ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4
Опыт 1. Направление ионных реакций в растворах электролитов
Цель работы: опытным путем установить условия протекания ионно-обменных реакций до конца.
1) Реакции образования малорастворимых веществ.
В две пробирки внесите по 3-4 капли растворов: в первую- сульфата меди, во вторую- хлорида кальция. В первую пробирку добавьте несколько капель раствора щелочи, во вторую- раствора карбоната натрия. Наблюдайте образование осадков (вторую пробирку оставьте для опыта в).
Наблюдения:
Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций:
а) молекулярное уравнение:
б) полное ионно-молекулярное уравнение:
в) сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
2) Реакции образования слабых электролитов.
Налейте в пробирку несколько капель раствора ацетата натрия и прибавьте немного раствора серной кислоты (1:1). Смесь перемешайте и слегка нагрейте. Определите по запаху образование уксусной кислоты.
Наблюдения:
Составьте молекулярное и ионно-молекулярное уравнение реакции. В каком направлении – в сторону образования какого электролита – протекала реакция?
а) молекулярное уравнение:
б) полное ионно-молекулярное уравнение:
в) сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
3) Реакции образования газообразных веществ.
В пробирку с осадком карбоната кальция (опыт а) прибавьте по каплям раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?
Наблюдения:
Составьте молекулярное и ионно-молекулярное уравнение реакции.
а) молекулярное уравнение:
б) полное ионно-молекулярное уравнение:
в) сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Укажите направление протекания реакции в каждом случае.
Сформулируйте общий вывод:
Опыт 2. Гидролиз солей. Реакция cреды в растворах различных солей.
Цель работы: опытным путем изучить реакцию гидролиза солей
Задание:
1.Используя нейтральный раствор лакмуса, определите реакцию среды в растворах данных ниже солей
Выполнение опыта.
1. В стакане объемом 100 мл приготовьте нейтральный раствор лакмуса и разлейте в пять пробирок. Один из растворов используйте в качестве контрольного. В остальных пробирках растворите по микрошпателю кристаллических солей в следующей последовательности: ацетат аммония, хлорид натрия, сульфат алюминия, карбонат натрия. Растворы тщательно перемешайте стеклянными палочками (каждый раствор отдельной палочкой) и сравните окраски их с окраской контрольного раствора.
Наблюдения:
Результаты наблюдений запишите в таблицу 1
Таблица 1.
Реакция среды в растворах солей и склонность солей к реакции гидролиза
№ | формула соли | окраска лакмуса | рН среды | Соль образована: (сила электролита) | Тип гидролиза | Вид гидро- лиза: | ||
основание | кислота | по Кtn+ | по Anm- | |||||
пример | СH3COONa | синяя | >7 | сильное, NaOH | cлабая СH3COOH | - | СH3COO- | простой |
СH3COONН4 | ||||||||
NaCl | ||||||||
Al2(SO4)3 | ||||||||
Na2CO3 |
1) Уравнения реакций гидролиза СH3COONН4:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
2) Уравнения реакций гидролиза NaCl:
Молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
3) Уравнения реакций гидролиза Al2(SO4)3 (по ступеням):
1 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
2 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
3 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
4) Уравнения реакций гидролиза Na2CO3 (по ступеням):
1 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
2 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
2. По результатам опыта установите:
- типы солей, подвергающихся гидролизу при растворении в воде и реакцию среды в их растворах:
- типы солей, гидролизующихся ступенчато:
3. Напишите ионно-молекулярные и молекулярные уравнения реакции гидролиза соли.
1) Уравнения реакций гидролиза СH3COONН4:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
2) Уравнения реакций гидролиза NaCl:
Молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
3) Уравнения реакций гидролиза Al2(SO4)3 (по ступеням):
1 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
2 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
3 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
4) Уравнения реакций гидролиза Na2CO3 (по ступеням):
1 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
2 ступень:
Сокращенное ионно-молекулярное уравнение:
Полное ионно-молекулярное уравнение:
Молекулярное уравнение:
4. Приведите определение реакции среды гидролиза соли с помощью универсальной индикаторной бумаги, заполните таблицу 2.
Таблица 2
Реакция среды в растворах солей
№ | формула соли | окраска лакмуса | рН среды | |
пример | СH3COONa | синяя | ||
СH3COONН4 | ||||
NaCl | ||||
Al2(SO4)3 | ||||
Na2CO3 |
5. Написать вывод по типам гидролизующихся солей:
а)
б)
в)
г)