Опыт определения внутрифирменных цен на капиталистических предприятиях.




(Трансфертные цены во внутрифирменной торговле на примере США и Англии)

Среди многочисленных средств, использующихся для осуществления более эффективной системы управления производством, особая роль принадлежит внутрипроизводственным, внутрифирменным, так называемым трансфертным ценам. С помощью трансфертных цен по всей технологической цепочке осуществляется активное хозяйственное взаимодействие подразделений вертикально интегрированной децентрализованной компания. Широкая децентрализация в условиях роста диверсификации производства в рамках монополистического объединения остается важной формой организации капиталистического производства.

Процесс децентрализации крупных капиталистических компаний особенно активно проявился в 60е годы. В это время как раз широкое развитие получили трансфертные цены. Трансфертное ценообразование стало активным инструментом в корпоративном механизме управления производством.

К началу 80х годов в США насчитывалось около 1,5 тыс. компаний, в Великобритании - более 300, менее активно этот процесс происходил в Японии, где ощущается большее тяготение к крупным функциональным, организационным структурам. Однако тенденция развития к расширению диверсификации производства как средство усиления конкурентоспособности фирм существенно расширяет потребности применения трансфертных цен.

К числу наиболее известных компаний, где этот подход к ценообразованию себя более всего проявил, можно отнести американские "Дженерал моторе", "Дженерал электрик", "Дюпон де Немур", "ИБМ", английские "ИКИ", "Юнилевер", японские "Тоёте моторс", "Китачи", "Матусита электрик индастриэл".

Переход от жесткой централизации управления к децентрализации обусловлен экономической целесообразностью. Дело в том, что затраты на координацию всех звеньев производства начинают превышать доходы от роста самой корпорации.

Вновь образующаяся децентрализованная структура характеризовалась наличием относительно независимых производственных единиц отделений, занимающих в организационной структуре компаний промежуточное положение между заводами и управленческим центром. Подразделения различаются по товарному или территориальному признаку. К примеру, "Дженерал моторе" насчитывает 27 отделений различной функциональной направленности, расположенных в 125 городах США. В свою очередь, каждое подразделение объединяет несколько заводов. Относительная независимость структурных подразделений заставляла их руководителей искать новые подходы к управлению производством. Одним из таких подходов стало внедрение в экономический механизм управления системы внутрифирменных расчетов (ВФР).

В основе внутрифирменных расчетов лежат трансфертные цены. Эти цены представляют собой условно-расчетные цены, по которым отделения передают друг другу товары или услуги. Никаких реальных платежей по ним не производится. Стоимость внутрифирменных поставок заносится в бухгалтерские ведомости и впоследствии находит отражение в финансовых отчетах компании. Основными показателями хозяйственной деятельности различных подразделений фирмы являются прибыль, издержки производства.

Трансфертная цена - специфическая цена; она в значительной степени обособлена от механизма рыночных цен; однако в рамках внутрифирменного оборота трансфертные цены выполняют те же функции, что и рыночные цены; среди этих функций наибольшая роль закрепляется за учетной, измерительной стимулирующей функцией. Учет издержек производства, измерение доли прибыли в продукции, реализованной по трансфертной цене в рамках соответствующей фирмы, обеспечивают эффективное функционирование экономических служб, действующих в системе управления.

В практике ВФР установление трансфертных цен производится на основе либо рыночных цен, либо договорных цен, либо исходя из издержек производства.

Чаще всего компании используют текущие цены. Усредненные рыночные цены применяются тогда, когда фирмы не считают целесообразным тратить силы и средства на сбор текущей ценовой информации. Рыночные цены, по мнению экспертов, обеспечивают надежную основу взаимодействия отделений, дают достоверную оценку эффективности деятельности отделений в силу наибольшей приемлемости рыночной цены как меры учета затрат и прибыли. Высказывается мнение, что основанная на рыночной трансфертная цена положительно влияет на производительность труда и конкурентоспособность внутрифирменной продукции.

Своеобразной разновидностью трансфертной цены является цена, рассчитанная на основе фактических затрат и фактических цен готовой продукции за вычетом издержек ряда других отделении (в обратном порядке технологической цепочки). По оценкам специалистов, в такую цену включают издержки отделения поставщика - 22%, прибыль- 15, разного рода рыночные надбавки-34, торговые наценки-19, прочие - 10%. Такой подход практикуют японские и американские фирмы.

Трансфертные цены, базирующиеся на рыночных ценах, часто осложняют внутрифирменные отношения, поскольку рыночная стихия со своими законами оказывает самое разнообразное воздействие на функционеров подразделений и, по существу, вызывает нежелательную конкуренцию между отделениями компании.

В рамках фирмы сталкиваются разные виды конкуренции: конкуренция, характерная для монополистического капитала и существующая в особой форме внутри монополии, и конкуренция, привнесенная из рыночных отношений, характерных для домонополистической стадии развития капитализма. Эксперты предлагают строить трансфертные цены на договорной основе, поскольку только такие цены гарантируют фирму от внутренней дестабилизации в системе управления.

Для того чтобы воспрепятствовать росту тенденции к повышению трансфертных цен, руководители фирм идут по пути сокращения внутрифирменного товарооборота и передачи части производства компонентов и узлов независимым поставщикам, что оказывается более эффективным, чем если бы эти узлы производить силами своей монополии.

Важной отличительной чертой внутрифирменных расчетов является то, что о них нет информации в печати. Во многих случаях применение системы трансфертных цен в децентрализованных компаниях составляет коммерческую тайну. Ориентация га рыночные цены при определении трансфертных цен характеризует отход от затратного метода определения трансфертных цен. Под затратным методом определения трансфертных цен понимается метод формирования цены, когда все фактические затраты включаются в цену, а сведения об этих затратах берутся из бухгалтерских ведомостей и оперативных отчетов отделений. Эти затраты, как видно, не прошли своей "корректировки" с помощью конкуренции.

В последнее время экономисты, занимающиеся определением трансфертных цен. считают необходимым соединить два метода для обоснования трансфертных цен.

Американские экономисты разработали метод, который позволяет изменять во многом произвольный порядок образования трансфертных цен, когда к издержкам производства прибавлялась определенная прибыль.

Трансфертная цена по их рекомендации образуется исходя из фактической цены. Прибыль в этом случае исчисляется следующим образом:

Р = В - (Сa Сb),

где Р - прибыль;

В - выручка от продажи конечного продукта компании на рынке:

Сa, Сb- полные затраты отделений а и b, т.е. тех отделений, которые принимали участие в изготовлении узлов деталей и т. д.

Распределение корпоративной прибыли осуществляется согласно формулам

Pa = (P x Cb) / (Ca + Cb)

Pb = (P x Ca) / (Ca + Cb)

Отсюда уровень трансфертной цены на промежуточную продукцию; например, отделение а определяется суммированием издержек и распределенной величины прибыли:

Цтa = Ca + Pa

Существует методика расчетов внутрифирменных цен, когда используются все три фазы трансфертных цен: издержки, рыночные цены и договор.

Индекс распределения корпоративной прибыли определяется по формуле

Pи = (Цт С) / (Цр Цт)

где Ри - индекс распределения корпоративной прибыли:

Цр - рыночная цена;

Цт - цена трансфертная:

С - затраты (издержки).

Если индекс распределения прибыли, например, равен 2, это означает, что на каждые 2 дол. прибыли отделения поставщика трансфертная цена должна быть на 1 дол. меньше рыночной цены. Имеется в виду, что трансфертная цена ниже рыночной. К примеру, трансфертная цена- 120, затраты- 100, цена рыночная -130, тогда

Ри = (120 - 100) / (130 - 120) = 20 / 10 или 2: 1, или 2 - 1

Это и означает, что на каждые 2 дол. прибыли отделения поставщика трансфертная пена должна быть на 1 дол. меньше рыночной цены.

Индекс устанавливается один раз в году в результате переговоров между отдельными партнерами по внутрифирменной сделке. Этот индекс остается неизменным до следующих переговоров. Неизменная форма расчетов индекса распределения корпоративной прибыли призвана обеспечить автоматическое изменение трансфертных цен в зависимости от динамики внутрифирменных затрат и ценовой ситуации на рынке.

Существует также метод двойной трансфертной цены. Он предполагает установление трансфертной цены на основе затратного подхода, т. е. в цену отделения поставщика включаются все издержки (прямых затрат) Эта продукция реализуется по фактическим рыночным ценам. Учитывая, что они ниже, отделение кредитуется центром за счет корпоративной прибыли на сумму разницы между трансфертной ценой и рыночной ценой. Сумма кредита учитывается при составлении финансового отчета ВФР компании.

Стоимость внутрифирменного оборота, в основе которой лежат прямые затраты, условно завышается за разницу трансфертной к рыночной цен с последующей компенсацией из общекорпоративной прибыли.

В действительности прибыль компании уменьшается только на величину премий управляющим отделениями и определяется в процентах от суммы условной прибыли. Дело в том, что у компании уровень материального стимулирования имеет своп ограничения, например 10%; поэтому свободный остаток средств целесообразно использовать на нужды производства.

Такой метод имеет свои достоинства, которые могут использоваться для решения стратегических задач управления, а именно для получения от партнеров по фирменной сделке достоверной информации о фактических издержках производства партнеров. Это помогает разрабатывать и принимать эффективные управленческие решения. Не нужно забывать, что такая информация скрывается, поскольку в монополию (фирму) могут входить разные капиталисты со своими интересами.

При всех перечисленных методах определения трансфертных цен нижним пределом их являются затраты (полные, прямые, нормативные, предельные) отделения поставщика, а верхним - рыночная цена. Эти пределы диктуются интересами поставщика, с одной стороны, интересами покупателя - с другой, т. е. Отделению поставщику нет смысла продавать свою продукцию по цене ниже производственных затрат, в то же время как отделению покупателю нет выгоды приобретать внутрифирменную продукцию по ценам выше рыночной. Это одна проблема. Есть и другая - вопрос определения расчетной прибыли самой фирмы. Отделения фирмы участвуют в образовании общей прибыли фирмы, и потому трансфертные цены являются важным инструментом корпоративной системы управления в части обеспечения соответствующей эффективности производства. Прибыль - действенный показатель эффективности работы структурной единицы компании. Знание состояния дел в таком вопросе помогает принимать соответствующие меры по активизации работы по всем направлениям, обеспечивающим более эффективное производство.

Все это вновь подтверждает вывод о том, что трансфертные цены дают ясную картину о действительном состоянии издержек производства в отделениях фирмы, а соответствующая информация о рыночных ценах позволяет фирме вырабатывать свою стратегию по части сокращения издержек производства, по части формирования трансфертных цен с целью повышения материальной заинтересованности отделений поставщиков в снижении затрат на производство.

Список литературы

Видяпин В.И., Данько Т.П., Слепов В.А. "Предпринимательство: маркетинг и цены" Учебное пособие. - М.: из-во Рос. экон. акад., 1992 - 130с.

В.В. Герасименко. "Ценовая политика фирмы" - М. Финстантинформ 1995.

Котлер Ф. "Основы маркетинга" М.: Прогресс 1990.

Махконнель К.Р., Брю С.Л. "Экономика: принципы, проблема и политика. "Пер. с англ. 11-го издания. В 2 т. М.: Республика, 1992 - 399 с.

Пунин Е.И. "Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях." М.: Международные отношения. 1993 - 112 с.

Самуэльсон П. "Экономика", Пер. с англ. В 2-х т. Т II., М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. 1992 - 416 с.

Чубаков Г.Н. "Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия", М. Инерра - М.

Ценообразование. Под ред. проф. И.К. Салимжанова. Учебное пособие. Москва. Финстантинформ 1996.

Хлусов В.П. "Основы маркетинга". - М., 1997 г.

Андреева О.Д. "Маркетинг: технология бизнеса". - М., 1997 г.

Герчикова И.Н. "Международное коммерческое дело". - М., 1996 г.

Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. "Основы маркетинга". - Санкт-Петербург,1997 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: