Общая характеристика работы. Во время Средневековья существовали врачебные стереотипы




Актуальность работы. Актуальность, выбранной мной темы, является проблема отношения человечества Седневековья к чуме, войне и голоду, как «божьей каре». Чума - один из самых ярких образов, ассоциирующихся у нас со Средневековьем. Для той эпохи она стала не просто болезнью, повлияв почти на все сферы жизни. Социальные и экономические процессы, религия и суеверия, искусство. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой. Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Во время Средневековья существовали врачебные стереотипы. Медицина ведь очень консервативна, врачи всегда лечат «как учили», и трудно было поверить, например, что инфекционные заболевания вызываются какими-то там микроорганизмами, да еще вполне конкретными для каждой болезни. Из-за религиозных предрассудков во время жестоких массовых заболеваний люди ищут «виноватых». В экстремальные периоды всегда обостряется конспирология. Появляются самые фантастические представления: прокаженные нарочно всех заражают, евреи травят колодцы — и от этого появляется чума, врачи нарочно морят народ в карантинах, священники не так молятся.

Черная смерть стала серьезнейшим испытанием для городов Европы. И светские власти, в отличие от стушевавшихся духовных, его прошли, пусть и с переменным успехом. Впервые за несколько столетий мирское правительство показало себя лучше, чем католическая церковь, и с тех пор его влияние начало заметно расти.

 

Цель работы. Изучение роли «чёрной смерти» в изменении культуры Средневековья и перехода из него в эпоху расцвета.

 

Задачи исследования:

1. Изучить естественные способы распространения и факторы появления инфекции

2. Определить актуальность работы с нынешними мировыми событиями, связанными с медициной и общественной моралью

3. Проанализировать архивные и литературные данные в отношении острого природно-очагового инфекционного заболевания группы карантинных инфекций


Основное содержание проекта

Раздел 1 (Теоретический). XIV век уникален: тысячи лет было Средневековье, но пришли чума, война, голод и смерть и изменили всё. Болезнь перезапустила механизм истории, и время пошло по совершенно новому пути. XIV век в Европе был временем величайших бедствий: самая долгая война в истории, самая смертоносная эпидемия - и всё это сопровождалось глубочайшим расколом внутри Католической церкви. И если у войны или религиозного кризиса есть одна бесспорная причина – человеческая глупость, то с чумой всё было не так просто. Её распространение зависело во многом не от человеческих факторов. Виной всему были грызуны, но они не сами выбрали нести смерть человечеству. Как говорят учёные, виной всему было изменение климата

XIV век был временем глобального похолодания, сменившего тёплый и влажный малый климатический оптимум VIII—XIII веков. Исследователи полагают, что наступление малого ледникового периода было связано с замедлением течения Гольфстрима около XIII века. В 1310-х годах Западная Европа, судя по летописям, пережила настоящую экологическую катастрофу. После традиционно тёплого лета 1311 года последовали четыре хмурых и дождливых лета 1312-1315 годов.

Климат Европы стал не только холодным, но и неустойчивым. Томас Мальтус, английский политический экономист, написал мощный трактат под названием «Очерк народонаселения», где заявил:

 

«Поскольку производство увеличивалось арифметически (2, 4, 6, 8, 10), а население увеличивалось геометрически (2, 4, 8, 16, 32), то население региона или мира в конечном итоге будет увеличиваться, пока не будет достаточно ресурсов для его поддержки. «…» Тем не менее, климат Западной Европы претерпел небольшие изменения, с более прохладным и влажным летом и более ранними осенними штормами. Условия больше не были оптимальными для сельского хозяйства.».

 

Периоды повышенной влажности чередовались с засухой, сократился вегетативный период растений. Если 1300—1309 годы в Европе выдались тёплыми и чрезмерно засушливыми, то в 1312—1322 годы погода стала холодной и влажной, ливневые дожди начиная с 1314 года на корню губили урожай, что привело к великому голоду 1315—1317 годов. Недостаток пищи в Европе ощущался вплоть до 1325 года. Постоянное недоедание, приводившее к общему ослаблению иммунной системы, с неизбежностью вылилось в эпидемии.

 

В течение следующих нескольких лет европейская экономика постепенно улучшалась, и сельскохозяйственное и обрабатывающее производство в конечном итоге достигло уровня перед голодом. Это возвращение к нормальной жизни внезапно закончилось в 1347 году катастрофой, еще хуже, чем Великий голод.

В Европе происходило гораздо большее перемещение людей с места на место, и европейские торговцы путешествовали далеко за пределы многих других регионов, из которых они могли приносить домой как выгодные товары, так и инфекционные заболевания. Крестьяне бросали неспособное больше их прокормить хозяйство и толпами перебирались в города, где надеялись как-то подзаработать или просто просили милостыню. В условиях резко возросшей скученности населения, традиционной антисанитарии в европейских городах (помои из домов выливались прямо на узкие городские улицы, вода бралась из общих городских фонтанов или рек, в которые же сбрасывался загромоздивший улицы мусор, мылись европейцы в то время редко, а среди огромных мусорных куч разводилось множество крыс), ухудшения общего здоровья населения из-за частого недоедания, тяжелой работы, крайне низкого уровня развития медицины различные заразные болезни поражали европейцев.

 

Тем временем среди неведомых европейцам степей и пустынь Центральной Азии, происходили другие события. Общее снижение средней температуры на планете в связи с началом малого ледникового периода привело к расширению площадей ледников у полюсов Земли и в горах. То есть, часть циркулирующей на планете воды замерзла и перестала попадать в несущие дождь облака. Значит, сократилось и общее количество выпадающих на планете осадков. Как следствие, климат стал более сухим. Если в областях, прилегающих к традиционно влажной Северной Атлантике, снижение температуры привело к конденсации облаков и учащению летних дождей, то в большинстве других регионов земного шара, наоборот, дожди стали выпадать реже. От этого расширились площади пустынь, в традиционно засушливых регионах стала массово гибнуть растительность, служившая пищей для грызунов.

Страдающие от бескормицы сурки, пищухи, тушканчики стали в большом количестве переселяться в оазисы и речные долины, где находились стойбища монгольских кочевников. Поскольку грызуны, которые были довольно восприимчивы к различным инфекциям, сконцентрировались там же, где останавливались монгольские скотоводы, чума, отличающаяся исключительно высокой заразностью, стала переходить на людей и домашний скот.

По великому шёлковому пути чума добралась до Китая и Индии и уничтожила там львиную долю населения, а уже потом вместе с монгольскими войсками оказалась в 1346 году в Крыму.

В дальнейшем распространении заболевания оказались виноватыми культурные факторы. Дело в том, что генуэзцы, населявшие на то время Крымский полуостров, имели несколько колоний, и торговали они не только зерном, вином и другими товарами, но в том числе и людьми. Монголов это не устраивало, ведь они отстаивали семейные ценности, поэтому они решили осадить их европейский город Кафу, используя людей, умерших от чумы, тогда свирепствующей в племенах монголов. Через несколько дней появились первые признаки болезни, через несколько недель мор уже свирепствовал во всём городе. Несчастные жители пытались спастись на кораблях, отправившись в родную Европу.

Первые моряки прибыли в крупный сицилийский пор в Мессине в октябре 1347 года. Они привезли груз специй из Крыма, а ещё все моряки были больны. Так и началась эпидемия, охватившая впоследствии всю Европу.

 

Сила эпидемии нарастала до конца сентября. Улицы города заполнили тысячи трупов. Вот описание Марселя 1720 г., сделанное современником:

 

«Заразный смрад исходит из домов, где разлагаются трупы, он проникает на улицы, загроможденные одеялами, матрацами, бельем, лохмотьями и прочими гниющими нечистотами. Могилы переполнены трупами, вид которых ужасен, одни почернели как уголь и раздулись, другие тоже распухли, но синего, фиолетового или желтого цвета, все в кровоподтеках, гниют и разлагаются»

 

Вскоре генуэзцев выгнали из города, но это уже ничего не могло изменить. Эпидемия охватила всю Сицилию, оставшиеся моряки попытались найти приют в родной Генуэ, но власти города, уже узнавшие о бедах Мессины, отогнали их корабли.

В начале ноября 1347 года уже около двадцати зачумлённых кораблей плавали по Средиземноморью и Адриатике, распространяя болезнь в каждом порту, где они бросали якорь.

 

Во времена Чёрной смерти медицина в христианской Европе находилась в глубоком упадке.

Вопреки распространенному мнению, средневековые люди действительно любили мыться. В середине тринадцатого века в большинстве городов и даже деревень были общественные бани. Врачи Среднего века рекомендовали посещать исключительно общественные уборные, потому что вонь от них «отпугивала» заболевание, а кроме того, активно проветривать помещение. Также лекари прописывали порошки из оленьих рогов, а состоятельным клиентам давали толчённые драгоценные камни, в надежде на то, что сама дороговизна отпугнёт мор. Делали кровопускание, вскрывали бобоны, к бубонам прикладывали высушенные шкурки жаб и ящериц, пытались лечить существующими на то время противоядиями; но ничего из этого не помогало - помог только огонь.

 

Возбудителем чумы является грамотрицательная бактерия Yersinia pestis, названная по имени своего первооткрывателя, Александра Йерсена. В мокроте палочка чумы может сохраняться до 10 дней. На белье и одежде, испачканных выделениями больного, она сохраняется неделями, так как слизь и белок предохраняют её от губительного действия высыхания. В трупах животных и людей, погибших от чумы, она выживает с начала осени до зимы. Низкая температура, замораживание и оттаивание не уничтожает возбудителя. Губительными являются высокая температура, солнечное освещение и высыхание. Нагревание до 60 ºС убивает данный микроорганизм через 1 час, до 100 ºС — за несколько минут.

Блохи и крысы были постоянными спутниками людей, а именно они и несли смерть. Природными переносчиком чумы является блоха Xenopsylla cheopis. В циркуляцию возбудителей чумы могла включаться и человеческая блоха Pulex irritans, которая не переходит на крыс и других грызунов, но также способна передавать чуму от человека к человеку. Блоха может заражаться чумой как при укусе больного животного, так и при укусе человека.

Механизм заражения человека следующий: в преджелудке инфицированной блохи чумные бактерии размножаются в таком количестве, что образуют буквально пробку, закрывая собой просвет пищевода, вынуждая заражённую блоху срыгивать слизистую бактериальную массу в ранку, образующуюся от укуса. Кроме того, замечено, что заражённая блоха из-за того, что глотание происходит с трудом и в желудок попадает гораздо меньше обычного, вынуждена кусать чаще, и пить кровь с большим ожесточением. Южная крысиная блоха способна обходиться без пищи до шести недель. Забившись в багаж или седельную сумку, блоха могла добраться до следующего караван-сарая, где находила себе нового хозяина, и эпидемия делала ещё шаг, продвигаясь со скоростью около 4 км в сутки.

Естественный хозяин чумной блохи - чёрная крыса, также отличается высокой выносливостью и подвижностью и способна путешествовать на большие расстояния в продовольственных запасах наступающей армии, фураже или пище торговцев. Также черные крысы способны обмениваться паразитами с местным крысиным населением, тем самым продолжая эстафету болезни.

 

Факт смертельно-быстрого распространения заболевания сильно повлиял на восприятие эпидемии средневековым социумом. Во многом это было связано с примитивно-религиозным подходом ко всем сферам знания. Даже в одном из крупнейших средневековых университетов - Парижском - медицина считалась второстепенной наукой, так как ставила себе задачей «излечение бренного тела».

С чумой пытались бороться с помощью молебнов и крестных ходов. Церкви были заполнены верующими. Как лучшее лекарство для уже заболевших или для того, чтобы избежать заражения, церковь рекомендовала «страх Божий, ибо Всевышний один может отвратить чумные миазмы». Следует сказать, что во время эпидемии церкви и монастыри сказочно обогатились; желая избежать смерти, прихожане отдавали последнее. Однако же из страха перед болезнью монахи не выходили наружу, и паломникам оставалось складывать принесённое перед воротами, откуда оно забиралось по ночам. Но дело в том, что больше страдали именно закрытые заведенья.

 

Хирургия считалась слишком грязным ремеслом, которым церковные правила не разрешали заниматься священнику, даже имеющему медицинское образование, что означало в реальной жизни четкое разделение в Европе профессий учившегося в университете античной медицине врача и менее ученого хирурга-практика, почти всегда принадлежавших к разным цехам. Анатомирование мёртвых никогда не запрещалось, однако реально распространилось только с XIV—XV вв., преобладающим оставалось теоретическое изучение анатомии по книгам Галена.

Талантливые медики постоянно рисковали попасть в поле зрения инквизиции, но особенное возмущение коррумпированной части духовенства вызывало то, что врачи пользовались авторитетом и уважением у сильных мира сего, отвлекая на себя вознаграждения и милости. Один из медиков того времени писал:

 

«Клирики по обыкновению толпятся у изголовия больных, из всех сил тщась доказать великую действенность своего вмешательства, воззвания к святым, реликвий, освященных свечей, обеден, милостыни, пожертвований и прочего благочестивого шарлатанства. Случись врачу одержать победу над недугом, это приписывается заступничеству святых, обетам и молитвам клириков. Случись же ему умереть, виноваты в этом, конечно же, врачи»

Для борьбы с эпидемией предлагалось несколько простых средств:

1. Бежать из заражённой местности и в безопасности дождаться конца эпидемии;

2. Очищение воздуха в заражённой местности или доме;

3. Индивидуальная защита, которая понималась как создание некоего буфера между человеком и заражённой средой.

 

Врачи рекомендовали воздерживаться от потребления домашней и дикой водоплавающей птицы, питаться супами и бульонами, не спать после рассвета и, наконец, воздерживаться от интимного общения с женщинами, а также, воздерживаться от мыслей о смерти и страха перед эпидемией и во что бы то ни стало сохранять бодрое настроение духа.

 

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

 

Раздел 2 (Практический). На начальном своем этапе Ренессанс представлялся как возвращение к достижениям античности. В отличие от мнений античного мира, согласно которым человеку следует учиться у природы, по мнению мыслителей Возрождения, человек - сам творец своей судьбы, он способен делать то, что хочет, даже отделившись от природы. Этим Возрождение противоречит учениям Средневековья, согласно которым во главе мира стоит не человек, а Бог, Создатель. Идея гуманизма, ставящая человека в центре всего, повлияла на стремление людей к личному успеху, который возможен при постоянном развитии, обогащении своих научных и культурных знаний, развитии творческой энергии.

 

Европейское средневековое общество было очень религиозно. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Литераторы превозносили человека, как личность, человека-творца, который подобный богу в своих возможностях созидать и мыслить. Произведения искусства наполнены невиданной до тех пор эстетической насыщенностью.

 

«Возрожденческий человек - утверждает известный культуролог А. Ф. Лосев - мыслил себя в первую очередь творцом и художником наподобие той абсолютной личности, творением которой он себя сознавал».

 

В этот период наблюдался значительный подъем науки. Научные деятели уже не боялись священного огня инквизиции и делали смелые открытия, которые потрясали мир. Ученые обращались к трудам античных авторов, таким образом, способствуя восстановлению таких наук как история, риторика, этика, филология.

В положительную сторону ситуация в средневековой науке стала меняться в XII веке, когда в научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда, естественно, наука столкнулась с теологией и пришла с ней в противоречие. Разрешением этого противоречия стала концепция двойственной истины, то есть признание права на сосуществование «естественного разума» наряду с верой, основанной на откровении. Но даже в этих обстоятельствах еще очень долгое время все опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, а не абсолютной достоверностью. В тех условиях религиозная картина мира представлялась более очевидной по сравнению с философско-научной.
Однако постепенно позитивные изменения в средневековой науке набирали силу, и поэтому представление о соотношении веры и разума в картине мира менялось: сначала они стали признаваться равноправными, а затем, в эпоху Возрождения, разум был поставлен выше откровения.

Новая научная программа, ставшая завершением Ренессанса и открывшая европейское экспериментальное и математическое естествознание Нового времени, была создана Галилео Галилеем. Он же сформулировал первостепенные методологические и философские принципы, которые легли в основу развития всего европейского мировоззрения и науки Нового времени.

 

Обывателю чума кажется делом давно минувших дней и в первую очередь ассоциируется со средневековьем, но острые природно-очаговые инфекции, быстро принимающие характер пандемии, зачастую немалое значение в культуре и морали общественности. Нередко именно опасные заболевания раскрывали сомнительные качества человека.

Мы привыкли считать переносчиком чумы крыс, ведь именно они из-за изменения течения Гольфстрим были вынуждены осуществить миграцию из привычного для себя ареала обитания, мгновенно изменившегося из-за обновления климата. Но именно люди пользовались мясом и мехом грызунов, переносивших инфицированных блох; именно они так легкомысленно относились с заражёнными трупами и перевозили мор на своих кораблях по странам.

Необдуманные поступки приводят к положительному и отрицательному итогу, но не стоит забывать, что в век продвинутых технологий и наук человечество находится в полной безопасности и что отвечать за поступки общество обязаны только доктора и учёные.


 

 

Использованная литература

1. Thomas Malthus. The Great Famine (1315-1317) and the Black Death (1346-1351)

2. William Hardy McNeill. Plagues and Peoples (1976) – 340 с.

3. Даниэл М. Тайные тропы носителей смерти. - М. Прогресс. - 1990. - 52 с.

4. Супотницкий М. В., Супотницкая Н. С. Очерки истории чумы. Чума в Марселе и Провансе.

5. Супотницкий М. В. Черная смерь. К загадкам пандемии чумы 1346 - 1351 гг. // Унимерсум. - 2004. - 22 с.

6. Франческо Петрарк. Чума. - Рим, 1348.- 3 с.

7. Цэрэнноров Дамдиндорж. Эпизоотологическое значение блох Citellophilus tesquorum sungaris (Jordan, 1929) и Frontopsylla luculenta luculenta (Jordan et Rothschild, 1923) в природных очагах чумы Монголии. - Ставрополь. - 1999. - 18 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: