Мустафа Булут
Факультет богословия
Университет им. Инёню
Имам Матуриди — это человек, который вырос в среде тюркской культуры. Он толковал нашу священную книгу Коран с помощью знаний и разума, к религиозным проблемам подходил с философской точки зрения и подчеркивал, что Ислам — это универсальная религия, подходящая для любой эпохи1. Но следует отметить, что сведений о жизни этого великого ученого, который с X века является авторитетом для мусульман, предводителем в вероубеждении (акида) для части из них и всячески почитается2, крайне мало.
К причинам такого дефицита информации наряду с тем, что Матуриди не обладал такой политической поддержкой, как ашариты, и его труды не изучались в официальных учебных заведениях, можно отнести и то, что мазхабы малики и шафии усвоили акиду ашари, а Матуриди последовали лишь ханафиты. Другая причина в том, что традиционно медресе в Османской империи ориентировались на медресе Низамия. И как бы на словах не утверждалось, что мусульмане здесь следуют мазхабу матуриди, в медресе Османской империи изучались книги, в значительной степени, ашаритские. А выпускники этих медресе разъезжались по всему миру. Например, годами в османских медресе изучали книгу «Шарх аль-акаид», автор которой Тафтазани, хотя и написал комментарии к акиде матуридита Умара ан-Насифи, является характерным представителем ашаритской акиды. Возможно, к причинам отсутствия достаточных сведений о Матуриди относится такое традиционное понимание3.
Имам Матуриди, которого мы можем определить как одного из высших авторитетов истории нашего вероубеждения4, жившего в эпоху, когда в исламском мире, среди тюркских народов царила политическая и религиозная смута, один из тех редких ученых, которых уважают приверженцы разных подходов в религии и течений5.
Имам Матуриди, мысли которого оказали влияние на мусульманский мир и при его жизни, и после его смерти, старался разрешить религиозные проблемы своей эпохи. Он считал своим долгом постоянные занятия религиозными науками. Всю жизнь противники критиковали его взгляды. С одной стороны, борясь со своими противниками, с другой, исследуя взгляды Имама Азама Абу Ханифы, которого можно назвать его духовным наставником, развивая эти взгляды, он старался привести их в систему6. Его взгляды, как и при жизни, вызывали живейший интерес и после его смерти, оказывая влияние на ученых всего мусульманского мира. По этой причине и сформировалась школа вероубеждения, по его имени названная матуридизмом7.
Хотя и существует целый мазхаб в акиде, названный по его имени, и великое множество ученых высказывают или положительное, или отрицательное мнение по поводу его мыслей, следует отметить, что биография Имама Матуриди и его взгляды нуждаются в прояснении. Можно предположить, что для лучшего ознакомления с этими темами полезно знать учителей и учеников Имама. По этой причине в этой статье с целью внести свой вклад в изучение наследия великого ученого мы приведем краткие сведения о его жизни и рассмотрим его учителей и учеников.
1. Абу Мансур аль-Матуриди
Полное имя Имама Матуриди – Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди8. Он родился в городе или деревне Матурид, что вблизи Самарканда (территория современного Узбекистана). Хотя дата его рождения точно не известна, предполагают, что он родился в середине IX века9, примерно в 248/862 г.10 Матуриди, получивший свое имя от места, где родился, умер в 333/944 г. Похоронен он был на кладбище, где хоронили ученых, в махалле Джакердизе в Самарканде11.
В 2005 году над могилой Имама Матуриди был возведен мавзолей. При рассмотрении его биографии обращает на себя внимание тот факт, что происходил он из тюркского рода12. И даже при исследовании его трудов с точки зрения языка и стиля, можно найти ошибки, создающие впечатление, что вышли они из-под пера автора-неараба. Построение предложений, особенно применение союзов с глаголами, в отдельных случаях ошибочно с точки зрения арабской грамматики, но соответствует грамматике тюркских языков. Это, наряду с тем фактом, что Самарканд и его окрестности является районом, где в большинстве проживают тюрки, подтверждает нам, что Имам Матуриди происходил из тюркского рода13.
Хотя нет достаточных сведений о том, где он проходил обучение, учитывая его достижения на поприще науки, можно утверждать, что Имам Матуриди получил хорошее образование. Его наставник Абу Наср аль-Ийази, удивлявшийся ему еще в детские годы, говорит: «Матуриди в свою эпоху и последующее время был одним из тех редких людей, которые пользуются непререкаемым авторитетом среди ученых и благодаря которым существует правильное понимание религии. Он разъяснял трудные места тафсира Корана, очистил религию от измышлений и в самом лучшем виде выявил запретное и дозволенное в религии»14.
Имам Матуриди, как ученый, вошедший в историю, привел в систему исламское вероубеждение в регионах, где жили тюрки. Он разъяснил Ислам в соответствии с Кораном и сунной. Таким образом, связанная с Исламом культура тюрок родилась из системы Матуриди, великий Имам поставил свою печать на их систему вероубеждения и культуру15.
Хотя утверждается, что многие наставники внесли свой вклад в обучение Имама Матуриди, только относительно пяти из них существует единодушие среди ученых: 1. Абу Наср Ахмад ибн Аль-Аббас аль-Ийази. 2. Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Джузджани аль-Багдади. 3. Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази. 4. Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Раджа аль-Джузджани. 5. Нусайр ибн Яхъя аль-Балхи16.
2.Наставники Имама Матуриди
1. Абу Наср Ахмад ибн Аль-Аббас аль-Ийази
Если принимать во внимание заметки Насафи о том, что он был и наставником, и сокурсником Абу Мансура аль-Матуриди, то Абу Наср Ахмад ибн Аль-Аббас аль-Ийази должен был родиться в первой половине III/IX в. в Самарканде. Утверждается, что он происходил из рода Са’да ибн Убайды. Это подтверждает и родословная, приводимая Насафи17. Аль-Гали, исходя из некоторых источников, утверждает, что Ийази вместе с Матуриди учился у аль-Джузджани18.
В возрасте 20 лет уже начал сам преподавать. В каляме и фикхе он воспитал до 40 учеников, сверстников Матуриди. Ийази выказывал много стараний, чтобы распространить Ислам в тех краях, где он жил. С этой целью он много раз участвовал в сражениях и, как передают, пал шахидом в одном из них19.
Ийази в той местности, где жил, вел полемику с такими фирками, как му’тазилиты и наджариты. Именно он сформировал взгляды Матуриди. Следуя пути Абу Ханифы, он отвергал все нововведенческие фирки. Передают, что перу Ийази принадлежал труд об атрибутах Аллаха «Масаля ас-сыфат». Скончался он в последней четверти III/IX в. У него было два сына – Абу Ахмад и Абу Бакр20.
2. Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Джузджани аль-Багдади.
О жизни факиха ханафи, ученого каляма ахль сунны Абу Бакра аль-Джузджани в источниках мало сведений. Но, исходя из его нисбы, можно утверждать, что родился он в Джузджане. Известно, когда в 200/816 г. его наставник Абу Сулейман аль-Джузджани переехал в Багдад, Абу Бакр аль-Джузджани последовал за ним, поэтому он упоминается также под именем Багдади21.
Абу Бакр аль-Джузджани занимался многими науками, но особенно он прославился в области фикха и каляма. Тот факт, что воспитанные им ученики, как правило, занимались калямом, позволяет сделать вывод о его высоком уровне знаний в этой области. Его труды: «Аль-варак ва ат-тамйиз», «Китаб ат-таухид», «Китаб ат-тауба». Дата его смерти точно не известна. Если исходить из того, что его ученик Ийази умер после 260/874 г., предположительной датой его смерти можно назвать вторую половину III/IX в.22
3. Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази (248/862)23
Ар-Рази является учеником прославленного ученика Абу Ханифы Имама Мухаммада. Он также один из учеников аль-Балхи. Он брал уроки у своего отца и передал многие его взгляды. Ар-Рази является одним из тех, кто положил начало школе «ра’йун» («собственное мнение») города Рея, а также одним из самых выдающихся факихов24. Ар-Рази передал риваяты от Суфйана ибн Уйайна, Абу Муавийи, Ваки’а, Ибн Фадиля, аль-Мухариби, Хакама ибн Сильма, Сильма ибн Фадиля и других. От него же риваяты передали Мухаммад ибн Айуб, аль-Хаммами, Абдульбаки ибн Гани и Абу аль-Касим ат-Табарани. Мухаммад ибн Али ибн аль-Хаким ат-Тирмизи, Ахмад ибн Халит ибн Джафар, Хусаин ибн Хамдан, Имам Бухари брали у него уроки и передали его взгляды. Ар-Рази принадлежит труд «Аль-Муддаи ва аль-муддаа аляйх»25. Бухари сказал о ар-Рази: «Я не знаю никого на земле, к кому был бы привязан больше, чем к Мукатилю ибн Мухаммаду»26.
4. Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Раджа аль-Джузджани (285/898)
Ученик Абу Сулеймана аль-Джузджани Раджа аль-Джузджани был кади в Нисапуре. Матуриди брал у него уроки и передал риваяты от него27. Аль-Джузджани является ученым, который занимался вопросами основ фикха (усуль аль-фикх) и частей фикха (фуру’ аль-фикх). Он достиг высокого уровня также и в других науках. Его труды: «Аль-фарк ва ат-тамйиз», «Ат-Тауба»28.
5. Нусайр ибн Яхъя аль-Балхи (268/881)
Нусайр ибн Яхъя аль-Балхи был ученым, аскетом (захид), факихом29. Учился он у Сулеймана аль-Джузджани – ученика Шайбани. Кроме того, он обучался фикху у Абу Мути’ аль-Хакама ибн Абдуллаха аль-Балхи и Абу Мукатиля Хафса ибн Муслима ас-Самарканди. От него самого же риваяты передал Абу Гыйас аль-Балхи. Нусайр ибн Яхъя является одним из самых видных представителей ханафитского фикха и каляма30. Он распространил взгляды Абу Ханифы в Балхе, где сам жил31.
3. Ученики Имама Матуриди
Как и о наставниках, обучавших и воспитавших Имама Матуриди, о его учениках сведений мало. Имеющиеся у нас источники называют только несколько имен его учеников32. Это следующие: 1. Абу аль-Касим Исхак ибн Мухаммад ибн Исмаил аль-Хаким ас-Самарканди (342/951 или 342/954). 2. Али ибн Саид Абу аль-Хасан ар-Рустугфани (345/956). 3.Абу Мухаммад Абдулькарим ибн Муса ибн Иса аль-Паздави (390/1000). 4. Абу Ахмад аль-Ийази33.
1. Абу аль-Касим Исхак ибн Мухаммад ибн Исмаил аль-Хаким ас-Самарканди
Абу Касим Исхак ас-Самарканди, известный также под именем Хаким ас-Самарканди, брал у Матуриди уроки фикха и каляма. Так как он служил вали в суде Самарканда и был известен обилием проповедей и вынесенных указаний (хукм), то получил прозвание мудреца (хаким). Он прославился своими редкими человеческими качествами, слава его гремела на востоке и западе34. Он передал риваяты от Абдуллаха ибн Сахля аз-Захида Амра ибн Асима аль-Марвази. От него самого же риваяты передали многие факихи Самарканда. Абу Касим Исхак ас-Самарканди был связан и с тасаввуфом, посещая занятия Абу Бакра аль-Варрака — одного из шейхов Балха того времени35. Скончался 10 мухаррама 342 г. хиджри36. Похоронен на кладбище Джакирдизе в Самарканде37.
Труды: «Ар-Рад аля асхаб аль-хава» («Китаб ас-савади аль-а’зам аля мазхаб аль Имам аль-Азам»). Эта книга была издана 4 раза. В 1258 г. хиджры она была переведена на турецкий язык Айни Эфенди. Абу Касиму Исхаку ас-Самарканди принадлежит также сборник «Рисаля фи байани анна аль-амаля джузун мин аль-иман»38.
2. Али ибн Саид Абу аль-Хасан ар-Рустугфани (345/956)
Рустугфани родился в селении Рустугфан в окрестностях Самарканда. Он является одним из самых известных ученых Самарканда39. Так как Рустугфани был ученым ханафитского фикха и каляма, о нем много говорится в основных книгах этого мазхаба40. Рустагфани является одним из самых известных учеников Матуриди. Кроме темы иджтихада в вопросах усуля и фуру’, он придерживался того же мнения, что и его учитель41.
Труды: «Иршад аль-мухтадифи усуль ад-дин», «Аз-заваид ва аль-фаваид фи анва аль-улюм байани ас-суна ва аль-джама’а китаб би аль-хиляф», «Аль-Фатава», «Аль-асиля ва аль-Аджвиба»42.
3. Абу Мухаммад Абдулькарим ибн Муса ибн Иса аль-Паздави (390/1000)
Взял свое имя от названия Пазда — крепости в 6 фарсахах от Несефа43. Хотя о нем известно мало, Паздави является дальним предком Мухаммада ибн Хусейна ибн Абдулькарима аль-Паздави и Али Мухаммада аль-Паздави. Паздави брал у Матуриди уроки фикха и каляма44. Особенно он преуспел в фикхе. Он принадлежал к семье, из которой вышли многие ученые. Его дети и потомки в следующих поколениях прославились своими трудами в области религиозных наук и написанными в этой области произведениями45. Кураши сообщает, что Паздави умер в 390 г. хиджры в месяц Рамазан46.
4. Абу Ахмад аль-Ийази.
Ийази, живший в начале IX–X вв., брал уроки каляма, фикха и изучал мазхабы у Матуриди в одном из самых известных центров образования Самарканда того времени в Дар аль-Джузджанийа. Ийази является сыном наставника Матуриди — Абу Насра аль-Ийази47. Хаким ас-Самарканди так писал об Ийази: «За целое столетие в Хорасане и Маварауннахре не появлялось человека, равного Абу Ахмаду аль-Ийази в науках, знании фикха, благовоспитанности, языку, человеческих качествах, целомудрии и богобоязненности»48.
Заключение
Мы представили учителей и учеников Имама Матуриди, ученого, выросшего в тюркской среде, оказавшего немалое влияние на распространение толка ханафи в Исламе. Он был учеником таких прославленных ученых той эпохи, как Абу Наср аль-Ийази и Абу Бакр Ахмад аль-Джузджани. Эти же ученые, в свою очередь, учились у Абу Сулеймана аль-Джузджани — ученика Имама Абу Юсуфа (182/798) и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани (189/804). Так как в сильсиле Имама Матуриди присутствуют ученики Имама Мухаммада, сыгравшие основную роль в передаче его взглядов, эта цепь связывает Имама Матуриди с Имамом Азамом Абу Ханифой.
_______________________
1 Sönmez Kutlu,?mam Mâturîdî ve Mâturîdîlik, Ankara, 2003, 9; A. Vehbi Ecer, Büyük Türk Âlimi Mâturîdî,?stanbul 2007, 13.
2 Ecer, 7.
3 Кутлу, 49.
4 Ecer, 31.
5 Кутлу, 9.
6 Ak, Ahmet; Büyük Türk Âlimi Mâturîdî ve Mâturîdîlik,?stanbul 2008, XI.
7 Кутлу, 9.
8 Кутлу, 18.
9 Ахмад ибн Авадуллах ибн Дахиль аль-Люхайби Харби, аль-Матуридиййа (дираса ва таквим), Рийад, 1989, 101; Аджар, 11; Ак, 35.
10 Фатхуллах Хуляйф, Китаб ат-таухид, Вступление, 2; Балькасым ибн Хасан аль-Гали, Абу Мансур аль-Матуриди, хайатуху ва араиху аль-акидиййа, Тунис, 1989, 43-44; Аджар, 31.
11 Абу аль-Му’ин ан-Насафи, ат-Табсира аль-адилля фи усули ад-дин, tah. Huseyn Atay, Ankara, 1993, I, 474; Касым ибн Кутлубога, Таджу ат-тараджим фитабакати аль-ханафиййа, 31; Лякнави, 80; Ta?köprüzade, Mevzuatu’l-Ulum, I.596;
Huleyf, 7; Ecer, 12; Bekir Topalo?lu, Kitabu’t-Tevhid Tercümesi, Önsöz, XX.
12 Kutlu, “Bilinmeyen Yönleriyle Türk Din Bilgini?mam Mâturîdî”, Dini Ara?t?rmalar, (Ocak-Nisan 2003), c. 5,
15/17.
13?ükrü Özen, “Mâturîdî” mad., D?A, 28/146.
14 En- Nesefi, Tabs?retü’l Edille Fî Usulu’d-Din, Thk. Hüseyin ATAY, Ankara 1993, I/359.
15 Ecer, 108; Hanifi?zcan, “T?rk Din Anlay???: Mat?ridilik”, Imam Maturidi ve Maturidilik (Seçki), Haz. S?nmez Kutlu, II. Bask?, Ankara, 2006, 285 vd.
16 Ta?k?pr?zade, Tabakat?’l Fukaha, Ne?r. El-Hac Ahmet Neyle, II. Bask?, Musul 1961, 56; Ak, 44.
17 Аль-Гали, 46; Ilyas?z?m, “Iyazi, Ebu Nasr” mad., DIA, 23/499; Ak, 45.
18 Аль-Гали, 46.
19 Ta?k?pr?zade, DIA, “Iyazi” mad., Istanbul 2001, C. 23; Harbi, 101.
20?z?m, 23/499.
21 Авадуллах, 100; аль-Гали, 46.
22 Ta?k?pr?zade, DIA, “Iyazi” mad., Istanbul, 2001, C. 8.
23 В некоторых источниках утверждается, что датой его смерти является 242 г. хиджры (Харби, 101); аль-Гали, 45.
24 Ak, 46.
25 Аль-Гали, 45.
26 Ta?k?pr?zade, 50; Харби, 100; Ak, 46.
27 Ta?k?pr?zade, 47; Ak, 46-47, аль-Гали, 46-47.
28 Харби, 102; аль-Гали, 47.
29 Насафи, Табсыра, I/172.
30 Харби, 103; аль-Гали, 47.
31 Ak, 46.
32 DIA, “Maturidi” mad., Ankara 2003, C. 28.
33 Ahmet?zel, Hanefi F?k?h Alimleri, Ankara 1990, 31, Kutlu, 19; Ak, 48-49.
34 Аль-Гали, 49
35?zel, 33; аль-Гали, 49; Харби, 104-105.
36 Ta?k?pr?zade, 63; Бальгасим аль-Гали, 49.
37 Харби, 105.
38?zel, 33; Харби, 105.
39 Бальгасим аль-Гали, 50; Харби, 106.
40 Харб, 107;?zel, 34.
41 Ak, 47.
42?zel, 34; Ak, 47; Бальгасим аль-Гали, 50; Харби, 107.
43 Харби, 107.
44?zel, 31; Ak, 48.
45 Бальгасим аль-Гали, 50.
46 Харби, 107.
47 Ak, 48.
48 Харби, 108.