Методы ознакомления дошкольников с природой.




Знакомство дошкольников с природой

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней – одна из важнейших задач детского сада.

В процессе ознакомления дошкольников с природой большое внимание уделяют формированию бережного отношения к природе. Вопросы охраны природы приковывают к себе внимание всех государств мира.

Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями.

Методы ознакомления дошкольников с природой.

В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы:

ü наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций),

ü практические (игровой метод, труд, элементарные опыты),

ü словесные (рассказ воспитателя, чтение и обсуждение художественного произведения, беседы).

Наблюдение целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Организуя с детьми наблюдения природы, воспитатель решает в единстве ряд задач: формирует у воспитанников знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

При ознакомлении с природой в зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения: кратковременные – организуются для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение, характер и т.д.

Более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение, в нем детям приходится сравнивать наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше: рост и развитие растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя длительное наблюдение природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений. Эти наблюдения проводятся тогда, когда изменения в развитии выступят достаточно ярко.

К группе наглядных методов относятся рассматривание с детьми картин, демонстрация фильмов, презентации. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие.

Рассматривание картин дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений: с дикими зверями, птицами, животными южных и северных стран можно познакомить через картины.

Дидактические сюжетные и предметные картины созданы как наглядные пособия для обучения: серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Перелетные птицы» и т.д. Они используются с различными целями.

Художественные картины формируют у детей эстетическое отношение к природе.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические (предметные, настольно-печатные, словесные), подвижные, творческие.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о природе. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять знания в новых условиях, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Предметные игры формируют умения обследовать предметы, дети овладевают сенсорными эталонами. Эти игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения.

Настольно-печатные игры предоставляют возможность систематизировать знания, формировать умение по слову восстанавливать образ.

Словесные игры проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях предметов, обобщения и систематизации знаний. Развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, птиц, их образу жизни. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже осваивают знания, получаемая в игре радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни. Такие игры формируют положительное отношение к труду. Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям. Однако воспитатель должен внимательно наблюдать за такими играми, чтобы учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие еще следует уточнить, расширить.

Одним из видов творческих игр являются игры с природным материалом: песком, глиной, снегом, мелкими камешками, шишками и т.д. В них дети познают свойства и качества материалов.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение: у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственность при понимании значения детьми своего труда. Труд в природе является одним из способов наблюдательности.

Труд в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный труд.

Индивидуальные поручения дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями ребенка.

Коллективный труд формирует трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эта форма труда необходима для установления отношений в коллективе: формируются такие важные умения, как принять общую цель труда, договориться, согласовать свои действия, сообща спланировать работу, помочь товарищу, оценить его труд, воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

Одной из форм организации труда является дежурство в уголке природы. Организуя дежурство, воспитатель напоминает детям обязанности дежурных. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Дежурство воспитывает чувство ответственности, деловитость.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях, используется как способ решения познавательной задачи. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, здесь возможно и желательно применение наглядности, помогающей осмыслить или уточнить знания.

Ценность рассказа воспитателя определяется тем, что он строится с учетом опыта и интереса дошкольников. Восприятие рассказа является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий сюжет, быть эмоциональным. Рассказывать детям можно с разными целями: расширение знаний о знакомой теме, ознакомление с новыми темами. В этом случае рассказ сопровождается иллюстративным материалом.

Исходя из дидактических задач, выделяют два вида бесед. Предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа, как метод ознакомления детей с природой, используется в среднем и старшем дошкольном возрасте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: