ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА
Кафедра «Технология машиностроения»
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ: МАРШРУТНЫХ, ОПЕРАЦИОННЫХ, ЭСКИЗОВ И КОНТРОЛЯ
Методические указания для практических занятий, курсового, дипломного проектирования и самостоятельной работы студентов по дисциплинам «Основы технологии машиностроения», «Технология машиностроения» специальностей 130602.65 – Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов, 151001.65 – Технология машиностроения, 151002.65 – Металлообрабатывающие станки и комплексы, 150202.65 – Оборудование и технология сварочного производства, 240801.65 – Машины и аппараты химических производств всех форм обучения
Часть 1
Тюмень, 2010
Утверждено на заседании кафедры «Технология машиностроения»
Протокол №____ от «____» _________________ 2010г.
Составители Парфенов В.Д., доцент, к.т.н.
Сапронова Н.Н., ассистент
© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2010 |
ВВЕДЕНИЕ
Разработка технологической документации является заключительным этапом проектирования технологического процесса. Стандартами ЕСКД предусмотрены следующие виды технологической документации: маршрутная карта, операционная карта, карта эскизов, документы технического контроля.
Кроме перечисленных, для оформления технологических процессов применяют расчетно-технологические карты для обработки деталей на станках с ЧПУ, материальные ведомости, ведомости оснастки, технологические инструкции, спецификации технологических документов и пр.
|
В данном методическом пособии рассматриваются правила оформления маршрутных карт, операционных карт, карт эскизов, документов технического контроля.
Проблема: единство оформления технологической документации.
Цель: научится правильно оформлять технологическую документацию, а в частности маршрутные карты, операционные карты, карты эскизов, документы технического контроля.
Задачи:
1. Ознакомиться с требованиями к оформлению маршрутных карт, операционных карт, карт эскизов, документов технического контроля.
2. Формирование структуры операции, определение последовательности переходов, выбор средств технологического оснащения, назначение режимов резания и припусков, состава СОЖ, расчет ожидаемой точности механической обработки, определение наладочного размера, расчет штучного времени, назначение разряда рабочего, разработка и заполнение комплекта технологической документации.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основные положения
Разработка технологического процесса механической обработки детали заканчивается составлением и оформлением комплекта документов технологического процесса.
Состав и формы карт, входящих в комплект документов, зависят от вида технологического процесса (единичный, типовой или групповой), типа производства и степени использования разработчиком средств вычислительной техники и автоматизированной системы управления производством.
|
По степени детализации информации каждый из указанных видов технологических процессов предусматривает различное изложение содержания операции и комплектность документов.
В маршрутном технологическом процессе содержание операций излагается только в маршрутной карте без указания технологических переходов. Применяется в единичном и мелкосерийном типах производства.
В операционном технологическом процессе маршрутная карта содержит только наименование всех операций в технологической последовательности, включая контроль и перемещение, перечень документов, применяемых при выполнении операции, технологическое оборудование и трудозатраты. Сами операции разрабатываются на операционных картах. Применяется в крупносерийном и массовом типах производства.
В маршрутно-операционном технологическом процессе предусматривается краткое описание содержания отдельных операций в маршрутной карте, а остальные операции оформляются на операционных картах.
Проектирование технологических операций и переходов
В процессе проектирования операции решается следующий комплекс вопросов: формирование структуры операции, определение последовательности переходов, выбор или проектирование средств технологического оснащения, расчет режимов резания и припусков, назначение состава СОЖ, расчет ожидаемой точности механической обработки, определение наладочного размера, расчет штучного времени, назначение разряда рабочего, разработка и заполнение комплекта технологической документации. [8; к.7]
|
Отдельная технологическая операция проектируется на основе принятого технологического маршрута, схемы базирования и закрепления детали на операции, сведений о точности и шероховатости поверхностей до и после обработки на данной операции, припусков на обработку, такта выпуска или размера партии деталей (в зависимости от типа производства). При уточнении содержания операции окончательно устанавливается, какие поверхности заготовки будут обрабатываться на данной операции.
При разработке последовательности и содержания переходов необходимо стремиться к сокращению времени обработки за счет рационального выбора средств технологического оснащения, числа переходов, совмещения основного и вспомогательного времени.
По числу устанавливаемых для обработки заготовок схемы операций делятся на одно- и многоместные, а по числу инструментов на одно - и многоинструментальные. Последовательная или параллельная работа инструментов при обработке поверхностей заготовки, а также последовательное или параллельное расположение заготовок относительно режущих инструментов определяют схемы операций.
Могут быть операции с последовательным, параллельным и последовательно-параллельным выполнением переходов.
От числа устанавливаемых заготовок для одновременной обработки зависит длительность их установки и съема. В отличие от многоместных одноместные схемы обработки исключают совмещение времени на установку и снятие заготовки. При последовательных схемах нельзя совместить переходы в процессе обработки, а при параллельных и последовательно-параллельных имеется такая возможность. Основное время, которое принимается в расчете, равно времени наиболее длительного перехода или их сумме.
Для количественной оценки схем построения операций служат:
коэффициент совмещения основного времени
![]() | (1) |
где — основное неперекрываемое время;
— сумма элементов
переходов операции;
коэффициент совмещения оперативного времени
![]() | (2) |
где tв — вспомогательное неперекрываемое время;
— сумма всех элементов
в операции.
При определении количества и последовательности технологических переходов используются таблицы среднеэкономических достижимых точностей обработки [7; к7, табл. 5.13...5.17].
В случае необходимости, для отдельных поверхностей численные величины погрешностей могут определяться расчетами точности и подетальных технологических цепей.