Доводы в пользу его имамата




Имам Хасан Муджтаба

Второй Имам шиитов-имамитов

Имя: Имам Хасан Муджтаба

Кунья: Абу Мухаммад

Дата рождения: 15 рамадана 3 года лунной хиджры (1 марта 625 года)

Место рождения: Медина

Дата смерти: 28 сафара 50 года лунной хиджры (27 марта 670 года)

Место захоронения: кладбище Баки‘, Медина

Место проживания: Медина, Куфа

Прозвища: Сайид (Господин), Такий (Богобоязненный), Тайиб (Благой), Закий (Чистый), Сибт (Внук)

Отец: Имам Али

Мать: Фатима

Жёны: УммБашир, Хаула, УммИсхак, Хафса, Хинд, Джа‘да

Дети: Зайд, Уммал-Хасан, Умм ал-Хусайн, Хасан, ‘Амр, Касим, ‘Абд Аллах, ‘Абд ар-Рахман, Хусайн, Талха, Фатима, Умм ‘Абд Аллах, УммСалама, Рукаййа

Срок жизни: 48 лет

Хасан ибн ‘Али ибн Абу Талиб — второй имам шиитов-имамитов, сын Имама ‘Али (а) и её светлости Фатимы (с), четвёртый из четырнадцати непорочных — ма‘сумов. В возрасте 37 лет он удостоился сана имама и халифа. В 41 году лунной хиджры (661-662 гг.) заключил мир с Му‘авийей. Срок его правления длился шесть месяцев и три дня. После заключения мира он уехал в Медину и прожил там десять лет, пока не умер смертью мученика (1).Похоронен в Медине на кладбище Баки‘.

Он нёс тяжелое бремя имамата и халифата, и сыграл важную роль в сохранении единства мусульман ценой заключения мира с Му‘авийей. Всё это свидетельствует о том, что он был стойким и терпеливым человеком. Период его правления и заключения мира с Му‘авийейявляется самым важным этапомкак в жизни самого Имама,так и в истории раннего ислама. Этот его поступок привёл в своё время к объединению мусульман, и потом стал важным морально-религиозным уроком всем мусульманам, особенно шиитам, как воспринимать такие понятия, как власть, война и мир (2).

Род, кунья и прозвища

Хасан ибн ‘Али ибн Абу Талиб — второй имам шиитов-имамитов, старший сын Имама ‘Али (а) и дочери Пророка её светлости Фатимы (с). Известен как Имам Хасан (а). Происходил из рода Хашимитов племени Курайш (3).

Его кунья — Абу Мухаммад, а самое известное прозвище — Такий. У него были и другие прозвища, такие как Тайиб, Закий, Сайид, Сибт. Пророк называл его «Сайидом» (4).

Рождение и смерть

Имам Хасан (а) родился в Медине в середине рамадана третьего года лунной хиджры (1 марта 625 года) (5). Но Шейх Кулайни приводит в «Кафи» предание, согласно которому он родился во втором году (6).

Умер он в сафаре в возрасте 48 лет (7). Табареси пишет, что это случилось 28 числа (27 марта 670 года) (8).

Наречение имени

Предания гласят, что когда родился Имам Хасан (а), Бог сказал Джабраилу, что у Мухаммада родился внук, и повелел явиться к нему, поздравить и сказать, что Али (а) занимает при нём то же место, что Харун (Аарон) при Мусе (Моисее), и потому пусть наречёт его именем сына Харуна. Джабраил явился к Посланнику Аллаха (с), поздравил его и сказал: «Аллах велит тебе назвать внука именем сына Харуна». Пророк спросил: «Как его звали?» Джабраил ответил: «Шабар (Елеазар)». Пророк сказал: «Но мой язык арабский». На что Джабраил ответил: «Назови его Хасан». Пророк так и поступил (9).

Жёны и дети

У Имама Хасана (а) было 15 детей — 8 сыновей и 7 дочерей:

Сын Зайд и дочки Умм ал-Хасан и Умм ал-Хусайн от Умм Башир бинт Абу Мас‘уд ибн ‘Амр;

Сын Хасан ибн Хасан от Хаулы бинт Манзури Фазари;

Сыновья ‘Амр, Касим и ‘Абд Аллах от невольницы;

Сын ‘Абд ар-Рахман от наложницы;

Сыновья Хусайн, известный как Асрам, и Талха и дочь Фатима от Умм Исхак бинт Талха ибн ‘Убайд Аллах Тими;

Дочери Умм ‘Абд Аллах, Фатима, Умм Салама и Рукаййа от других жён и наложниц (10).

В источниках приводятся противоречивые сведения о том, сколько раз Имам Хасан (а) женился и развёлся. Исходя из имеющихся преданий, невозможно что-то однозначно утверждать или отрицать. В целом, этот вопрос не имеет особой исторической ценности. Он более интересен с точки зрения конфессиональных и политических сравнений, хотя многие исследователиуказывают на некоторые ошибки в форме и содержании этих преданий (11).

Следует признать, что приводимые в источниках сведения не очень ясны. В них даже не упоминаются имена жён Имама, за исключением Джа‘ды бинт Аш‘ас ибн Кайс, которая отравила своего мужа. Но, несмотря на это, имена детей Имама Хасана упоминаются во всех преданиях почти одинаково. Исходя из этих преданий, можно уточнить и имена их матерей. Среди них Хаула бинт Манзур ибн Заббан Фарази, УммБашир бинт ‘Укба ибн ‘Амр Хазраджи, Умм Исхак бинт Талха ибн ‘Убайд Аллах Тамими, Хафса, внучка Абу Бакра, и Хинд бинт Сухайл ибн ‘Амр (12).

У Пророка

Барра рассказывает: «Я слышал, как Пророк, на плече которого сидел Хасан ибн Али, сказал: «О Аллах, поистине, я люблю его. Полюби же его и Ты» (13).

В другом хадисе сообщается, что однажды Пророк (с) посадил Хасана(а) и Хусайна(а) себе на колени и сказал: «Эти двое - мои сыновья и сыновья моей дочери. О Аллах, я люблю их. Полюби же их и Ты. И полюби тех, кто любит их» (14).

В других хадисах о Хасане (а) и Хусайне (а) Пророк (с) сказал следующе:

«Хасан и Хусайн — господа молодых обитателей рая» (15);

«Хасан и Хусайн — два моих благоухающих цветка в бренном мире» (16);

«Хасан и Хусайн (17) (или: эти двое моих сыновей) (18) — имамы, независимо оттого, восстанут они или заключат мир»;

«Если бы разум воплотился в образе человека, то поистине им был бы Хасан» (19).

В эпоху халифов

Однажды Хасан, будучи ещё ребёнком, вошёл в мечеть, а в это время Абу Бакр сидел на минбаре и читал проповедь. Обращаясь к нему, Хасан сказал: «Спускайся с минбара моего отца!» На что Абу Бакр ответил: «Ты прав. Это минбар твоего отца» (20).

Имамы Хасан (а) и Хусайн (а) не участвовали в битвах мусульман на территории Ирана (21), хотя в некоторых преданиях говорится, что Имам Хасан (а) принимал участие в других битвах (22).

Когда ‘Умар, находясь при смерти, созвал совет, чтобы выбрать нового халифа, которым в итоге стал ‘Усман, он попросил Имама Хасана (а) принять в нём участие как свидетель, что указывает на его авторитет как члена Дома Пророка перед мухаджирами и ансарами (23).

Когда ‘Усман отправил Абу Зарра в ссылку, он приказал, чтобы никто не провожал его, и повелел Марвану ибн Хакаму выпроводить его за Медину. Когда Абу Зарр покидал город, никто не посмел попрощаться с ним. И только ‘Али, его брат ‘Акил, Хасан и Хусайн (а) вышли провожать его (24).

Предания гласят, что когда мятежники восстали против халифа ‘Усмана, Имам ‘Али (а) ради сохранения единства и мощи исламского государства призвал мусульман защитить своего правителя, чтобы не допустить его убийства. Поэтому он почти каждый день посылал своих детей Хасана (а) и Хусайна (а) домой к халифу, чтобы справиться об его здоровье. Но сопротивляться мятежникам было так трудно, что в конце концов ‘Усман был всё-таки убит. Следует отметить, что имеющиеся по этому поводу предания расходятся между собой лишь в деталях (25).

В эпоху имамата ‘Али

Имам Хасан (а) и Имам Хусайн(а) участвовали вместе со своим отцом в битве «Джамал» и в битвах при Сиффине и Нахраване (26).

В битве «Джамал»

Когда наместник Куфы Абу Муса Аш‘ари не оказал содействия посланцам Имама ‘Али в борьбе с мятежниками, которые впоследствии стали причиной битвы «Джамал», халиф отправил туда своего сына Имама Хасана (а) вместе с ‘Аммаром ибн Йасиром с особым посланием. Прибыв в Куфу, его светлость Хасан (а) произнёс в местной соборной мечети вдохновенную речь, и сумел привлечь на свою сторону около десяти тысяч человек (27).

Накануне битвы «Джамал» Имам Хасан (а) выступил с речью (28), и Имам ‘Али (а) поставил его во главе правого фланга армии (29). Согласно некоторым преданиям, во время этой битвы Имам ‘Али (а) сказал Мухаммаду Ханафийе: «Возьми это копьё, и преследуй верблюда (он имел в виду верблюда, на котором сидела ‘Аиша)». Мухаммад отправился выполнять приказ, но дождь из стрел вынудил его отступить. Тогда Имам Хасан взял копьё и отправился преследовать этого верблюда (30).

В битве при Сиффине

Когда во время битвы при Сиффине Имам ‘Али (а) увидел Хасана (а) в сражении, он приказал отправить его вместе с Хусайном (а) в арьергард, чтобы не подвергать опасности их жизни. Имам ‘Али сказал: «Удержите моих сыновей от сражения. Я боюсь, что с ними что-то случится, и потомство Посланника Аллаха (с) на этом прервётся» (31).

Когда Му‘авийа увидел, что Имам Хасан (а) тоже участвует в сражении, он решил вывести его из поля битвы разными обещаниями. Для этого он послал ‘Убайд Аллаха ибн ‘Умара, младшего сына второго халифа, и велел пообещать Хасану халифат, если он прекратит сражаться. Подойдя к нему, ‘Убайд Аллах передал слова Му‘авийи, на что Имам Хасан (а) ответил: «Передай ему, что сегодня или завтра он будет убит. Шайтан обманывает его и будет представлять ему красивым то, что он делает, пока женщины Леванта не будут оплакивать его тело. Скоро Аллах опрокинет его наземь и предаст его земле». Когда ‘Убайд Аллах вернулся в свой лагерь, Му‘авийа, увидев его состояние, понял, что случилось, и сказал: «Он сын своего отца» (32).

После известного случая с арбитражем Имам ‘Али (а) позвал к себе Имама Хасана (а) и повелел ему выступить перед народом с речью и разъяснить им истинное положение дел, приводя неопровержимые доказательства, чтобы предотвратить таким образом проявление смуты и разногласий. Повеление Имама ‘Али (а) было выполнено самым лучшим образом (33).

Тридцать первое письмо книги «Нахдж ал-балага» - знаменитое нравственное завещание, которое Имам ‘Али (а) сделал для своего сына Хасана в местечке под названием «Хазирин» по возвращению из Сиффина.

Доводы в пользу его имамата

Хадис Пророка (с), который гласит «Эти двое моих сыновей имамы, восстанут они или нет», ясно указывает на имамат Хасана (а) и Хусайна (а).

«Богобоязненность — это верх Божьего довольства, начало всякого покаяния, источник всякой мудрости и слава всякого деяния». (Имам Хасан. «Тухаф ал-‘укул». С. 232).

Имам ‘Али (а) сделал Хасану (а) завещание в присутствии Хусайна (а), Мухаммада Ханафийу, всех остальных своих детей, глав своего рода и шиитских групп. Затем передал ему свои книги и оружие и сказал: «Сын мой! Благородный Посланник велел мне сделать тебя своим душеприказчиком и оставить тебе свои книги и оружие так же, как он сделал меня своим душеприказчиком и оставил свои книги и оружие. Также он приказал, чтобы ты передал этот аманат своему брату Хусайну (а), если заметишь признаки своей скорой смерти» (35).

Период его имамата

Имам Хасан (а) Муджтаба принял сан имама мусульман в пятницу, 21 рамадана 40 года лунной хиджры (28 января 661 года), в тот день, когда Имам ‘Али (а) пал мучеником от руки Ибн Мулджама Муради. Жители Куфы толпами приходили к нему, чтобы присягнуть на верность. После этого он стал назначать наместников и эмиров. Так, он поставил ‘Абд Аллаха ибн ‘Аббаса наместником Басры (36).

Война с Му‘авийей

Когда Му‘авийа узнал о том, что Имам ‘Али (а) умер, а народ присягнул на верность Хасану, он отправил в Куфу и Басру двух человек, чтобы они подняли народ против Имама. Но Имам схватил этих наёмников и наказал их. После этого началась длительная переписка между Хасаном и Му‘авийей, и в них Имам доказал своё право на халифат (37).

Му‘авийа стал готовиться к войне. Отправив письма своим подчинённым, он приказал им оказать ему помощь в сражении против Ирака. Он лично возглавил своё войско, а своим наместником в столице оставил Даххака ибн КайсаФихри. Его войско насчитывало более 60000 воинов (38).

«Размышляйте, ибо размышление есть жизнь сердец и ключи от врат мудрости». (Имам Хасан.Муснадал-Имам ал-Муджтаба. С. 718).

Имам Хасан (а) отправил Хаджара ибн ‘Ади к своим наместникам с приказом готовиться к джихаду. Они вначале стали колебаться, но в итоге стали собираться в путь (39). После этого Имам Хасан поставил Мугийру ибн Навфала своим наместником в Куфе и отправился в Нухайлу (40). Для того чтобы отдалить Му‘авийу от Ирака, Имам отправил вперёд ‘Убайд Аллаха ибн ‘Аббаса с 12000 воинами. Прибыв в Маскин, ‘Убайд Аллах разбил лагерь перед войском Му‘авийи. Однако ночью он предал Имама и перебрался в стан противника (43).

Побег ‘Убайд Аллаха привёл войско Маскина в расстройство, и это настроение передалось войску в Мада’ине. Таким образом, войско Имама Хасана(а) постепенно стало ослабевать (44).

Затем Му‘авийа приказал своим людям распространить слух среди воинов Ирака об убийстве Кайса ибн Са‘да, заместителя ‘Убайд Аллаха ибн ‘Аббаса. Поверив этой вести, жители города начали грабить друг друга, а потом разграбили лагерь Имама. Они украли даже ковёр, на котором сидел Имам, и плащ, который он носил (45). После этого Му‘авийа отправил Мугийру ибн Шу‘бу, ‘Абд Аллаха ибн ‘Амира и ‘Абд ар-Рахмана ибн Хакама к Имаму Хасану. Выйдя из шатра Имама, они сказали: «Аллах сохранил жизни людей и избавил их от смуты посредством внука Пророка (с). Он заключил мир». Услышав эти слова, люди набросились на шатёр Имама и разграбили всё, что там было (46).

Однако беды Имама Хасана (а) на этом не закончились. Отколовшиеся от его войска люди трижды совершали покушение на Имама, но каждый раз ему удавалось спастись (47).

Измождённость народа войнами, желание спасти жизнь себе и своим последователям, отсутствие всеобщей поддержки, желание предотвратить кровопролитие и спасти религию от искажений, представляемая хариджитами опасность и слабая армия — вот некоторые причины заключения мира Имамом Хасаном (а).

Мир с Му‘авийей

В разных источниках указываются разные условия перемирия, но в целом их можно резюмировать в следующем порядке:

1. Предоставление власти Му‘авийе при условии соблюдения предписаний Корана и Сунны;

2. Переход власти к Имаму Хасану (а) после смерти Му‘авийи, а при необходимости к его брату Имаму Хусайну (а);

3. Недопустимость осквернения памяти Имама ‘Али (а);

4. Назначение представителей рода Бану Хашим на высокие должности на постоянной основе;

5. Предоставление материальной компенсации семьям жертв битвы «Джамал» и битвы при Сиффине;

6. Всеобщее помилование, недопустимость вражды и наказания жителей Ирака;

7. Предоставление физической и финансовой безопасности членам Дома Пророка (с) и сторонникам Имама Хасана (а).

Эти условия упоминаются в разных сочетаниях как в шиитских, так и в суннитских преданиях (48).

«Клянусь Аллахом, не сомнение и сожаление удержали нас от сражения с жителями Леванта. Вначале мы сражались с ними, исходя из здравого смысла и непоколебимости убеждений. Но теперь вражда искоренила здравый смысл, а утомлённость — непоколебимость убеждений. Вы, жители Куфы, в самом начале в Сиффине предпочитали свою веру мирской жизни, но сегодня вы предпочитаете мирскую жизнь своей вере». (Имам Хасан. «Тухаф ал-‘укул». С. 234).

Перемирие было заключено на вышеуказанных условиях в первой половине 41 года лунной хиджры (май-октябрь 661 года) (49). Но Му‘авийа в первой же встрече с жителями Куфы заявил, что поставленные им условия не были приняты во внимание. Вслед за этим он сказал, что именно Имам Хасан(а) предложил заключить перемирие и позволил себе некоторые нелицеприятные слова об Имаме ‘Али(а). Всё это сильно разгневало Имама Хусайна, и он хотел дать Му‘авийе достойный ответ, но Имам Хасан не позволил ему сделать этого. Он сам выступил с речью, в ходе которого разъяснил народу общие условия перемирия, которое было предложено Му‘авийей, а затем в ответ на нелестные высказывания о своём отце он провёл сравнение между своим происхождением и происхождением Му‘авийи (50), чем сильно разгневал его (51).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: