Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка.




Тема 2: Основные положения экономической теории.

1.Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка. 2.Экономическая природа и содержание потребительского спроса (С.Б. Жабина, стр. 38-40).

3.Предложения на рынке потребительских товаров (С.Б. Жабина, стр. 38-40).

4.Определение емкости рынка.

Потребности – исходная предпосылка формирования потребительского рынка.

Центральным звеном потребительского рынка является потребитель.

Потребитель – это индивид, который на протяжении жизни стремится к удовлетворению своих потребностей, исходя из сложившейся ситуации в тот или иной момент.

Потребности – это совокупность материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества.

Потребность выражается в конкретных материальных и духовных благах в соответствии с достигнутым уровнем развития общества.

Существуют различные классификации потребностей.

На­пример, всемирно известный американский социальный пси­холог Абрахам Маслоу выделил семь групп человеческих потребностей, которые получили название «пирамиды потребностей »:

1.низший уровень – физиологические потребности (голод, жажда и пр.);

2.потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач);

3.потребность в принадлежности и любви;

4.потребность в уважении (достижение успеха, одобрение, признание);

5.познавательные потребности (знать, уметь, исследовать);

6.эстетические потребности (гармония, порядок, красота);

7.высший уровень потребностей – потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

 

 

Потребление – это процесс использования средств производства и предметов для удовлетворения производственных и/или личных потребностей.

Реальное потребление товаров становится основой для организации их воспроизводства.

Потребности являются связующим звеном в потреблении и проявляются через конкретные образы материальных и духовных благ, способных их удовлетворять.

2.Экономическая природа и содержание потребительского спроса.

Потребительский спрос - это та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей.

Спрос — это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограни­ченные имеющимися у них денежными средствами.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализован­ный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос.

Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, из­расходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот.

Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Кос­венными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос - это спрос на укрупненные группы товаров, на­пример на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города.

Микроспрос - это спрос на конкретный вид товара, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших террито­риальных единиц.

Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

Факторы, влияющие на величину спроса, его структуру и динамику:

1.предпочтения потребителей;

2.численность и состав потребителей на рынке;

3.уровень денежных доходов населения и их дифференциация;

4.уровень цен на товары, особенно на товары-заменители и товары-дополнители;

5.потребительские ожидания относительно возможных изме­нений доходов и цен на товары;

6.прочие факторы: национальные, географические, климати­ческие и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: