Типы пользователей и процесс принятия




Диффузия иноваций

Диффузия инноваций (англ. Diffusion of innovations) — это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Данная теория была популяризована американским социологом Эвереттом Роджерсом в 1962 году, благодаря выпущенной им книге «Диффузия инноваций». Роджерс определяет «диффузию» как процесс, посредством которого инновация (например, новые идеи, процессы или товары) в течение времени передаются через определенные каналы среди членов социальных систем.

Понятие «диффузия инноваций» было впервые изучено французским социологом Габриэлем Тардом (1890) и немецкими и австрийскими антропологами, такими как Фридрих Ратцель и Лео Фробениус. В 1962 году Эверетт Роджерс, профессор сельской социологии из Университета штата Огайо, опубликовал книгу «Диффузия инноваций». В своей книге Роджерс синтезировал исследования из более чем 508 исследований о диффузии и создал теорию внедрения инноваций среди отдельных лиц и организаций. Происхождение теории диффузии инноваций разнообразно и имеет свои источники среди нескольких наук. Роджерс выделяет 6 главных источников, которые повлияли на исследования диффузии инноваций: антропология, ранняя социология, сельская социология, образование, промышленная социология и медицинская социология.

 

Ключевые элементы в исследовании диффузии — это:

 

1. Инновация - Роджерс определяет инновацию как «идею, практическая деятельность или объект, который воспринимается как нечто новое отдельным лицом или другой единицей внедрения».

2. Коммуникационные каналы - это средства, посредством которых сообщения передаются от одного лица другому.

3. Время(период принятия решения об инновации) — это количество времени, необходимое для того, чтобы пройти процесс принятия решения об инновации.

4. Частота адаптации - это относительная скорость, с которой инновация адаптируется членами социальной системы.

5. Социальная система - социальная система определяется как множество взаимосвязанных единиц, которые занимаются совместным решением проблем для достижения общей цели».

 

 

Два фактора определяют каким специфическим типом является решение:

-принято ли решение свободно и осуществляется добровольно

-кто принял решение

Основываясь на этих соображениях, в рамках диффузии инноваций были определены три вида инновационных решений:

 

Добровольное инновационное решение - Это решение принимается отдельным лицом, которое каким-то образом отличается от других лиц в социальной системе.

Коллективное инновационное решение - Это решение принимается коллективно всеми лицами социальной системы.

Властное инновационное решение - Это решение принимается не социальной системой, а группой лиц, имеющих влияние или власть.

 

Типы пользователей и процесс принятия

Распространение новых идей и технологий среди людей — штука сложная. Иногда даже хорошие продукты не могут похвастаться большими цифрами (например, в США просто нельзя использовать асбест как строительный материал для домов).

Сельский социолог Эверетт Роджерс написал в 1962 книгу, в которой попытался объяснить понятие “диффузия инноваций”, распространение новых идей и технологий. Теория показывает способы появления продукта на рынке, который будет принят и разойдется в обществе. Ее ключевые понятия включают в себя:

Инновации — идеи, процессы и технологии, которые пользователи считают новыми. Это может быть что-то совершенно новое (как в случае изобретения современного кондиционера Уиллисом Карриером), свежим подходом к существующей идее (игровые консоли PlayStation от Sony) или выходом продукта на другой рынок (например, 3D-фильмы на домашних ТВ).

Пользователи (прим. переводчика — в оригинале называются “adopters”; для более легкого понимания заменил на ближайший по смыслу в русском языке вариант) — те, кто принимают инновацию. Роджерс различает пять типов людей, о которых мы и поговорим.

Критическая масса — точка, когда людей, принявших инновацию, хватает для ее самодостаточности.

Процесс принятия — пятиступенчатый процесс (по мнению Роджерса), ведущий к принятию/непринятию продукта или идеи.

Теория диффузии инноваций описывает шесть характеристик, определяющих приятие/неприятие.

Дополнительные ключевые факторы — это связь (коммуникация), время и социальные системы.

Роджерс интересовался тем, как инновация в фермерстве распространяются по селам. Он заметил: в то время как некоторые люди сразу же начинали использовать новые семена или модернизированное оснащение, другие сопротивлялись замене старых и менее эффективных методов. Мы больше не считаем стальной плуг современной технологией, которую нужно принять. Мы будем смотреть на сегодняшние смартфоны или завтрашние умные часы как на вчерашний плуг. Это и есть доказательство актуальности теории. По факту, последнее издание труда Роджерса поднимает вопрос изменения правил игры Интернетом в плане коммуникаций и принятия новшеств. Теория диффузии инноваций применима к созданию как материальных, так и диджитал продуктов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: