Психолого-педагогическая характеристика 8 «А» класса




Отчёт по педагогической практике

 

Исполнитель: студент ФМФИ

Ильина Дарья Витальевна

Место прохождения практики:

МБОУ СОШ №155 г. Самара

 

 

Руководитель: доцент каф.психологии и

педагогики Бусыгина Т.А.

 

Оценка___________________

Самара 2017

 

Психолого-педагогическая характеристика 8 «А» класса

I. Общие сведения о классе

В 8 «А» классе МБОУ СОШ №155 28 учащихся, из них 14 мальчиков и 14 девочек. Класс общеобразовательный.

 

Параметры диагностики Значение
Всего учащихся  
Мальчики  
Девочки  
Жилищно-бытовые условия  
Благоустроенная квартира  
Собственный дом  
Коммунальная квартира, общежитие  
Арендуемое жилье  
Категория семьи  
Полная  
Неполная  
Многодетная  
Малообеспеченная  
Неблагополучная  
Образование родителей  
(мать\отец)
Высшее 74-76%
Средне-специальное 15-17%
Среднее 5-7%
Неполное среднее 0-0%
Морально-психологическая  
обстановка в семье
Благоприятная  
Неблагоприятная  
Состояние здоровья учащихся  
I группа  
II группа  
III группа  
IV группа  

 

В целом класс оставляет благоприятное впечатление. Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности. Также родители активно посещают родительские собрания.

II. Учебная мотивация

С учащимися было организовано изучение структуры учебной мотивации.

Из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что наибольшее значение имеет мотивация саморазвития (5,82). Значит, что у учащихся с такой мотивацией лучше развито стремление к личностному росту, реализации своего потенциала. Ученики лучше справляются с целями, склонны брать новые задачи, они ставят себе средне сложные цели и добиваются успеха.

Немного отстает мотивация достижения (5,36). Это означает, что у этих учеников положительное отношение к школе, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

В средний уровень мотивации входят, познавательная (5,25), коммуникативная (5,25) и эмоциональная (5,07). Эти ученики легко усваивают учебный материал, прилежны в учебе; в полной мере овладевают программой; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля. Так же можно сказать, что ученики очень общительны. Эти ребята легко устанавливают контакт как со сверстниками, так и с учителями.

Наиболее низкие значения получили позиция школьника (4,93) и внешние (поощрения, наказания) (4,82) мотивации. Это говорит о том, что эти дети включаются в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательности формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

III. Познавательная сфера школьников

Учащиеся 8 «А» класса на уроках активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Свое внимание в основном сосредотачивают на таких предметах как математика, физика, русский язык, английский язык. На таких уроках как история, музыка, изобразительное искусство, география, труд внимание у учащихся не устойчиво. У школьников очень хорошо развита эрудиция. Многие дети очень любят читать. Ребята умеют грамотно выражать свои мысли, грубых ошибок в речи не наблюдается. Наиболее яркая степень выраженности у учеников, которые занимаются наукой, посещают научные кружки и участвуют в научных конференциях.

IV. Особенности личности школьников

Типы темпераментов

 

По психотипу в классе преобладают сангвиники. Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей. Они всегда готовы принять участие в любом деле и часто берутся сразу за многое. Такие дети очень энергичны, общительны. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое, поэтому необходимо применять на уроке разнообразные задания, соответствующие возрастным особенностям.

Также немалую группу детей составляют холерики. Дети холерического темперамента активны. Они быстро берутся за дело и доводят его до конца. Они любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Но им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа, так как их природные особенности противоположны требующимся качествам. Несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

 

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы. Для такого типа необходимо использовать фронтальный опрос в достаточно быстром темпе. Для обучения необходимо использовать проблемный метод или эвристический.

Дети-флегматики медлительны, спокойны, неторопливы, уравновешены. В деятельности проявляют основательность, продуманность, упорство. Они, как правило, доводят начатое до конца. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен. При обучении таких детей необходимо использовать наглядный метод – графики, таблицы, схемы и т.д., чтобы помочь ребенку структурировать ответ. Давать задания необходимо на длительный период времени.

В меньшинстве оказались меланхолики. Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются. Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов. Дети-меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы, поэтому необходимо давать задания, которые смогут их замотивировать.

Можем сделать вывод, что необходимо знать особенности каждого темперамента, чтобы учитель мог создать для каждого оптимальные условия для успешного обучения.

 

Определение тревожности

 

Уровень тревожности в классе по результатам экспресс-диагностики в основном средний. Дети достаточно безболезненно адаптируются к условиям жизни и учебы в основной школе. Необходимо выяснить причину высокой тревожности у группы учащихся, принять меры по ее снижению.

 

 

V. Межличностные отношения

• Определение социально - психологического климата

 

Большая часть учащихся определяют социально-психологический климат в коллективе как благоприятный, который является важным условием благополучного развития личности школьников, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.

Внутри класса образовалось несколько микрогрупп по интересам, ученики в которых общаются не только в школе, но и во внеурочное время. По стилю общения преобладает сотрудничество, ученики стараются помочь друг другу в трудных ситуациях. Во взаимоотношениях дети проявляют внимательность, чуткость, коллективизм. Но бывают и случаи проявления излишней эмоциональности и эгоизма. Отношение большинства учащихся к мнению коллектива серьезное, доброжелательное. Но некоторые ученики бывают равнодушны к требованиям и критическим замечаниям. Конфликты возникают редко.

 

 

VI. Общение школьников со взрослыми

Классного руководителя дети уважают, активно идут с ним на контакт, выполняют необходимые поручения и просьбы, посещают классные часы, с удовольствием участвуют в общешкольных конкурсах и мероприятиях.

В жизни класса участвует не только классный руководитель, но и другие учителя школы. Совместно с ними проводятся родительские собрания, ученики ходят на кружки или мероприятия под руководством других преподавателей. В любой момент учащиеся могут обратиться к ним с какой-либо проблемой (не только учебной). Ученики 8 «Б» класса к критике со стороны классного руководителя и других учителей школы относятся хорошо, негативных эмоций не проявляют, пытаются сразу исправить свою ошибку

 

Родители остаются для детей беспрекословным авторитетом, дети отзываются о них уважительно, приглашают на свои классные мероприятия.

VII. Трудовая деятельность.

Учащиеся активно занимаются общественно-полезным трудом, участвуют в субботниках на прикрепленной школьной территории и занимаются её благоустройством. Дети имеют сформированные трудовые навыки, поэтому часто берут на себя роль инициаторов и организаторов. Ребята добросовестно относятся к своей работе. Проявляют трудолюбие. Ученики трепетно относятся к школьной мебели и к технике.

 

VIII. Формы досуга, увлечения

Ребята активны и во внеурочное время. Регулярно посещают кружки и различного рода секции. Интересы у школьников разнообразны: 3 из них посещают музыкальную школу, 6 школьников посещают художественную школу, мальчики в основном посещают спортивные секции (футбол и баскетбол). Также классный руководитель обеспечивает проведение интересных внеклассных занятий (походы в театр, кино, музеи, выезды на природу), в которых дети также активно принимают участие.

IX. Выводы. Рекомендации

Класс является достаточно способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки общения почти у всех учащихся сформированы на достаточно высоком уровне. Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции («чаепития», походы в кино, экскурсии), что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое. Положительными являются и оценка 65% учеников психологического климата в классе как благоприятный (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является внутренняя мотивация и положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе (нет троечников).

 

Рекомендации по развитию коллектива 8 класса:

 

а) классному руководителю

Планировать как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Это могут быть совместные прогулки на природе, создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив

На уроках практиковать групповые виды деятельности, причем чаще менять состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.

Поддерживать комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасить вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушивать каждого ребенка, стараться понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.

б) членам актива:

Необходимо большое внимание уделить сплоченности класса, проводя коллективные мероприятия, ориентированные на развитие командного духа. Нужно прислушиваться друг к другу, помогать друг другу, поддерживать.

Было бы очень полезно проводить вместе время вне школы, это могут быть совместные походы в кино, на каток, различные квесты, или же просто прогулки в парке.

 

 

Протокол исследования

Приложение 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: