование, осуществляемые на условиях раздела продукции, а также налог на прибыль при этом уплачиваются ресурсопользователем (инвестором) путем передачи государству части добытых ресурсов на условиях, установленных в заключаемом между ними соглашении. Поэтому правовой институт платы за природные ресурсы включает нормы как финансового, так и природоресурсного права.

Соотношение природоресурсного и трудового права. Поиск, оценка, разведка и добыча природных ресурсов невозможны без установления между ресурсопользователем и работником трудовых отношений. Чаще всего нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения в сфере ресурсопользования, посвящены охране труда работников, занятых на добыче ресурса. Однако нормативные акты поресурсного законодательства содержат и иные нормы трудового права. Так, статья 7 ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает не только обязанность инвестора по соблюдению установленных правил по безопасному ведению работ и охране труда, но и обязательное трудоустройство не менее 80% работников – граждан Российской Федерации среди общего количества всех привлеченных работников.

Природоресурсное право, имея свой предмет правового регулирования, специфичный правовой режим ресурсопользования, кодифицированную нормативную основу, формируется как самостоятельная отрасль права. В основе этого лежит необходимость системного подхода к правовому регулированию отношений, связанных с поиском, оценкой, разведкой и добычей природных ресурсов, рациональным и безопасным ресурсопользованием.

6 вопрос. Понятие природоресурсных правоотношений. Юридические опре­деления объектов природоресурсных правоотношений.

Отношения – отношения по извлечению природных ресурсов и среды их естественного пребывания и сопутствующие им по поиску разведки, оценки природных ресурсов и проведению иных исследовательских отношений.

Тесно связанные с ним отношения:

1. Предшествовавшие природоресурсным отношениям.

2. Отношение по безопасности и рационализации природопользования. Цели: максимальное извлечение природных ресурсов и минимизация вредного воздействия на окружающую среду жизни и развития человека.

3. Отношения собственности и природопользования.

4. Государственное управление природными ресурсами (контроль, надзор, выдача разрешений лицензий, мониторинг, ведению информационных ресурсов, проведению гос экспертиз. Взиманию платежей и т.д.).

5. Ответственность за нарушение норм природопользование.

Субъекты: государство (выступает в лице своих компетентных органов), как субъект управления или мун образования, полномочия перечисления в ст. 9, ФЗ «Об охране окружающей среды», как собственник, находящийся в гос или муниципальной собственности. Орган общей компетенции Правительство, специальный орган например росприроднадзор, роснедра и т.д. в вол области – это Департамент …

Юр лица и физические лица.

Объект: природные ресурсы, природные объекты (природоантропогенный объект) ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»

· природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

· использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

· природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

· природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Земельное право: неразрывная связь земли с др природными ресурсами. 1 подход земля – плодородный почвенный слой, земля рассматривается, как основа жизни деятельности человечества – основа природоресурсного права.

ЗП регулирует использование земель без нарушения их целостности, а природоресурсное право – регулирует отношения с изъятием. Связь природоресусного права с другими они заимствованы с нормами других отраслей, что ещё раз подтверждает системность норм права.

7 вопрос. Понятие и система источников природоресурсного права.


Источники права - особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательной.

нпа государства, кот содержат всеобщие абстрактные правила поведения, адресованные неопределённому кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Международные акты бывают: мягкие и жесткие

Главная особенность:

· Находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ

· Комплексный характер источников (есть собственные источники природоресурсного права; заимствованный из других отраслей права)

· Отсутствие единого кодифицированного акта, но есть отраслевые (н-р: ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ и т.д.)

Международные правовые акты – согласно конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры включены в систему Российского законодательства (ст. 15 ч.2), если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международного договора. Согласно ПП ВС РФ от 31.10.1995г. № 8 разъяснено, что речь идёт о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме ФЗ (т.е. международные договоры явл только те источники, кот ратифицированы). ПП ВС РФ от 2005 в число общепризнанных принципов международного права включены только императивные нормы и соответственно из Российской правовой системы исключены принципы, носящие рекомендательный характер. РФ подписано более 70 международных актов (н-р: "Конвенция о водно-болотных угодьях» и т.д.).

Классификация:

· Материальные

· Процессуальные

По предмету регулирования:

o Общие/специальные

 

Кодифицированные/некодифицированные

 

8 вопрос. Федеральные законы как источник природоресурсного права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: