СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И ШТРИХИ В ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ПЕНИИ.




 

 

Человеческий голос обладает огромными выразительными возможностями. Он, пожалуй, самый удивительный музыкальный инструмент на свете. Сначала был ГОЛОС, и только потом люди научились изготавливать первые музыкальные инструменты, играя на которых можно было подражать ГОЛОСУ. Так они и идут вместе- голос певца и звук инструмента. Иногда они подражают друг другу, иногда соревнуются друг с другом, но всегда поддерживают и обогащают друг друга.

 

Это высказывание относится к эволюции всего музыкального искусства, но в большей степени оно подходит к джазу.

 

Истоками джаза явились музыкальные жанры, бытовавшие в среде афроамериканцев в конце XIX века в США. В первую очередь, это блюз (blues), спиричуэл (spiritual), ворк-сонг (work song), баллада, рэгтайм. Можно ещё назвать музыку менестрельного театра, хотя он в большей степени повлиял на становление американского музыкального шоу. Среди вышеперечисленных жанров только рэгтайм является инструментальным. Остальные жанры - вокальные.

 

Перечисленные вокальные жанры внесли в джаз выразительные исполнительские приёмы, которые в дальнейшем стали неотъемлемыми для джазового пения. Блюзовый лад с его интонированием, приёмы пения шаут (shout) и холлер (holler), использование глиссандо (glissando) и дёрти-тонов (dirty tones) характеризует джазовый вокал как экспрессивный по своей природе.

 

Вокалистов, поющих в такой горячей манере, иногда называют шаутерами (shouters).

 

С другой стороны, появление таких стилей, как свит (sweet) и кул (cool), проникновение в джаз ритмов латиноамериканской музыки, а также развитие звукоусиливающей техники придало звучанию джазового вокала интимность, мягкость, сентиментальность.

 

Певцов, исполняющих джаз в такой лиричной и даже сдержанной манере, называют крунерами (crooners). Практически любой человек, чутко воспринимающий музыку, отличит звучание джаза от какого-либо другого музыкального направления. В джазовой музыке такие средства выразительности, как метро-ритм, мелодика, гармония очень специфичны. Мы распознаём джаз и по манере звукоизвлечения, по фразировке, артикуляции.

 

Развитие вокально-певческих навыков исполнителя любого направления, в том числе и джазового, предполагает: - работу над постановкой голоса; - освоение специфических способов и приёмов, использующихся в данной стилистике. И в академическом, и в народном пении вокалист должен свободно владеть своим голосовым аппаратом. Тем не менее, почему попытки исполнения джаза певцом, имеющим академическую постановку голоса, чаще всего безуспешны? Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим о некоторых факторах, на которые делается акцент при обучении джазовому, а также эстрадному вокалу.

 

Ведущими резонаторами, владение которыми развивается в первую очередь у академического вокалиста, является головной и назальные (так называемая «маска»). На использование грудного и ротового резонаторов в процессе постановки голоса в академическом пении специального акцента не делается, говорится только о формировании близкого слова. Это закономерно, так как академический вокалист поёт без «подзвучки» и ему необходимо заполнить своим голосом концертный или театральный зал. Участие в большей степени именно головного резонатора и «маски» придаёт голосу полётность и блеск.

 

Основным резонатором, без которого невозможно джазовое и эстрадное пение, является в первую очередь ротовой. Обычно в вокально-педагогической литературе его называют рото-глоточный. Этот резонатор может использоваться как в «чистом виде» на всех участках диапазона, так и смешиваться с другими резонаторами: в нижнем регистре - с грудным, в верхнем – с головным. Именно ротовой резонатор придаёт голосу индивидуальное звучание. Благодаря оптимальному озвучиванию этого резонатора и смешиванию его с другими мы различаем голоса людей. И именно использование этого резонатора является основой для микрофонной подачи голоса.

 

На начальном этапе происходит работа над постановкой дыхания, эффективным использованием резонаторно-артикуляционной системы, стабильным и непринуждённым положением гортани при пении и координацией всех систем певческого аппарата.

 

Несколько слов об артикуляции. Африканской речи свойственно гортанное звукоизвлечение (не путать с горловым), это же приём присутствовал у африканских негров и в пении.

Джазовая артикуляция, в свою очередь, подразумевает определённый тип атаки звука, вибрато, фразировки.

Интонирование, которое присуще человеческому голосу, наиболее близко духовым инструментам. На заре становления джаза исполнители на духовых инструментах своей артикуляцией подражали человеческому голосу, а по мере развития джазовой музыки голос стал брать на вооружение приёмы инструментальной игры (например, техника скэта, филировка звука). Таким образом, с самого начала формирования джазовой артикуляции её роль в создании джазового саунда огромна.

Саунд (англ. sound – звук, звучание)- индивидуальное качество звучания музыканта, певца или ансамбля, а также отличительные черты звучания какого- либо стиля.

 

Тембр голоса каждого певца индивидуален. Если к этому добавить разнообразие вокальных приёмов, использующихся в джазовом пении, то получится, что каждый певец имеет в своём распоряжении огромный арсенал выразительных средств. Их можно разделить на три группы по следующему принципу:

- способы и приёмы звукоизвлечения, связанные со звучанием голоса и окраской звука;

- способы и приёмы интонирования;

- орнаментика (мелизмы).

 

Несомненно, на практике такого разделения не существует. Но, чтобы научиться обращать внимание на то, как поют разные исполнители, мы сделаем акцент именно на такой классификации.

 

 

Способы интонирования.

Блюзовое интонирование (англ. – blue notes- блюзовые тоны)- в афроамериканском фольклоре и джазе специфическое, в отличие от темперированного строя европейской музыки, интонирование некоторых ступеней лада. Чаще всего III, VII, V ступеней. Практика нотации подобного интонирования привела к тому, что блюзовый лад стали называть ладом с минорной терцией и низкой септимой. На самом деле блюзовое интонирование не предполагает точную темперацию.

 

Блюзовое интонирование используется не только при исполнении блюзов, но и при исполнении джазовых стандартов.

 

Бендинг (англ. bend - сгибаться) – «подъезд» к ноте, который по сути является портаменто от одного звука к другому, выполненным в узком звуковысотном диапазоне (тон или полутон).

 

В инструментальном исполнительстве термин «бендинг» означает звуковысотную подтяжку к ноте.

 

Дёрти-тоны (англ. dirty tones – нечистые тоны)- один из специфических приёмов интонирования и подачи звука. Истоки дёрти-тонов находятся в афроамериканском фольклоре. Отличаются нестабильной («пёстрой») окраской звуков в пределах одного регистра, сильной динамикой, гипертрофированным вибрато.

 

Глиссандо (итал. glissando – скользить) – равномерное скольжение от одного звука к другому. Обозначается волнистой линией или чертой.

 

Мелизмы (греч. песнь, мелодия)- наиболее часто употребляемые виды орнаментики. В европейской академической музыке каждый вид мелизма имеет определённое значение.

 

К мелизмам относятся различные вокальные украшения, исполняемые на один слог текста,- распевы, а также мелодические украшения, такие как форшлаг, группетто, мордент, трель.

 

Использование певцом мелизмов придаёт джазовой теме индивидуальное звучание.

 

Для джазового музыканта свингование - это активное и осознанное ощущение метро-ритма, причём не только в теле, но и на уровне внутреннего ощущения времени. Свингование не есть только синкопирование или триольная пульсация.

 

Работа над свингом начинается с работы над развитием ощущений музыкального пульса и метра.

 

Скэт - один из способов имитировать голосом игру на музыкальных инструментах. Ведь в джазе инструментальное начало тесно сплелось с вокальным. С первых шагов появления джаза трубачи и саксофонисты, тромбонисты и кларнетисты «задышали» и «запели» на своих инструментах подобно исполнителям блюзов и спиричуэлов. Их игра стала отличаться особой выразительностью. Певцы тоже подражали своим коллегам по цеху и переносили на свой голос их наиболее яркие приёмы игры.

 

Для того чтобы овладеть джазовой импровизацией и техникой скэта, необходимо много слушать и анализировать не только импровизации вокалистов, но и инструментальные импровизационные соло.

 

Несколько закономерностей, которые желательно учитывать с самого начала освоения техники скэта:

- в выборе и произношении слогов опирайтесь на фонетическую базу английского языка;

- чаще используйте переднеязычные и губные согласные, чередуя их;

- представьте, с какой артикуляцией сыграл бы ваше соло инструменталист, и используйте открытые или закрытые слоги в зависимости от фразировки, которую «озвучиваете».

Скэт в джазе – это приём пения, которым исполняется в первую очередь импровизация вокалиста. В ней мелодическая линия поётся слогами, не несущими вербального смысла. В среде начинающих вокалистов существует мнение, что джазовый вокал начинается с пения скэтом. Из этого следует: «если вы не поёте скэтом- вы не поёте джаз». На самом деле владение этим приёмом предполагает огромную подготовительную работу, и начинать обучение джазовому вокалу с освоения этой техники нецелесообразно.

 

 

В джазе индивидуальность конкретного музыканта определяется не наличием в его репертуаре песен, написанных специально для него, а его мастерством исполнить данный стандарт по-своему

 

 

К современным техникам эстрадного пения относится:

 

1. Пение госпел (афро-американская церковная музыка) и произощедший из этого стиля – приём «бэлтинг», используется в женском вокале - пение верхних нот грудным голосом. Belt - традиционная бродвейская манера пения. В основном встречается у женщин (belt-сопрано) и характерезуется насыщенным грудным звучанием, металлом и большой силой, что было немаловажно в те времена, когда в театре не использовалось искусственное усиление звука.

Другие характерные черты: высокое подсвязочное давление, сокращение мышц гортани и глотки, плотное смыканием связок, речевое (высокое) положение гортани, обеспечивающее четкость гласных.

Belt вошел в моду благодаря бродвейской звезде Этель Мерман (Ethel Merman), обладавший таким голосом от природы. Самые известные певицы, работающие в этом стиле - Лайза Минелли (Liza Minelli), Патти ЛюПон (Patti LuPone), Линда Эдер (Linda Eder). Партии, написанные для belt-cопрано - Роза ("Gypsy"), Аделаида ("Guys and Dolls"), Рено Суини ("Anything goes"). Belt противопоставляется приближенной к академическому звучанию манере legit

2. Скрим ( крик) – техника скрима распространена в рок-вокале и в некоторых эстрадно-джазовых тнаправлениях

3. Мужской микст – распространённая в современной эстраде техника, базирующаяся на активном подключении головного регистра в пении, а также – пение фальцетом (Джордж Майкл, Майкл Джексон, Владимир Пресняков, Адам Ламберт)

4. Субтон – пение вполголоса, часто с придыханием. Распространена в джазовом и эстрадном пении

5. Штробас (fry) – используется в началае ноты для придания «стонущего» эффекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: