Функция инвестиционного спроса в классической и кейнсианской теориях. Ценовые и неценовые факторы инвестиционного спроса. Эффект мультипликатора.




Функция инвестиционного спроса отражает обратную зависимость между ставкой процента и уровнем совокупных инвестиций (I): I=e-dxR

где е - максимальное значение инвестиций,

d - коэффициент, определяющий угол наклона функции инвестиционного спроса,

R - реальная величина ставки процента.

Графический вид функции показан на рис. 1.

Рис. 1. Функция инвестиционного спроса

Инвестиции выгодны до тех пор, пока ожидаемая норма чистой прибыли больше или равна реальной величине ставки процента. Влияние факторов, не связанных со ставкой процента, на кривую инвестиционного спроса

Сдвиги кривой спроса на инвестиции могут происходить за счет факторов, не связанных с процентной ставкой. Рассмотрим факторы, увеличивающие доходность инвестиций (ожидаемую) и смещающие кривую вправо или влево:

- издержки на приобретение, эксплуатацию оборудования - при их увеличении нормативно чистая прибыль (НЧП) уменьшается и, следовательно, сдвигает кривую влево;

- налоги на предпринимателя - при возрастании налогов нормативно чистая прибыль уменьшается, что приводит к сдвигу кривой влево;

- технологические изменения - передовые технологические изменения смещают кривую спроса вправо;

- наличный основной капитал - производственные мощности: излишние производственные мощности смещают кривую инвестиций влево, если уже есть достаточное оснащение основными производственными фондами (ОПФ).

Ценовые факторы определяют траекторию кривой совокупного спроса, то есть зависимость между уровнем цен и объемом реального производства. Выделяют три фактора, которые оказывают воздействие на ЛО в этом направлении:

 эффект процентной ставки;

 эффект реальных кассовых остатков;

 эффект импортных закупок.

В соответствии со структурой совокупного спроса можно выделить неценовые факторы, которые воздействуют на изменения в потребительских и инвестиционных расходах, государственных закупках и в экспортно-импортном соотношении:

- Налоговая политика государства

- Ожидания потребителей и производителей

- Изменения в государственных закупках

- Экспортно-импортные операции

Изменение любого из компонентов автономных расходов (государственных расходов, налогов, сбережений, инвестиций, чистого экспорта и т.д.) вызывает изменение национального дохода на величину большую, чем первоначальный рост расходов, что привело к возникновению такого понятия как мультипликатор. В частности, мультипликатор инвестиций – это коэффициент, показывающий соотношение величины изменения равновесного дохода к соответствующей ей и вызвавшей ее величине изменения расходов на инвестиции.

МУЛЬТИПЛИКАТОР

Под мультипликатором понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

Суть концепции мультипликатора заключается в том, что между изменениями автономных инвестиций и валового национального продукта существует устойчивая зависимость.

Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Образно выражаясь, можно сказать, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

Кейнсианская теория определения оптимальных размеров ВНП, при котором экономика достигает состояния равновесия, показывает, что при росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначально дополнительные инвестиции. Это вытекает из того, что инвестиции приводят к нарастающему эффекту. Помимо первичного эффекта, возникает явление вторичного, третичного и т.д. эффекта, т.е. влияние затрат в одной сфере на расширение производства и занятости в других.

Мультипликатор представляет числовой коэффициент, который показывает превышение роста дохода над ростом инвестиций.

Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрдден. ед., что привело к росту ВНП на 20 млрд. ден. ед., следовательно, мультипликатор равен 2. Если бы ВНП вырос на 30 млрдден. ед., тогда бы мультипликатор был бы равен 3.

Используя выводы, полученные при исследовании потребления и сбережения о том, что

МРС + MPS = 1, или МРС = 1 – MPS,

можем записать:

Таким образом, мультипликатор есть величина, обратная предельной склонности к сбережению, а следовательно,

До настоящего времени рассматривался эффект мультипликатора, связанный с ростом потребительских расходов. Однако первоначальные инвестиции воздействуют и на объем занятости. Следовательно, рост спроса на товар побуждает производителей расширять производство, закупать оборудование, нанимать рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции в долгосрочном аспекте дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая ВНП.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: