Оценка и интерпретация результатов (по Л. И. Переслени, 1990)




Методика для определения умственного развития детей 7–9 лет

(Э.Ф. Замбицявичене)

Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программно материала начальных классов.

1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест – выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенком – одновременно про себя.

Текст методики

Субтест

Выбери одно из слов, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть Шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица 1,9
2. В теплых краях обитает Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень 2,8
3. В году 24, 3, 12, 4, 7 месяцев 2,7
4. Месяц зимы Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март 2,3
5. В России не живет Соловей, аист, синица, страус, скворец 2,6
6. Отец старше своего сына Часто, всегда, иногда, редко, никогда 2,2
7. Время суток Год, месяц, неделя, день, понедельник 2,8
8. Вода всегда Прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная 3,4
9. У дерева есть Листья, цветы, плоды, корень, тень 2,8
10. Город России Париж, Москва, Лондон, Варшава, София 2,6

Субтест

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6
2. Река, озеро, море, мост, болото 2,3
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата 2,7
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 2,6
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 2,4
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 2,5
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей 2,3
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 3,0
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,7

 

Субтест

Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа – одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

 

1.   Огурец Георгин 2,0
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учитель Сад 2,4
ученик забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
3. Огород Врач 2,2
морковь очки, больные, палата, больной, термометр
4. Цветок Птица 2,6
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. Перчатка Сапог 2.4
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный Мокрый 2,1
светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы Термометр 2,5
время стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина Лодка 2,2
мотор река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул Игла 2,2
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол Пол 2,2
скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

Субтест

Эти пары слов можно назвать одним названием, брюки, платье... – одежда треугольник, квадрат... – фигура.

Придумай название к каждой паре:

 

1. Метла, лопата…. 2,6
2. Окунь, карась… 3.0
3. Лето, зима… 2,1
4. Огурец. Помидор… 2,2
5. Сирень, шиповник… 2,6
6. Шкаф, диван… 3,0
7. День, ночь, 2.8
8. Слон, муравей… 2,2
9. Июнь, июль… 2,4
10. Дерево, цветок… 2,2

 

Оценка и интерпретация результатов (по Л. И. Переслени, 1990)

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно» решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

3 субтест. За правильный ответ – 1 балл, за ответ после второй попытки – 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).

Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объем произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку – дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X × 100% /40

где Х – сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности – 32 балла и более (80–100% О.У.),

3 Уровень – 31,5–26,0 балла (79,9–65%),

2 Уровень – 25,5–20,0 балла (64,9–50%),

1 Уровень – 19,5 и менее (49,9% и ниже).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: