Работодателей обязали отчитываться о ситуации с персоналом в онлайн-режиме




Апреля 2020 года

 
  Работодателей обязали отчитываться о ситуации с персоналом в онлайн-режиме    
 

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 486

Правительство утвердило Временные правила представления работодателями информации о занятости через Общероссийскую базу вакансий "Работа в России". Документ вступил в силу 13 апреля и действует по 31 декабря 2020 года.

Согласно Временным правилам работодатели должны размещать на портале "Работа в России":

- информацию о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП;

- информацию о сокращении численности или штата работников;

- информацию о возможном расторжении трудовых договоров;

- иные сведения о занятости.

Конкретный перечень сведений поручено в 10-дневный срок утвердить Минтруду России.

Для выполнения этих требований работодателям надлежит зарегистрироваться на портале, разместить необходимую информацию в подсистеме "Личный кабинет работодателя" и в дальнейшем актуализировать ее не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения сведений.

На портале "Работа в России" размещена инструкция по работе с сервисом сбора информации о численности сотрудников для работодателей.

Отметим, что о переходе на передачу сведений о занятости через Общероссийскую базу вакансий Минтруд России писал еще в конце марта. Однако если судить по использованным ведомством формулировкам, речь тогда шла о той информации, которую работодатель и так должен был передавать в органы службы занятости в соответствии с Законом о занятости населения. А это, напомним, сведения:

- о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров;

- о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства.

Причем согласно Закону о занятости населения передавать эти данные нужно заранее, до момента увольнения работников или введения режима неполного рабочего времени. Сроки передачи работодателями сведений в службу занятости можно представить в виде такой таблицы:

 

Работодатель Ликвидация или сокращение Введение режима неполного рабочего времени или приостановка производства
Планируется массовое увольнение Не планируется массовое увольнение
Организация не позднее чем за два месяца до начала увольнений не позднее чем за три месяца до начала увольнений в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий
Индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала увольнений    

 

Причем сообщение о сокращении или ликвидации подается в службу занятости с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника.

А вот если ознакомиться с формой "Сведения об изменении численности, а также неполной занятости работников в связи с распространением коронавирусной инфекции", которую работодателям теперь предписано заполнять на портале "Работа в России", то можно обнаружить, что состав передаваемой информации там иной.

Так, судя по форме, работодатели обязаны отчитаться:

- об общей численности работников;

- численности работников, трудящихся неполный день;

- численности работников, находящихся в простое;

- численности работников, находящихся "на временной удаленной работе";

- численности работников, уволенных "с начала высвобождения";

- численности работников, предполагаемых к увольнению.

То есть, кроме последнего пункта, речь в каждом случае идет о тех работниках, в отношении которых указанные кадровые действия уже были проведены, а вовсе не о планируемых событиях.

Хотя отчитываться, очевидно, предлагается не только об увольняемых в связи с сокращением или ликвидацией или переводимых на неполное рабочее время, все соответствующие графы в форме помечены как обязательные для заполнения. Зато нет возможности отразить именно ту информацию, которая предусмотрена законом: о должностях увольняемых работников и квалификационных требованиях к ним и об условиях оплаты труда.

Иными словами, новая форма предусматривает иные случаи передачи сведений, иной состав этих сведений и иные сроки передачи по сравнению с тем, что предусмотрено Законом о занятости населения. То есть формально заполнение указанной формы нельзя считать исполнением требований закона. Значит ли это, что теперь работодатель должен будет и предоставлять сведения через портал "Работа в России" по требованию Правительства, и отдельно уведомлять органы службы занятости по правилам, установленным Законом о занятости населения? Ведь в постановлении Правительства и не говорится, что заполнение рассматриваемой формы отменяет необходимость передавать сведения в службу занятости во исполнение Закона. Остается ждать по этому поводу разъяснений Минтруда России.

Имеются и другие вопросы к форме, содержащейся в личном кабинете работодателя. Так, например, в отношении уволенных работников предлагается уточнять, какая часть из них была уволена "в связи с карантином":

 

 

Что это за новое основание увольнения, в форме не уточняется. А ведь еще в конце марта Правительство поручало Минтруду и Минюсту представить предложения, "направленные на недопущение необоснованных увольнений работников по причинам, прямо или косвенно связанным с мерами, принимаемыми в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции". Похоже, фантазии чиновников хватило лишь на то, чтобы предложить нарушителям оформить явку с повинной через портал "Работа в России".

Еще одно основание, число увольнений по которому необходимо отдельно отразить в форме, - "в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств":

 

 

Напомним, что такое основание действительно прописано в Кодексе. Согласно п. 7 части первой ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению независимо от воли сторон в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства). Однако это возможно только в том случае, если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ. В то же время на сегодняшний день документов, которые признавали бы сложившуюся эпидемиологическую ситуацию чрезвычайным обстоятельством, препятствующим продолжению трудовых отношений, нет. Специалисты Роструда также указывают на невозможность увольнения работников по данному основанию в настоящее время (см. ответы с портала "Онлайнинспекция.РФ"). То есть и в этом случае работодателям предлагается признаться в незаконном увольнении работников.

И эта проблема касается не только увольнений. Так, например, в форме необходимо указывать количество работников, отправленных в отпуск без сохранения заработной платы "в связи с введением карантина". Хотя по закону такой отпуск может предоставляться только по инициативе самого работника (ст. 128 ТК РФ), но никак не в связи с карантином:

 

 

Еще одним нововведением можно считать направление в отпуск без сохранения заработной платы "в связи с введением санкций". Количество таких работников также надо отразить в форме. О каких санкциях идет речь и с каких пор это стало основанием для предоставления отпуска за свой счет, в форме не объясняется.

 

 

В качестве причины для введения "режима неполной занятости" система позволяет выбрать только один из двух пунктов: "заболевание работников" и "отсутствие поставок/сбыта продукции". А ведь в силу ст. 74 ТК РФ режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей может вводиться по инициативе работодателя только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, к которым ни болезнь работников, ни проблемы со сбытом и поставками продукции не относятся.

 

 

Даже позиции, заполнение которых с первого взгляда кажется понятным, авторы формы сопроводили комментариями, вызывающими вопросы. Так, например, в ячейке "численность работников" предлагается указывать "среднесписочную численность работников (без учета совместителей) в организации на момент принятия решения о высвобождении работников". Вместе с тем среднесписочная численность определяется не "на момент", а за определенный период. И неясно, что за "момент принятия решения о высвобождении работников" имеется в виду, учитывая тот факт, что форму вроде как надо заполнять постоянно при наличии каких-либо изменений в указываемых в ней данных.

Отметим, что отчетность по занятости для работодателей может не ограничиваться размещением указанных сведений в Общероссийской базе вакансий и исполнением требований Закона о занятости населения. Некоторые регионы ввели еще и собственную отчетность, об отмене которой пока не заявлялось. Так, например, в Москве от работодателей требуют предоставлять по утвержденной форме сведения о численности работников:

- не подлежащих переводу на дистанционный режим работы в связи с необходимостью их непосредственного участия в обеспечении непрерывных технологических и иных процессов, необходимых для обеспечения функционирования таких организаций и индивидуальных предпринимателей;

- подлежащих переводу на дистанционный режим работы;

- в отношении которых соответствующим решением Президента РФ установлен режим работы нерабочего дня с сохранением заработной платы.

Похожая обязанность возложена на работодателей и в Бурятии, и в Московской области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: