Теория социального действия




КАРКОШКИНА АНГЕЛИНА ГРУППА И/Б 18-1-О

ТОЛКОТТ ПАРСОНС

Т. Парсонс (1902 — 1979) - американский социолог-теоретик, основал и возглавил данное направление.

Основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и др.

Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных.

Теория структурно-функционального анализа

Структурно-функциональный анализ — один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Общество представляется как единая система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно функциональный анализ основывается на структурном разделении общественном единстве, каждому субъекту придается конкретное функциональное предназначение.

Структура обозначает неизменную сторону какой — либо системы. В структурно функциональном анализе понятие функции имеет 2 значения:

· 1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (функции государства, нрава, образования, искусства, семьи и т. д.);

· 2) зависимость в границах данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными от изменений в другой ее части (изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как последствие индустриализации).

Большую значимость в структурно-функциональном анализе отводится понятию системы.

Система — это ряд элементов, которые в течение назначенного времени находятся в устойчивой взаимосвязи.

Теория социального действия

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, которые обеспечивают его существование как биосоциального существа.

1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Выделяются 4 первоначальных функций, присущих любым системам действительности (функции интеграции, воспроизводства образца, целедостижения и адаптации).

Интегративная функция состоит в координации составляющих ее элементов (человеческих индивидов), но в определенных целях в качестве субъектов действительности можно рассматривать и коллективы.

Функция сохранения и воспроизводства образца складывается вокруг комплекса символических значений — кодов, на основе которых они структурированы, особых сочетаний символов.

Личности индивида отводится исполнение целедостиженческой функции. Личностная система — исполнитель процесса действительности, воплощающий культурные принципы и предписания. Целью действительности является обеспечение личных потребностей или удовлетворение личности.

Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, как сосредоточение основных возможностей человека, на которые опираются остальные системы.

 

По концепции действия система для Т. Парсонса это всякий стабильный комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий.

Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Т. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой социальной системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех социальных систем.

Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных.Это значит, что анализ всякого социального процесса проводится как часть исследования определенной системы с «охраняющимися границами».

Т. Парсонс исследовал социальную подсистему как составную часть более общей системы действительности (культурная подсистема, личностная подсистема и подсистема поведенческих организмов). Данные 3 подсистемы трактуются по отношению к социальной подсистеме как компоненты ее окружающей среды.

Анализируя структуру социальной системы необходимо применять 4 типа независимыхпеременных: ценности, нормы, коллективы и роли.

Ценности основную систему ценностей современного бюрократизированного общества, которое у Т. Парсонса, обозначает капиталистическое общество западного типа, он характеризует ориентацией на универсализм, качество исполнения (или достижительность в отличие от аскриптивности), специфичность и эмоциональную нейтральность.

Нормы, основная функция которых интегрировать социальные системы, конкретно и специализировано применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций.

Коллективы принадлежат к структурным компонентам, для которых важна целедостиженческая функция. Т. Парсонс считает коллективом только такие коллективы, которые отвечают 2 критериям:

· 1) должны иметь определенный статус членства, так что может быть произведено четкое различие членов и не членов коллектива;

· 2) внутри коллектива должна быть разделение его участников по статусам и функциям, от определенных участников ждут, что они будут делать что-то определенное, то — чего не ждут от других.

К основным элементам социального действия он относил: ситуацию, условия деятельности, деятеля, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию.

Вывод: Парсонс в своей работе, описал и изучил теоретическое построение, объясняющее общие социальные процессы. Он представлял общество как систему, и изменение элемента этой системы рассматривается как изменение системы в целом.

А социальное действие характеризовал как абсолютно любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом.

ГАЕТАНО МОСКА

 

Гаетано Моска (1858–1941) – итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитиистского направления в политологии.

Изучая историю и современное общество, Г. Моска он сделал вывод: власть в обществе реализуется особым организованным меньшинством (правящим классом). Термин "элита" он не использовал, но он первым создал единую концепцию правящего класса, обосновал его роль в социально-политическом процессе.

Г. Моска считал, что по отношению к власти общество разделяется на 2 класса: управляющий (политический) и управляемый.

Политический класс властвует над большинством, потому что у него имеются определенные качества, которые изменяются от времени и обстоятельств и вследствие его организованности.

Моска писал, что "суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть меньшинства непреодолима для всякого представителя большинства, который противостоит тотальности организованного меньшинства.

Организованность меньшинства – это организованность группы, объединяемой (общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом). Оно сформировано таким образом, что составляющие его индивиды отличаются от массы управляемых качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и моральное превосходства.

Важным отличием правящего меньшинства от управляемого большинства, по мнению Г. Моска является сконцентрирование в руках элиты богатств. Моска считал, что богатство создает политическую власть так же, как политическая власть создает богатство. И это является главнейшей чертой правящего класса - правящие скорее богаты, чем храбры.

Как говорил Моска лучшие посты достаются тем, кто лучше обеспечен денежными средствами. Для него политический класс – это не сила, господствующая над массой, а организованное меньшинство, которое имеет моральное превосходством перед пассивным большинством, и потому его власть оправдана. Большинство не в силах противостоять этой силе и не способно соединиться для достижения своих целей.

Он указывал, что без обновления элиты социальная стабильность в обществе невозможна. А залогом здоровья общества Г. Моска считал скорее трансформацию элиты за счет притока в нее новых людей, чем радикальную ее смену.

Также он считал идеи демократии, народовластия как утопию, несовместимую с законами общества и природой человека. Полагая, что власть может быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа.

Г. Моска отмечал 2 тенденции анализируя структуру и динамику правящего класса: аристократическую и демократическую.

1) аристократическая, тенденция проявляется в том, что стоящие у штурвала власти устремляются укрепить свое господство впоследствии чего передать власть по наследству. Тем самым наблюдается так называемая "кристаллизация" правящего класса, определенная неподвижность форм и методов управления, окостенелость и консерватизм. При этом очень медленно происходит обновление элиты.

2) демократическая, тенденция происходит, когда в обществе случаются изменения в соотношении политических сил. Находящиеся у власти частично утрачивают свое значение, и тогда изменения в составе правящего класса происходят путем пополнения его рядов наиболее способными к управлению и активными представителями низших слоев общества.

Политические симпатии ученого склонялись к обществу, где два указанных способа обновления политического класса уравновешивают друг друга.

Вывод: В своей теории Г. Моска он говорит о том что власть в обществе реализуется меньшинством - правящим классом. Тем самым разделяя общество на управляющих и управляемых. По его мнению, управляющие властвуют, так как они обладают определенными качествами и в их руках сконцентрировано богатство. На примерах он отмечал условия приобретения власти (богатство, наследственным путем).

 

 

ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

 

Вильфредо Парето (1848–1923) – итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников теории элит.

Самое крупное сочинение В. Парето – "Трактат по общей социологии" (в 3 т., 1916). В 1920 г. вышел его сокращенный вариант "Компендиум по общей социологии".

По его мнению, так как люди имеют различия между собой физически, морально и интеллектуально, то социальное неравенство естественный, очевидный факт.

Люди, которые обладают высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту.

Элиту разделял на правящую и неправящую:

1. К правящей элите он относил группы, которые прямо или косвенно принимают участие в управлении (правящая элита осуществляет власть в обществе, захватывая все командные высоты).

2. К неправящей элите он относил тех, кто по своим способностям мог бы править, но в реальности лишен этой возможности правящей элитой. Вступив в борьбу за власть, неправящая элита превращается в контрэлиту. В случае если ей удается получить поддержку масс, она может стать правящей.

Также В. Парето выделяет 2 главнейших типа элит, которые сменяют друг друга, – "львы" и "лисы".

"Львами" он называл политических вождей, убежденных в абсолютности своей веры в идеальные цели, использующих власть для их осуществления. Для этого типа элит характерен консерватизм и силовые методы правления.

К "лисам" он относил тех политических лидеров, которые не верят в полноту своих целей и используют для достижения власти обман и политические спекуляции. "Лисы", стремятся поддерживать свою власть пропагандой, прибегать к гибкости, хитрости, силе убеждения, так как являются мастерами демагогии, обмана и политических комбинаций. Данный тип элиты присущ демократическим режимам, которые В. Парето называл "плутократической демагогией".

Общество, в котором преобладает элита "львов" застойно. А элита "лис" придает обществу динамизм. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентации.

Процесс обновления элит Парето назвал циркуляцией. Циркуляция правящей элиты осуществляется путем отделения из нее членов, утративших способности к управлению, и привлечения в ее состав новых талантливых членов из массовых социальных групп.

Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты и открывает возможность ее радикальной смены контрэлитой.

Парето называл историю "кладбищем аристократий".

Парето говорил, что общественная история – это история наследственности привилегированных меньшинств, которые создаются, борются, достигают власти, пользуются ею и приходят в упадок, чтобы быть замененными другими меньшинствами.

"Этот феномен новых элит, которые в ходе непрерывной циркуляции возникают из нижних слоев общества, достигают высших слоев, расцветают, а затем приходят в упадок, разрушаются и исчезают, представляет собой одно из следствий истории, которое необходимо учитывать для понимания великих исторических движений".

По его мнению личности, представляющие элиту, проявив особые качества, возвышаются над толпой, а если энергия их ослабевает, история их поглощает и хоронит. Но даже полная замена лиц не приводит к исчезновению самой элиты как социального слоя.

Вывод: Вильфредо Парето разработал теорию циркуляции элит. Его теория составляет одно из влиятельных направлений политической мысли ЗЕ. Эта теория объясняет изменения в обществе.

В своей теории он выделяет 2 основных типа людей это лисы и львы. К львам он относил политических вождей а к лисам политических лидеров, которые не верят в полноту своих целей. Говорил если энергия элиты ослабевает, то история их хоронит.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. А.К. Сковиков // Г. Моска об акторах политического управления и власти.

2. Володин К.С. Гаэтано Моска и Вильфредо Парето: обзор теории // Современные политические процессы. – 2012. – № 1. – С. 35-41.

3. Т. Парсонс // Очерки методологии познания социальных
явлений, M., 1970.

4. Т. Самсонова // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 187-198; № 12. С. 97-117. URL: grachev62.narod.ru/hrest/chapt23.htm (дата обращения: 22.02.2013).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: