Глава 2. Способы решения этических дилемм.




2.1. Принципы социальной работы как механизм решения этических дилемм.

Одним из механизмов решения этической дилеммы в деятельности социального работника является соблюдение специфических принципов социальной работы, которые опираются на основные проблемные вопросы профессиональной деятельности и регламентируют правильные действия при помощи клиенту в его трудной жизненной ситуации.

Е.И. Холостова выделяет 9 специфических принципов социальной работы:

· универсальность

· охрана социальных прав

· социальное реагирование

· профилактическая направленность

· клиентоцентризм

· опора на собственные силы клиента

· максимизация социальных ресурсов

· конфиденциальность

· толерантность[10,с.44].

 

Принципы толерантности и универсальности Клиентом или объектом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, детский коллектив, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. При этом социальным работником ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа «не навреди». Социальный работник при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируются на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедание, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения - ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

Принципы клиентоцентризма и опоры на собственные силы клиента. Уважение права клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение его прав. Человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу и социальному работнику, имеет те же права, что и все остальные люди. Социальный работник не может оказывать помощь человеку (или группе лиц) без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменись. Он имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений. В Работе с конкретным случаем специалисту необходимо максимально увеличить активность клиента в вопросе решения его жизненной ситуации, опираться на его силы и ресурсы для качественного разрешения ситуации и профилактики рецидива.

Вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков клиента социальный работник не может принуждать его (морально или материально, психологически или физически) следовать их профессиональной логике. Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты населения и других социальных институтов, профессиональный опыт социального работника являются инструментом его воздействия на клиента»[2,с.65].

Принцип конфиденциальности

Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником. Он должен гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения.

Социальный работник должен поставить клиента в известность о том, что та или иная информация должна будет передана другим работникам данного социального института (социальной службы), их руководству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне по запрашиваемой клиентом социальной помощи. Также он обязан сообщить клиенту о необходимости привлечь сторонние организации, близких лиц клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц, и передать им необходимую информацию. В любом случае такая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем.

При согласии клиента на передачу части согласованной информации другим лицам или организациям социальный работник должен предупредить их об условиях конфиденциальности; конфиденциальность не имеет сроков давности.

Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности социального работника.

Принципы максимизации социальных ресурсов, социального реагирования и охраны социальных прав.

Соблюдение принципа защиты прав клиента обусловливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося к нему за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых им для решения его проблем. Социальный работник ответственен за полноту, качество и своевременность предоставления клиенту всей необходимой для него информации. Социальные службы обязаны реагировать на все социально значимые запросы клиента и обеспечивать охрану и реализацию его социальных прав, для этого специалист по социальной работе должен обеспечить подключение всех возможных инстанций и служб для оперативного и качественного решения трудной жизненной ситуации клиента.

Информирование клиента о процессе решения его ситуации необходимо в целях создания благоприятных условий для активизации его личностного потенциала. Кроме того, недостаток информации может отрицательно сказаться и на качестве принимаемого клиентом решения, так как он, не зная всех обстоятельств и фактов, может принять ошибочное решение, которое приведет к результату, противоположному цели социальной работы и его личным интересам.

«Учитывая, что в социальной работе решаются вопросы, связанные с судьбой человека, с гармонизацией его отношений с обществом, с улучшением условий его жизнедеятельности, клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия»[2,с.71].

Учитывая, что взаимодействие клиента, специалиста и общества строится на основании партнерских отношений, то каждый из них, в том числе, клиент, должен обладать статусом полноправного субъекта этого взаимодействия, а, значит и правом на инициативу, уважение достоинства и полноту информации.

Социальные работники должны предупреждать возникновение ситуаций конфликта интересов, которые могут влиять на их профессиональную тактичность, на успешность решения социальных проблем человека, обратившегося за помощью.

Если такой конфликт возникает, они должны объявить об этом и принять необходимые меры, гарантируя, что это не принесет ущерб профессиональным отношениям. Социальные работники должны помогать отдельному человеку, семьям, группам и сообществам находить пути для взаимоприемлемого решения возникающих проблем или согласования и уравновешивания конфликтующих или конкурирующих потребностей и интересов.

Ответственность и Профилактическая направленность

Социальный работник, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия. Социальный работник несет ответственность и перед обществом за результаты своей деятельности. Он призван не только гармонизировать отношения своего клиента и его социальной среды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека, снизившийся в силу ряда объективных или субъективных причин, помочь восстановить его активную личную и социальную жизнедеятельность.

«Социальный работник несет ответственность и перед собой и своей семьей. Постоянное его участие в разрешении множества проблем своих клиентов, проживание вместе с ними их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному «выгоранию», снижению порога эмоциональной восприимчивости, ослаблению эмпатии, развитию цинизма. Каждый социальный работник обязан уметь защищать себя и в личных интересах, и в интересах своих клиентов» [2,с.78].

Социальные работники несут ответственность и перед своей профессией, повышая ее престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и межгрупповом общении в различных видах и типах социума, обеспечивая ее притягательность для молодежи и интеграцию молодых специалистов в профессии социального работника.

При этом важно учесть, что в условиях взаимодействия общества, клиента и социального работника вся ответственность за результаты такого взаимодействия не может быть возложена только на работника социальной сферы. Нецелесообразно ожидать только от социального работника и личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и за их последствия: когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе самостоятельно воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем; результат находится зависимости от характера этих проблем и морального облика самого клиента и может быть различным.

При недоброкачественном исполнении своих профессиональных обязанностей специалист может не только навредить клиенту и пошатнуть авторитет социальной службы, но и может вызвать рецидив трудной жизненной ситуации клиента, чем удвоит собственную работу. Поэтому специалисту по социальной работе необходимо подходить к решению проблемной ситуации с полной ответственностью и осознанием последствий, а так же предпринимать меры профилактической направленности для клиента.

Порядочность социального работника во взаимодействии с клиентом

Порядочность социального работника является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Интересы одних не могут превалировать над интересами других, реализовываться в ущерб кому-либо.

Личная порядочность социального работника заключается в обеспечении разумного баланса, в гармонизации интересов всех заинтересованных сторон, умении предотвратить установление приоритета одних над Другими, в том числе - приоритета общества над интересами клиента и наоборот, своих личных интересов над интересами клиента или общества.

Важным условием деятельности является бескорыстие социального работника. Социальные работники делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.

Социальные работники, являясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.

Социальный работник не должен поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути их профессиональной деятельности; их долг - беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности.

Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия социального работника с клиентом. Именно она обеспечивает верный тон при совместной работе с человеком, который обратился за помощью, вызывает его на откровенность и взаимодействие. Желая добра человеку, обратившемуся за помощью, социальный работник осуществляют необходимое руководство его действиями, тактично указывают на ошибки и недостатки, помогают в решении трудных проблем или полностью берут на себя заботу о клиенте.

Личная порядочность социального работника гарантирует качество и эффективность его профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение им требований международного и национального Кодексов этики социального работника и социального педагога.

Придерживаясь основным специфическим принципам социальной работы, специалист может избежать определенных этических дилемм или найти выход из сложившейся ситуации, так как принципы социальной работы основаны на Этическом кодексе социальной работы, который регулирует основные направления деятельности социального работника и помогает определить и обозначить этические принципы и моральные позиции клиента, специалиста и общества в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

 

2.2 Пути преодоления психологических проблем специалистом по социальной работе при решении этических дилемм.

Этическая дилемма представляет собой ситуацию морального выбора, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее важная. Если рассматривать вопрос этических дилемм в рамках профессиональной деятельности, то в настоящее время считается, что данная проблема может быть снята путем создания профессиональных этических кодексов. В общем, такого рода этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этических проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, так в ситуации этического выбора у работника есть руководство, как поступить в той или иной ситуации. Однако, не исключена ситуация, когда постулаты, изложенные в профессиональной этике, могут противоречить неким принципам универсальной этики, общепринятым для всех людей, независимо от профессиональной принадлежности, и тогда ситуация для конкретного человека может казаться неразрешимой. Также ситуация может осложняться внутриличностным конфликтом, ведь у каждого человека есть набор нравственных критериев, которые ценны для него, но могут противоречить как общепринятым нормам, так и нормам профессиональной этики. Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения[7,c.154]. Внутриличностный конфликт происходит внутри самого человека и при этом нельзя исключить одну из конфликтующих сторон, можно лишь сделать выбор в пользу одну из них, а другую подавить, что требует огромных усилии человека, его морально-волевых качеств и психологического здоровья. Особенно когда речь идет о внутриличностном конфликте социального работника, который не должен показывать свои личностные переживания клиентам и сотрудникам, ведь должностной обязанностью специалиста является помощь другим в преодолении трудной жизненной ситуации.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Преодалением внутриличностногоконфликта является восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни.

Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутриличностным конфликтам по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных конфликтов: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь

На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии, обществу в целом[6,c.43].

Е.В. Буртовая предлагает типичные принципы и способы разрешения внутриличностных конфликтов:

1. Адекватно оцените ситуацию. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

2. Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.

3.Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4.Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.

5. “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения, так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку. Они лечат в внутриличностные конфликты. Лучше испытать потрясение на сцене, экране, в своем воображении, чем в жизни. Не случайно, кстати, что криминальная хроника, по данным социологических опросов, входит в число наиболее популярных телепередач — большое распространение стрессов и фрустраций требует постоянной антидепрессивной терапии.

6.Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.

7.Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.

8. Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний, Может быть, ваши способности и / или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.

9. Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди “не без греха” и мы тут не исключение.

10. Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение [1,с.183].

Придерживаясь основным специфическим принципам социальной работы, специалист может избежать определенных этических дилемм или найти выход из сложившейся ситуации, так как принципы социальной работы основаны на Этическом кодексе социальной работы, который регулирует основные направления деятельности социального работника и помогает определить и обозначить этические принципы и моральные позиции клиента, специалиста и общества в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.В процессе выхода из внутриличностного конфликта специалисту необходимо иметь не только определенные знания и навыки по преодолению конфликта, но и обладать определенной эмоциональной и стрессоустойчивостью и способностью максимально быстро принимать решение, а так же постоянно повышать уровень своей компетентности и навыков работы с клиентом.

Заключение

Профессиональная этика социального работника строится на основе уважения прав личности, специфики социальной, как профессиональной деятельности и социального института, и предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств у специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности, и многие этические проблемы социальный работник решает, руководствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле, допустимом и недопустимом, то есть своими собственными нравственными принципами. Высокий уровень нравственности формируется у специалиста при наличии определенных черт, развиваемых им в процессе самовоспитания и обучения профессиональной деятельности. Но нужная совокупность знаний приходит с опытом работы в конкретной деятельности с клиентом, поэтому нельзя говорить о том, что ни один специалист не сталкивался с такими понятиями как этическая дилемма и внутриличностный конфликт в своей работе.

Дилемма является важной категорией в профессионально - этической деятельности специалиста по социально работе, так как часто встречается в повседневной работе.

 

Список используемой литературы:

1. Буртовая, Е. В. Конфликтология: Учебное пособие / Е. В. Буртовая. - М.: ЮНИТИ, 2003. – 512 с.

2. Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа. 2006. № 1 //Режим доступа https://socpedagogika.narod.ru/Kodeks.html

3. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие /Л.П. Кузнецова.-Владивосток:ДВГТУ, 2002.-221с.

4. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма/ Под ред. В. А. Кувакина, 2002. – 189с.

5. Национальная психологическая энциклопедия//Режим доступа https://vocabulary.ru/dictionary/872/word/moralno-yeticheskaja-dilema-v-mezhlichnostnom-povedeni

6. Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М.: Просвещение, 1998-160с.

7. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие/ Махова Н.П., Филатов В.А. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003.- 90c.

8. Ример Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994. Т. 3.-456с.

9. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Сост. Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; Под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 172 с.

10. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.

11. 22Толковый словарь// под ред. С.И. Ожегова// Режим доступаhttps://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_a_d.txt

12. Холостова Е.И. Библиография/Е.И Холостова// Словарь-справочник по социальной работе.-М., 2000.-267с.

13. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать/ Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009.-15с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: