Апреля 2020 года
Работодателей обязали отчитываться о ситуации с персоналом в онлайн-режиме | ||
Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 486
Правительство утвердило Временные правила представления работодателями информации о занятости через Общероссийскую базу вакансий "Работа в России". Документ вступил в силу 13 апреля и действует по 31 декабря 2020 года.
Согласно Временным правилам работодатели должны размещать на портале "Работа в России":
- информацию о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП;
- информацию о сокращении численности или штата работников;
- информацию о возможном расторжении трудовых договоров;
- иные сведения о занятости.
Конкретный перечень сведений поручено в 10-дневный срок утвердить Минтруду России.
Для выполнения этих требований работодателям надлежит зарегистрироваться на портале, разместить необходимую информацию в подсистеме "Личный кабинет работодателя" и в дальнейшем актуализировать ее не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения сведений.
На портале "Работа в России" размещена инструкция по работе с сервисом сбора информации о численности сотрудников для работодателей.
Отметим, что о переходе на передачу сведений о занятости через Общероссийскую базу вакансий Минтруд России писал еще в конце марта. Однако если судить по использованным ведомством формулировкам, речь тогда шла о той информации, которую работодатель и так должен был передавать в органы службы занятости в соответствии с Законом о занятости населения. А это, напомним, сведения:
- о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров;
|
- о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства.
Причем согласно Закону о занятости населения передавать эти данные нужно заранее, до момента увольнения работников или введения режима неполного рабочего времени. Сроки передачи работодателями сведений в службу занятости можно представить в виде такой таблицы:
Работодатель | Ликвидация или сокращение | Введение режима неполного рабочего времени или приостановка производства | |
Планируется массовое увольнение | Не планируется массовое увольнение | ||
Организация | не позднее чем за два месяца до начала увольнений | не позднее чем за три месяца до начала увольнений | в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий |
Индивидуальный предприниматель | не позднее чем за две недели до начала увольнений |
Причем сообщение о сокращении или ликвидации подается в службу занятости с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника.
А вот если ознакомиться с формой "Сведения об изменении численности, а также неполной занятости работников в связи с распространением коронавирусной инфекции", которую работодателям теперь предписано заполнять на портале "Работа в России", то можно обнаружить, что состав передаваемой информации там иной.
|
Так, судя по форме, работодатели обязаны отчитаться:
- об общей численности работников;
- численности работников, трудящихся неполный день;
- численности работников, находящихся в простое;
- численности работников, находящихся "на временной удаленной работе";
- численности работников, уволенных "с начала высвобождения";
- численности работников, предполагаемых к увольнению.
То есть, кроме последнего пункта, речь в каждом случае идет о тех работниках, в отношении которых указанные кадровые действия уже были проведены, а вовсе не о планируемых событиях.
Хотя отчитываться, очевидно, предлагается не только об увольняемых в связи с сокращением или ликвидацией или переводимых на неполное рабочее время, все соответствующие графы в форме помечены как обязательные для заполнения. Зато нет возможности отразить именно ту информацию, которая предусмотрена законом: о должностях увольняемых работников и квалификационных требованиях к ним и об условиях оплаты труда.
Иными словами, новая форма предусматривает иные случаи передачи сведений, иной состав этих сведений и иные сроки передачи по сравнению с тем, что предусмотрено Законом о занятости населения. То есть формально заполнение указанной формы нельзя считать исполнением требований закона. Значит ли это, что теперь работодатель должен будет и предоставлять сведения через портал "Работа в России" по требованию Правительства, и отдельно уведомлять органы службы занятости по правилам, установленным Законом о занятости населения? Ведь в постановлении Правительства и не говорится, что заполнение рассматриваемой формы отменяет необходимость передавать сведения в службу занятости во исполнение Закона. Остается ждать по этому поводу разъяснений Минтруда России.
|
Имеются и другие вопросы к форме, содержащейся в личном кабинете работодателя. Так, например, в отношении уволенных работников предлагается уточнять, какая часть из них была уволена "в связи с карантином":
Что это за новое основание увольнения, в форме не уточняется. А ведь еще в конце марта Правительство поручало Минтруду и Минюсту представить предложения, "направленные на недопущение необоснованных увольнений работников по причинам, прямо или косвенно связанным с мерами, принимаемыми в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции". Похоже, фантазии чиновников хватило лишь на то, чтобы предложить нарушителям оформить явку с повинной через портал "Работа в России".
Еще одно основание, число увольнений по которому необходимо отдельно отразить в форме, - "в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств":
Напомним, что такое основание действительно прописано в Кодексе. Согласно п. 7 части первой ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению независимо от воли сторон в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства). Однако это возможно только в том случае, если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. В то же время на сегодняшний день документов, которые признавали бы сложившуюся эпидемиологическую ситуацию чрезвычайным обстоятельством, препятствующим продолжению трудовых отношений, нет. Специалисты Роструда также указывают на невозможность увольнения работников по данному основанию в настоящее время (см. ответы с портала "Онлайнинспекция.РФ"). То есть и в этом случае работодателям предлагается признаться в незаконном увольнении работников.
И эта проблема касается не только увольнений. Так, например, в форме необходимо указывать количество работников, отправленных в отпуск без сохранения заработной платы "в связи с введением карантина". Хотя по закону такой отпуск может предоставляться только по инициативе самого работника (ст. 128 ТК РФ), но никак не в связи с карантином:
Еще одним нововведением можно считать направление в отпуск без сохранения заработной платы "в связи с введением санкций". Количество таких работников также надо отразить в форме. О каких санкциях идет речь и с каких пор это стало основанием для предоставления отпуска за свой счет, в форме не объясняется.
В качестве причины для введения "режима неполной занятости" система позволяет выбрать только один из двух пунктов: "заболевание работников" и "отсутствие поставок/сбыта продукции". А ведь в силу ст. 74 ТК РФ режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей может вводиться по инициативе работодателя только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, к которым ни болезнь работников, ни проблемы со сбытом и поставками продукции не относятся.
Даже позиции, заполнение которых с первого взгляда кажется понятным, авторы формы сопроводили комментариями, вызывающими вопросы. Так, например, в ячейке "численность работников" предлагается указывать "среднесписочную численность работников (без учета совместителей) в организации на момент принятия решения о высвобождении работников". Вместе с тем среднесписочная численность определяется не "на момент", а за определенный период. И неясно, что за "момент принятия решения о высвобождении работников" имеется в виду, учитывая тот факт, что форму вроде как надо заполнять постоянно при наличии каких-либо изменений в указываемых в ней данных.
Отметим, что отчетность по занятости для работодателей может не ограничиваться размещением указанных сведений в Общероссийской базе вакансий и исполнением требований Закона о занятости населения. Некоторые регионы ввели еще и собственную отчетность, об отмене которой пока не заявлялось. Так, например, в Москве от работодателей требуют предоставлять по утвержденной форме сведения о численности работников:
- не подлежащих переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования таких организаций и индивидуальных предпринимателей;
- подлежащих переводу на дистанционный режим работы;
- в отношении которых соответствующим решением Президента РФ установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы.
Похожая обязанность возложена на работодателей и в Бурятии, и в Московской области.