ИКОНА – ИДОЛ ИЛИ СВЯТЫНЯ




ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными». (Ин.8.32)

______________________________________________________________________________________________________

ИКОНА – ИДОЛ ИЛИ СВЯТЫНЯ

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». (Исх.20:4)

Обвинение в идолопоклонстве – самое тяжёлое обвинение, которое только может быть обращено к христианам. Всегда и во все времена христиане, впадавшие в грех идолопоклонства не только извергались из общин, но и подлежали всеобщему позору и осуждению наравне с прелюбодеями. Но почему сегодня, спустя тысячелетия существования иконописи, икона сравнивается с языческим идолом, а христиане, имеющие дома святые изображения, обвиняются в идолопоклонстве? Критики, усматривая сходство с язычеством внешнее, упорно не желают знать сути. Вот и получается на пустом месте камень преткновения, мешающий придти к миру и единству христианства. Кто не хочет быть клеветником и лжесвидетелем, или кому интересно знать зачем нужны иконы, убедительно просим прочитать листовку до конца.

ЗАПРЕЩАЕТ ЛИ БИБЛИЯ ДЕЛАТЬ ИКОНЫ? Откроем страшную тайну, :) у евреев были священные изображения, носящие чисто религиозный характер. Господь сказал: «не делай себе... изображения какого-либо гада, ползающего по земле» (Вт. 4,8). Если бы эта заповедь запрещала любые изображения, то она противоречила бы другим частям Библии. Но Господь повелевает: сделай себе медного змея (Числ. 21,8). Нельзя изображать животных, но в видении Иезекилю был показан небесный храм, изобилующий резными изображениями херувимов с человеческими и львиными лицами (Иез. 41,17-18). Иегова запрещает изображать птиц, но от Него же исходит повеление излить херувимов с крыльями. Херувимы были сделаны на ковчеге (Исх. 25,8;22), на стенах скинии (26,1;31), во внутренней части храма (3Цар. 6,27), на дверях храма (25 ст), на стенах храма (2Пар. 3,7), во Святая Святых и на завесе (10,14). Эти повеления указывают, прежде всего, на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Важно отметить специфику этих изображений херувимов. Для того, чтобы сделать все принадлежности скинии, в том числе и иконы херувимов, Бог исполнил Веселеила Духом Своим (Исх. 31,1-11). Это было не просто украшение храма, но религиозные изображения, освященные Богом по Его же собственному повелению: «возьми елея помазания и помажь скинию и всё, что в ней, и освяти её и все принадлежности её, и будет свята» (Исх. 40,9). Так религиозные изображения были учреждены для Израиля Тем Самым Богом, Который запретил обожествлять что бы то ни было. Об этом же свидетельствует и их место в культе Израиля. Херувимы служили образом присутствия славы Господней, ковчег – образом присутствия Иеговы.

Так это Сам Бог повелевает делать конкретные изображения.Когда Соломон строил Иерусалимский храм, он по своему боголюбию украсил стены различными изображениями. Не было ему повеления от Бога сделать те или иные конкретные изображения, он сделал все, как подсказывал его религиозный опыт. «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева… И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне… И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева… И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе… И сделал литое из меди море… Оно стояло на двенадцати волах … На стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов — развесистые венки». (3Цар.6:23-29, 32-36, 7:23-24, 29) Где в Писании имеется повеление Соломону сделать все именно так?

ПИСАНИЕ НЕ ОТВЕРГАЕТ ВЕТХОЗАВЕТНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. «А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно». (Евр.9:5)Христос и апостолы часто молились в Иерусалимском храме, но они ни слова не сказали против изображений. Никто из пророков не укорял иудеев за священные изображения, бывшие в храме. Они запрещали делать изображения «других богов». Разве изображение Христа – это изображение идола? Если учесть, что к материалу, из которого сделаны иконы, мы, в отличие от язычников, относимся равнодушно, то для того, чтобы продолжать обвинять в идолопоклонстве, надо будет сказать, что мы не Тому, Кому надо кланяемся.

Вывод. Библия ясно показывает, что культовые изображения могут быть самыми разными по своей ценности и внешнему виду. Отступлением от Бога является не какие-либо формы, размеры, цвет, материал и т.д., а то, что это почитается вместо Бога или наравне с Богом. Мы видим, что в Иерусалимском храме были изображения и того, что на небе (херувимы) и на земле (травы и животные) и Господь этого не запрещал. Более того, Господь призывает к деланию изображений особых людей, и эти люди были исполнены Духа Святого. Почему же сейчас нельзя делать такого рода изображения, неужели сегодняшние христиане более падкие к идолопоклонству, чем ветхозаветние иудеи?

ИКОНА – ЭТО ЯЗЫЧЕСКИЙ ИДОЛ? В религиозных блужданиях язычников, которыми частенько заболевал и сам Израиль, возникал ряд вымышленных мифических персонажей, обожествляемых языческими народами. Классическое язычество самим изваяниям приписывало божеские атрибуты, обожествляло сами изделия, и идолы считались богами, а отнюдь не их образами. Идолопоклонство – божеское поклонение кому-либо или чему-либо вместо истинного Бога с использованием культовых изображений любого рода. Иными словами, идол – это то, что подменяет поклонение Богу на поклонение твари. Но икона не имеет ничего общего с идолопоклонством. Никогда и никто не поклонялся самой иконе как богу. «Мы чествуем иконы, по тому образу, который написан на них. Не тем поклонением мы чествуем иконы, которое воздается только одному Богу, но почитательным поклонением» (Из постановлений VII Вселенского Собора). Если язычники открыто считали свои изображения божествами, то икона никогда не воспринималась среди православных в языческом понимании. На это, конечно, могут возразить, но извольте, кому лучше знать, что для православных есть икона, православным или их критикам?

«Идол в мире ничто», (1Кор.8:4) потому что он не имеет никакой духовной реальности. Например, есть статуя Зевса, но на самом деле он вымышлен. Иными словами, идол отображал вымышленную реальность. Даже в этом отношении икона не идол. Икона отображает действительность и реальность тех, кто на ней изображен. Изображения херувимов правильны, потому, что они духовно реальны. Икона Христа напоминает о Христе, Который есть. Икона – это образ, указывающий на первообраз.

Вывод. Икона не идол потому что: 1. Православные поклоняются Единому Богу, Творцу неба и земли. 2. Иконы или какие-либо иные изделия рук человеческих никогда не считались богами или равными Богу. 3. Икона, в отличии от идола, отображает реальность тех, кто на ней изображен. 4. Икона не заменяет Бога, но указывает на Его бытие.

ПОЧИТАНИЕ И ПОКЛОНЕНИЕ. Православные никогда не используют поклонение в исключительном смысле этого слова. В православном богословии нет такого понятия как «иконопоклонение». Мы почитаем иконы. Мы не говорим, что у нас иконопоклонение, у нас иконопочитание. Это принципиально разные вещи. Мы почитаем своих родителей «Почитай отца своего и мать» (Втор. 5:16). Мы почтительно относимся к святыням. Любая материя, через которую Господь проявляет Свое присутствие – святая. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». (Исх.3:5) Почему земля стала святой? Если скажете, что там был Господь, то нам сейчас же нужно разуться, потому что Он вездесущ. Всякий раз, когда Бог проявляет видимым образом Свое присутствие, материя освящается и становиться объектом почитания. Неужели икона Христа, красками говорящая о боговоплощении не свята? Почему тогда Библия свята, она же ведь говорит о том же, но только буквами?

Вся проблема в ошибочном предположении: что поклонение истинному Богу с использованием каких-либо изображений есть идолопоклонство. Во-первых, эта формулировка не подтверждается ни единым местом из Писания. Все места, приводимые в критику иконы, говорят о поклонении языческим богам. Во-вторых, под это непродуманное определение подпадают все праведники Ветхого и Нового завета. «Господу, Богу твоему, поклоняйся» (Мф. 4,10), но в Библии есть много примеров почтительного поклонения тому, что не есть Бог во имя Самого Бога. Так Давид поёт: «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137,2). «Поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5,8). «Поднимаю руки к святому храму Твоему». (Пс. 27,2). «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131,7). «Иисус Навин пал лицем своим пред ковчегом» (Нав. 7,6). Апостол Павел ходил в Иерусалим для поклонения (Деян. 24,11) и молился в храме до исступления (22,17). Когда Иакову явилась небесная лестница, он почтил место, где это случилось, воздвигнув там жертвенник. (Быт. 28:11-19) И что же, все они согрешали? Нет. Это было поклонение Всевышнему пред образами, говорящими о Нём! Как это верно выразил Соломон в своей молитве о храме: «когда они (израильтяне) почувствуют бедствие в своём сердце и протянут свои руки к этому храму, Ты услышь с неба, с места Твоего обитания, и помилуй». (3Цар. 8,38-39)

Критики споткнулись о слово «поклоняться». «Поклонение» как религиозное самопосвящение и упование надо отличать от «поклона» как физического выражения почтения. Иначе, чтобы запретить поклоны перед иконами, придётся признать, всех благочестивых иудеев идолопоклонниками. Кроме того, пред ковчегом приносили всесожжения (3Цар. 3,15), воспевали (Пс. 137,1-2), кадили (Исх. 40, 26-27), возжигали лампады (37,17;23). Не лишним будет напомнить, что на ковчеге были два золотых херувима чеканной работы. Ковчег отделялся завесою, на которой также были вышиты херувимы (2Пар. 3,14). Жертвенник стоял перед завесою (Исх. 40,5). Таким образом, курения возносились в присутствии священных изображений. Внешне израильтяне – почти те же язычники. Но если присмотреться, то нетрудно убедиться, что совершение всех этих религиозных действий с непосредственным участием материальных предметов вовсе не мешало им истинно поклоняться Творцу, а напротив, этому способствовало. Так и каждение перед иконами адресовано не самим иконам, а тем, чьи образы они нам являют.

ИКОНА – БИБЛИЯ В КРАСКАХ. Что нам говорит Библия? Слова, мысли, красивые выражения или образы для назидания и утверждения к Богу? Прочитайте отрывок из Евангелия, где повествуется о Рождестве Христовом, а потом взгляните на икону Рождества. Не одно ли то же вы увидите? Вот Богомладенец, вот Его Матерь, рядом Иосиф. Не одинаково ли говорит нам икона и Евангелие? Если для нас не одинаково, то в чем лжет икона? Если мы не можем воспринимать изображения, как ту же проповедь Евангелия, тогда у нас серьезные проблемы с восприятием мира. Икона – изображение, в красках. Евангелие – изображение в букве. Какая разница между Библией и книгой Льва Толстого? Что свято, а что обыденно? Здесь всем все понятно. Тогда следующий вопрос: какая разница между изображением Рождества Христова и натюрмортом? Вот тут, нечестные скажут, что никакой разницы нет. Но она есть. Первое – святое изображение, потому в красках повествует о святом событии. Второе – обыденность. Так почему к написанным словам относимся по-разному, а вот к изображениям одинаково? Библия – это также совокупность образов, преподанных нам словами. И протестанты достаточно благоразумны, чтобы не заворачивать пирожки в страницы из Библии. В данном случае они почему-то признают связь образов с первообразами! Хотя если даже на Библию (книгу) посмотреть так, как протестанты смотрят на икону, то и это не более чем обычная бумага и краски. Да, икона писана символами, и протестантам непонятна, но ведь и Библия писана так же. И если она написана символами, нам непонятными (на непонятном нам языке), то от этого она не перестает быть Словом Божиим. Так и икона есть образ Бога, независимо от того, все ли это понимают. Что делает Библию святыней? Содержание. Почему икона не может быть святыней, если в ней то же содержание что и в Библии.

Одного из критиков икон спросили: «А будет ли грехом, если к изображению Христа в вашем журнале дорисовать что-то лишнее. Не согрешит ли нарисовавший против Самого Христа?» На что, было сказано: «Зачем же портить журнал? Он деньги стоит, и может пригодиться для проповеди». Странный ответ, не правда ли? Слишком холодный, чтобы претендовать на подлинно-христианский, и слишком неестественный, чтобы казаться нормальным. Мать, целующая фотографию любимого сына не вызывает у протестантов отвращения. Ведь не к фотобумаге она изливает чувства, а к сыну. И традиционная православная формула о мысленном восхождении от образа к Первообразу в данном случае понятна и принимается всеми безоговорочно.

Если кто-либо из протестантов станет обижаться на то, что некто презрительно плюнул на его фотографию, то нарушит собственную убеждённость в абсолютной раздельности образа с первообразом. Не стоит обижаться! Оскорбление нанесено бумаге, краскам, но никак не тому, кто на ней изображён. А то, что попутно плюющий произносил ваше имя, так это тоже к вам не относится, он ведь не на вас плюнул! Если изображение кесаря делает монету его собственностью, то и изображение Христа делает икону собственностью Христа (Мк. 12,16-17). Следовательно, тот, кто выбрасывает из Церкви Христовой Его изображения, тот выбрасывает не человеческое, а Христово.

Вывод: Икона часто провоцирует рождение молитвы в душе верующего, и чем больше будет элементов, пробуждающих нашу молитву, тем лучше. Зачем при молитве обращаться к Иерусалиму и храму? (3Цар. 8,48; Дан. 6,10). Моление пред образом обращено к Первообразу и приемлется Им. Именно это движение души, направленное к Богу, делает картину – иконой. Поэтому и воздавалось ковчегу Завета почтительное поклонение, что его присутствие устремляло сердце к Богу и порождало молитву. Что делает икону святыней? – наша молитва пробуждаемая ею. Следовательно, святость иконы находится не в ней самой, а вне её – в душе молящегося пред ней. Туда сходит Господь. Когда икона отделена от молитвы, если пред нею не молятся, а лишь украшают интерьер, то нет в ней никакой пользы, а значит и святости. Равно и святость Библии заключается не в корках переплёта, а тех чувствах, которые она рождает в душе читающего её. Если Библия стоит на полке для украшения – нет в ней никакой пользы. Это – бумага и краски. Но когда найдётся душа внимающая – та же книга становится святыней. Так и икона. Библия становится святыней не потому, что она о чём то информирует, а потому что рождает благоговение и молитву к Богу. Так и икона не украшением служит нам, а для рождения тех же чувств. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». (Тит.1:15)

 

Издательство Никопольского районного благочиния Редактор: священик Николай Каров


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: