Развитие творческого мышления и воображения




Сформированность знаний

¾ Высокий уровень. Ребенок знает, что такое мультипликация, может назвать способы создания мультфильмов и этапы создания мультфильма.

 

¾ Средний уровень. Ребенок знает, что такое мультипликация, может назвать способы создания мультфильмов.

 

¾ Низкий уровень. Ребенок знает, что такое мультипликация, но не может назвать способы создания мультфильмов, не знает этапы создания мультфильма.

Сформированность умений и навыков

¾ Высокий уровень. Ребенок участвует в общем процессе создания замысла для мультфильма, вносит свои предложения, высказывает идеи, участвует в создании мультфильма, создает персонажей мультфильма, участвует в создании общих декораций для мультфильма, участвует в съемке мультфильмов.

 

¾ Средний уровень. Ребенок участвует в общем процессе создания замысла для мультфильма, высказывает идеи, участвует в создании мультфильма, создает персонажей мультфильма с помощью взрослого, участвует в создании общих декораций для мультфильма.

¾ Низкий уровень. Ребенок участвует в общем процессе создания замысла для мультфильма, создает персонажей мультфильма с помощью взрослого, пассивно участвует в создании общих декораций для мультфильма.

 

Развитие творческого мышления и воображения

Уровень развития воображения и творческого мышления, способность создавать оригинальные образы определяйте по методике О.М. Дьяченко «Дорисуй фигуру».

 

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Начало года: Конец года:

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

 

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Образец для подсчета результатов

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Выполнение задания

¾ Высокий уровень. Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

¾ Средний уровень. Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

¾ Низкий уровень. Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

 

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни развития творческого мышления и воображения.

¾ Высокий уровень. Дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

¾ Средний уровень. Дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

¾ Низкий уровнень. Дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

Чтобы изучить произвольное поведение, можно использовать методику «Не подглядывай» И.В. Дубровиной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: