Тема 6. Система управления регионом




1. Системно-содержательный аспект регионального управления.

2. Технология управления региональным хозяйством.

3. Коммуникации в региональном управлении.

4. Экономическая эффективность районирования.

5. Организационная структура управления экономикой региона активного типа.

 

Вопрос 1. Для управления регионами требуются стратегические установки, базирующиеся на общей региональной политике. «Региональная политика в современном понимании представляет собой совокупность идей, принципов, задач, намерений и действий, которые реализуются госу­дарством для достижения и сохранения определенного пространствен­ного социально-экономического равновесия страны с учетом соблю­дения общенациональных, собственно региональных и местных интересов».

Исторически сложившаяся многонациональная структура населения России представляет собой особенную общность народностей, этниче­ских и социальных групп - как сконцентрированных в конкретных регионах, так и рассредоточенных по территории страны, которую се­годня именуют российским народом, россиянами. Высокую устойчи­вость такой общности подтверждает ее непоколебимость в результате социально-экономических коллапсов в начале (две революции), сере­дине (репрессии, Великая Отечественная война, голод) и конце (смена способа производства и государственных политических институтов) прошлого века. Тем не менее, происшедший на рубеже 1990-х годов рас­пад СССР свидетельствует о том, что недоучет сепаратистских настро­ений и действий администраторов в регионах компактного проживания народностей и этнических групп может привести к распаду России по­добно тому, как это случилось с Советским Союзом.

Расширение демократических начал и свобод самовыражения актуализирует проблему социального управления регионами сред­ствами политических институтов. Требует совершенствования прак­тика регулирования межэтнических взаимоотношений в муници­пальных образованиях.

Социальное развитие территорий обусловлено двумя главными ресурсами роста — финансами и кадрами. Причем последние высту­пают и как субъект (администраторы) инновационного развития, и как объект (управляемые работники), и как продукт (технология «воспитывает» персонал), и как конечный потребитель результата (социальные блага создаются для людей).

Результатом использования людей в развивающемся хозяйстве становится повышение их интеллектуальных качеств (умения, зна­ния, общей культуры), которые имеют тенденцию к безграничному росту. Чем выше численность работников, задействованных в терри­ториальном хозяйстве (материальное производство, услуги), тем, как правило, больше объем создаваемых ими ценностей.

В управлении хозяйством территорий при оценке кадрового по­тенциала (текущего и перспективного) необходимо выделять его две важные возрастные составляющие — пенсионеры и дети. Первая группа - сокращающийся ресурс трудоиспользования, вторая — на­растающий. Поэтому для получения даже общей картины трудовых ресурсов экономического развития территории необходимо иметь три показателя:

— общая численность населения;

— численность пенсионеров;

— численность детей нетрудоспособного возраста.

Рост доли неработающих пенсионеров в составе населения ослаб­ляет возможности саморазвития территории. В этой связи целесооб­разно выделять ту часть лиц пенсионного возраста, которые могут участвовать в производстве в соответствии с имеющейся квалифи­кацией (в Германии — мужчины и женщины в возрасте до 65 лет; принято решение о поэтапном повышении пенсионного возраста во Франции).

Соотношение численности занятых в экономике и числа пенси­онеров в разрезе российских регионов существенно различается, что вызвано разнообразными факторами. В числе общих причин такого явления можно выделить:

— старение населения в промышленных регионах в результате сокращения рождаемости и эмиграции (выезда) молодежи;

— общее снижение трудовой занятости населения в результате сокращения мест приложения труда.

В этой связи человеческий капитал территории можно разделить на виртуальный и реальный:

— под реальным человеческим капиталом будем понимать реально работающих в экономике людей — тех, кто напрямую или в опосре­дованной форме участвует в создании территориального продукта: работники предприятий и учреждений, индивидуальные предпри­ниматели, домохозяйки, служащие государственных и муниципаль­ных учреждений и др. — независимо от уровня их трудовой заня­тости;

— под виртуальным человеческим капиталом будем понимать без­работных (они не создают блага), не занятых в личном подсобном хозяйстве трудоспособных пенсионеров, а также ту часть скрытых безработных, которые могут быть эффективно использованы в дру­гих организациях (предприятиях).

Интенсивное развитие коммуникаций внутри территориальных систем создает благоприятные предпосылки для формирования ор­ганизационной культуры территорий. Понятие «организационная культура» обычно «трактуется на основе двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации, и с точки зрения национальных культур. Этот последний аспект имеет особое значение в современных условиях интернационализа­ции и глобализации бизнеса». Углубляющиеся информационные связи населения регионов способствуют сближению людей в образе жизни, восприятии событий и явлений, отношении к труду, законно послушании, общественной практике и др. Развитие этого процесса может превращать региональные сообщества в корпорации, как бо­лее высокий уровень территориального единства населения. «Кор­поративная культура сообщества отражается в системе норм, кото­рые понимаются, одобряются и формируются всеми его членами. Эти основные ценности одновременно представляют собой про­грамму того, чего желает достичь сообщество».

На уровне регионов и поселений организационная культура тер­риторий имеет некоторые отличия, а именно:

— на уровне регионов содержательные элементы организационной культуры имеют в основном социально-экономический и политико- социальный характер;

— на уровне поселений организационная культура опосредована социально-этническими факторами, а также системой ограничений, как в личном поведении, так и в общественной практике.

«Организационная культура связана с широкой концептуальной базой, включающей убеждения людей, их взаимоотношения между собой и с внешней средой. Она покоится на психологии формиро­вания практического опыта, представляя собой ценностные ори­ентиры этого опыта». «Организационная культура испытывает влияние национальной культуры, нередко именно черты и харак­теристики национальной культуры дают ключ к пониманию осо­бенностей определенных элементов организационной культуры, отличающих деятельность тех или иных компаний».

В общем виде уровень организационной культуры региона может быть охарактеризован следующими показателями:

— законопослушание, дисциплинированность населения;

— толерантность (терпимость к инакомыслию, иным представле­ниям и поведению людей разных национальностей, возраста и уровня образования);

— наличие структурированной общей цели социально-экономи­ческой практики конкретного сообщества (основные дальние и ближ­ние планы развития региона в целом и его отдельных поселений);

— моральные установки и формы отношений между людьми;

— общая и профессиональная образованность по половозрастным группам;

— уровень организованности населения, его самодеятельная актив­ность, восприятие властных структур и хозяйственных организаций.

Чем выше уровень организационной культуры региона, тем больше его предрасположенность к инновациям, эффективному хо­зяйствованию, лучше условия для реализации интересов людей, выше уровень жизни.

Характерной особенностью последнего десятилетия является пози­ционирование в регионах многочисленных подразделений трансрегиональных и транснациональных вертикально интегрированных корпо­раций (Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Магнит, Метро, Филип Моррис, Пепсико, Ашан, ИКЕА и др.). Такие коммерческие подразделения, за­частую не являясь хозяйственно автономными организациями, не всту­пают в экономические отношения с территориальными администраци­ями. В то же время они активно и по сути дела бесплатно пользуются местными ресурсами: кадрами, коммуникациями, рыночной инфра­структурой, а также всеми компонентами воспроизводства наемного работника (ЖКХ, торговля, медицина, культурное обслуживание и т.п.). Это актуализирует проблему региональной координации хозяйственной практики вертикально интегрированных корпораций, придания ей сис­темного, сбалансированного по издержкам и платежам характера. Одной из активно обсуждаемых в научной литературе и публи­цистике тем является придание территориям инвестиционной привле­кательности. Некоторые авторы определяют ее как конкурентоспо­собность региона, что представляется не вполне корректным по следующим причинам. Во-первых, привлекательной для инвесторов может стать конкретная территория (регион, микрорегион, поселе­ние) и без какого-либо соревнования с другими территориями, а лишь в силу ее специфических качеств (ископаемые, энергоресурсы, кадры, климат, расположение, коммуникации и др.). Во-вторых, сама по себе межрегиональная конкуренция за инвестиции вряд ли может способствовать гармоничному развитию хозяйства страны. Практика показывает, что инвестор приходит туда, где он может по­лучить максимальную прибыль на инвестированный капитал, то есть добиться наибольшей степени эксплуатации работников и наимень­шей оплаты за материальные ресурсы. Естественно, что для балан­сировки ситуации такому «хищнику» должен быть противопоставлен оппонент в лице администрации региона, поселения.

Управление регионом требует систематического мониторинга со­циально-экономических процессов, как внутри региона, так и за его пределами. Это объясняется тем, что недоучет таких процессов в администрировании чреват значительными экономическими недо­борами и даже протестными акциями.

Отличительной особенностью регионального управления является высокая степень его обусловленности политическими приоритетами. Региональных и местных администраторов оценивает, прежде всего население, которое их избирает, назначает и снимает - непосред­ственно или опосредованно (через выборы либо протестные акции). Поэтому первым по значимости приоритетом регионального и муни­ципального управления выступает удовлетворение требований насе­ления, учет политического аспекта территориального хозяйствования.

На разных территориях существуют различные политические приоритеты, что придает территориальному управлению опреде­ленную специфику. Однако это не исключает использования общих моделей и схем управления территориями (регионального и муни­ципального администрирования), развивающих принципы, формы и методы классического менеджмента. Существуют устоявшиеся универсальные территориально-управленческие структуры и меха­низмы их функционирования, которые в ограниченной степени подвер­жены влиянию политических институтов. Практика свидетельствует о том, что смена руководителя региона или муниципалитета редко приводит к значительным изменениям в управленческом аппарате (несмотря на то, что после смены лидера аппарат набирается за­ново). Такая живучесть аппарата администраций объясняется прак­тической неизменностью функций территориального регулирова­ния жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-гражданского строительства, медицины, образования, бытового и торгового об­служивания населения. Естественно, что для эффективного регу­лирования в регионе и муниципальном образовании таких сфер требуется высокая квалификация и практический опыт специа­листов аппарата администраций.

Работники аппарата территориальной администрации (управ­ления) являются элементами сложной многозвенной структуры, из­менение которой возможно лишь на основе разработки и длитель­ного становления иной (новой) структурной организации. Она тре­бует систематической работы, совершенствования структуры аппарата региональных и муниципальных администраций, взвешен­ного проведения изменений.

И тем не менее в отличие от административно-управленческого аппарата хозяйственных организаций (заводов, строек, сельскохозяй­ственных и транспортных организаций и т.п.), учреждений (медицин­ских, образовательных и др.) структура и состав аппарата регио­нальных и муниципальных администраций менее стабильны. В по­следние годы проводятся систематические реорганизации аппарата территориальных органов, что наряду с некоторыми управленческими издержками имеет и положительные моменты. Такие реорганизации аппарата позволяют осуществлять обновление кадров, пополнение администраций новыми квалифицированными работниками. В то же время в таких сферах, как градостроительство и архитектура, управ­ление финансами, жилищно-коммунальное хозяйство, высокая сме­няемость кадров может привести к ослаблению системы управления.

В стабильности состава аппарата управления жизнеобеспечива­ющих отраслей территориального хозяйства существует опреде­ленная логика. Если фирма, производственное или иное пред­приятие может «уйти на каникулы», прервать на длительный период свою деятельность, то аппарат, осуществляющий управление такими сферами территориального хозяйства, как энергетика, водопроводно-канализационное хозяйство, транспорт, торговое и бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, не может прервать свою деятельность, поскольку это поставит под угрозу жизнеобеспе­чение социума. Служащие региональных и муниципальных адми­нистраций так же, как и в коммерческих организациях, пользуются трудовыми отпусками, однако это не останавливает функциониро­вание соответствующего аппарата.

Совокупность задач и функций управленческой деятельности региональных и муниципальных администраций очерчивает специфи­ческий набор форм и методов территориального администрирова­ния, построение соответствующих управленческих структур. Сис­тема регионального управления, наряду с использованием классических форм и методов научного управления организациями, содержит ряд особенностей. Это обусловлено повышенной измен­чивостью приоритетов в хозяйствовании и политических установок.

Врастание российской экономики в мирохозяйственные связи со­пряжено с двумя отчетливыми явлениями в управлении регионами: с дной стороны, глобализация территориально-общественной жизни (информация, товары, отношения), с другой - наполнение россий­ского регионального хозяйствования схемами и механизмами, адек­ватными мировым организационным моделям (конкуренция с ино­фирмами и др.).

Стратегия региональной организации строится исходя из ее глав­ных целей, которые подразделяются:

а) по критерию времени.

— стратегические (обычно на 5—10 лет);

- тактические (от 1 до 5 лет); оперативные (до одного года; задачи повседневной управ­ленческой деятельности);

б) по критерию значимости:

- особо приоритетные (ключевые);

- приоритетные;

- важные;

в) по критерию повторяемости:

- постоянно повторяющиеся;

- периодически повторяющиеся;

- неповторяющиеся (разовые);

г) по критерию структуры подсистемы региональной организации:

- для функциональной структуры;

- для линейно-штабной структуры;

- для дивизиональной структуры;

- для органической структуры.

Основные принципы построения модели дерева целей региональной организации (древовидного графа):

- главная цель, находящаяся на вершине графа, должна содер­жать описание конечного результата;

- при развертывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подцелей каждого последу­ющего уровня является необходимым и достаточным условием до­стижения цели предыдущего уровня;

- количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, организационной структуры, иерар­хии управления;

- при формулировке целей необходимо описывать планируемые результаты, а не способы их достижения;

- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представ­ляющие собой описание работ в определенные сроки.

Следует заметить, что наряду с вертикальной взаимосвязью це­лей регионального хозяйства, по мере развития информационных технологий и создания кластерных структур расширяются и гори­зонтальные связи в организационной структуре управления.

Как и в классическом менеджменте, основными функциями ре­гионального управления являются планирование, организация, мо­тивация, контроль и координация, которые, однако, имеют следу­ющие особенности.

Планирование, как непрерывно-дискретный процесс целеполага- ния в региональном управлении, включает следующие процедуры:

-установление целей и задач;

-разработку стратегий и программ;

- определение ресурсов;

-доведение планов до исполнителей.

Особенность планирования регионального хозяйства в конкурентно-рыночной экономике заключается в том, что в отличие от корпора­тивного и внутрифирменного, оно носит индикативный характер. Это означает, что основная часть планов региона формируется на основе получения плановой информации от организаций, непосредственно не зависимых от региональных властей. Это обстоятельство снижает сте­пень директивности плана, обращая его в согласительный документ.

Особенность функции организации в региональном управлении заключается в ее дискретно-непрерывном характере, который про­является, с одной стороны, в формировании организационных структур, с другой - в обеспечении их функционирования. Основ­ными задачами организации являются:

- распределение полномочий и ответственности;

- формирование организационной культуры региона.

Следует заметить, что явно выраженный в ряде регионов этниче­ский фактор оказывает двоякое влияние на управление экономиче­скими процессами. С одной стороны, он стабилизирует возника­ющие в процессе хозяйствования волны деловой активности, с дру­гой — сдерживает кардинальные новации, утяжеляет процесс движения кадров. Особенно активны позиции этнического фактора в малых по размеру регионах и муниципальных образованиях.

Мотивация в региональном управлении распространяется на сле­дующие две основных сферы: стимулирование целенаправленной деятельности расположенных в регионе объектов управления; сти­мулирование деятельности управленческого аппарата региональной и муниципальной администраций.

Контроль в региональном администрировании представляет собой количественную и качественную оценку и учет результатов деятель­ности управляемой подсистемы. Он включает следующие процедуры:

- сравнение достигнутого с планом;

- корректировка отклонений от плана и самого плана.

В процессе регионального управления контроль выступает как средство обратной связи. Результаты контроля дают основание для анализа хода реализации управленческого процесса и разработки корректив управленческих команд на перспективу. Поскольку про­цесс функционирования территориального хозяйства носит в основ­ном непрерывный характер, то контроль выполнения управленче­ских решений имеет форму систематического внесения корректиро­вок в этот процесс посредством новых управленческих команд.

Координация в региональном управлении имеет целью достижение согласованности в работе всех звеньев региональной организации путем установления между ними рациональных связей.

Центральным звеном региональной управленческой стратегии является стратегическое планирование, которое включает следующие этапы: первый - планирование стратегии; «второй — разработка программ, форм, методов реализации стра­тегии;

третий — оценка и контроль выполнения планов.

Одним из новых направлений в стратегическом управлении терри­ториями является заимствованная из корпоративного менеджмента «система управления по целям» (management by objectives), которая за­ключается в соблюдении следующих принципов:

- стратегия должна обеспечить достижение всех целей и задач региональной организации;

- каждое управленческое звено (сверху донизу) должно иметь четкие цели;

- цели и задачи всех управленческих звеньев согласуются в ра­курсе единой стратегической цели организации;

-субъекты и объекты регионального управления совместно фор­мируют иерархию целей и сообща их достигают.

Достижение стратегических целей регионального управления осу­ществляется посредством совокупности методов, именуемых тактикой, которая базируется на принципе соответствия между структурой, куль­турой, формами, методами управления организацией и ее стратегией.

Высокая изменчивость среды и целевых установок региональных организаций обусловливают необходимость проведения системати­ческих изменений в управленческой практике. Выделяются следу­ющие принципы проведения изменений в региональной организации:

- изменения направлены на достижение целей региональной стратегии;

- изменения обеспечивают решение приоритетных задач;

- системы контроля обеспечивают оценку стратегических изме­нений;

- создается специальный орган для проведения изменений (ре­гиональная дирекция проекта изменений);

-в разработку проекта изменений включается максимальное число предполагаемых участников процесса их реализации (работники адми­нистрации, депутаты, хозяйственные организации, население и др.).

Управление региональным хозяйством предполагает необходимость координации деятельности многочисленных хозяйственных организа­ций различной организационно-правовой формы, отраслевой специ­фики и размеров. Одним из путей решения этой задачи является созда­ние укрупненных хозяйственных формирований. Традиционными в российской хозяйственной практике формами интегрированных струк­тур являются: холдинги, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ). Как правило, такие структуры не ограничиваются тер­риторией одного административного региона, что осложняет проблему территориальной координации их деятельности.

В последние годы получает распространение такая относительно новая форма интегрированных структур, как предпринимательские сети. Это — кластеры, производственные сообщества, виртуальные корпорации и др. В такой сети входящие в нее предприятия выпол­няют специфические роли и рассматриваются как субъекты хозяй­ственных связей и партнеры в системе хозяйствующих организаций. Система построения предпринимательских сетей позволяет придать им региональный характер путем приглашения в них участников из одного региона и посредством этого ориентировать на решение стра­тегических задач территории. Однако если для крупного региона такая задача имеет решение, то для малого вряд ли — по причине малочисленности соответствующих предприятий. В этом случае мо­гут оказаться эффективными предпринимательские сети, создава­емые для малых регионов, ассоциированных в экономические группы.

В числе достоинств предпринимательских сетей для регионального хозяйствования можно выделить следующие:

— единая для участников система ценностей, которая опосредо­вана региональными интересами (взаимные обязательства фирм и групповые интересы; региональные преференции и др.);

— организационно-управленческое взаимодействие участников на основе выделения руководящего звена, непосредственно взаимо­действующего с региональными властями;

— сокращение трансакционных издержек, взаимный обмен тех­нологиями и ноу-хау, объединенный маркетинг;

— общее решение проблемы кадрового обеспечения (профессио­нальная учеба, повышение квалификации, контроль перетока кадров между участниками и др.).

В современной мировой практике получает развитие такая форма организации бизнеса, как виртуальная корпорация. Она представляет собой интеграцию фирм на базе информационных систем. В нее вхо­дят на постоянной либо временной основе разработчики конструк­торской документации, поставщики комплектующих изделий и ма­териалов, сборочные производства, маркетинговые организации и др. Развитие виртуальных корпораций требует пересмотра тради­ционных границ предприятий (размывание, выход за пределы реги­она), что в перспективе может потребовать новых методов их терри­ториальной координации.

В соответствии с современными императивами в региональном управлении выделяются следующие модели аппарата региональных администраций:

1) организация рациональной бюрократии. Главное здесь — связи работ­ников аппарата между собой, а также с внешними ведомствами,

ОГ)7

2) хозяйственными и общественными формированиями и др.; организация как коллектив людей, выполняющих общую работу по принципу разделения и кооперации труда. Здесь аппарат строится исходя из принципа, что важнейшим фактором реше­ния его управленческих задач является администратор как со­циальный деятель;

3) организация как общественное образование, в деятельности кото­рого заинтересованы различные группы как внутри, так и вне ее границ. В этом ракурсе цели административного аппарата трак­туются не только в плане функционирования территориального хозяйства, но и с позиций удовлетворения различных запросов населения.

На практике в чистом виде не применяется ни одна из вышена­званных моделей, но их комбинация в аппарате региональной адми­нистрации применительно к конкретным управленческим задачам может способствовать повышению его эффективности.

Сердцевину регионального управления составляет принятие ре­шений. Исходным мотивом для разработки и принятия решения выступает проблемная ситуация, под которой понимается несоот­ветствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям регионального управления. К возник­новению проблемной ситуации могут приводить следующие при­чины: отклонение фактических параметров от целевых; возмож­ность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких- либо превентивных мер; изменение целей управления регионом. В разрешении проблемной ситуации возможны различные вари­анты действий.

Критерием принятия управленческого решения выступает требова­ние, отражающее одну из сторон системы предпочтений. Он позво­ляет ответить на один из следующих вопросов:

1) является ли альтернатива допустимой (может ли она быть реаль­ным вариантом решения);

2) может ли альтернатива быть удовлетворительной (можно ли ее рассматривать как решение независимо от других альтернатив);

3) какая из альтернатив лучше (по группе подлежащих сравнению показателей).

Под лицом, принимающим решение (ЛПР), понимается один работник управленческого аппарата или группа людей (департа­мент, управление, отдел, сектор), на которых возложена функция окончательного выбора одного из возможных вариантов (альтерна­тив) решения. В аппарате региональной администрации решение группы работников одного или нескольких отделов оформляет своим вердиктом (постановлением, распоряжением, договором и др.) соответствующий руководитель (глава администрации, его за­меститель, руководитель департамента, начальник управления и др.), который и несет за данное решение персональную ответ­ственность.

Принято выделять три стадии разработки управленческого ре­шения:

первая — разведывательная (выявление проблемы и постановка следующей задачи: что решить; в какое время; какими средствами);

вторая — проектная (проектирование альтернатив; построение информационной модели проблемной ситуации);

третья - выбор (оставление единственного варианта).

Современные тенденции в региональном управлении проявля­ются во все более широком подключении компьютерных систем к творческим элементам разведывательной и проектной стадий про­цесса разработки управленческих решений.

В качестве основного метода анализа вариантов решений при многих критериях, что характерно для задач регионального хозяй­ствования, обычно используется балльная оценка факторов с вы­ставлением коэффициента их значимости (весового коэффици­ента).

Принятие управленческого решения предполагает риск его не­исполнения, ненадлежащего выполнения, а также неполучения планируемого результата по иным причинам. В управлении такой крупной социально-экономической системой, какую представляет собой современный российский регион, оценка уровня риска управленческого решения имеет очень важное значение. Ведь по­следствия неверного решения могут оказаться даже катастрофи­ческими. В региональной управленческой практике в основном применяют статистический метод исследования риска и эксперт­ную оценку риска.

Статистический метод исследования риска основывается на изу­чении статистических данных прошлого периода и их экстраполяции на будущее. Наряду с оценкой риска через дисперсию результатив­ного показателя при статистическом подходе используется метод построения уравнения линейной регрессии (зависимости) интег­рального показателя от изменения одного из элементов.

Экспертная оценка риска заключается в структуризации источни­ков риска, их раздельной оценке (обычно в баллах) и составлении интегрированного показателя величины риска.

На основании полученных двумя вышеназванными методами расчетных значений риска управленческого решения делается общая оценка и выносится управленческий вердикт.

В деятельности региональной администрации разработка управ­ленческих решений, их принятие и реализация составляют непре­рывный процесс, который и является главным содержанием регио­нального управления, его стратегией и тактикой.

Контрольные вопросы

1. Что означает «этноэкономика»; какова ее роль в территориальном хо­зяйствовании?

2. Какими основными показателями характеризуется кадровый потенциал региона?

3. Дайте определение термину «организационная культура региона». Ка­кими качествами она характеризуется?

4. Назовите основные принципы современного регионального управления.

5. Назовите основные принципы построения модели дерева целей регио­нального управления.

6. Каковы основные функции регионального управления?

7. Назовите основные этапы стратегического планирования в регионе.

8. В чем привлекательность предпринимательских сетей для управления экономикой современного региона?

9. Опишите роль информационных технологий в разработке решений территориальных администраций и их выполнении.

 

Вопрос 2. Региональное управление как экономическая наука и обществен­ная практика востребовано, поскольку без него регион не может функционировать как социально-экономическая целостность, в ко­торой заинтересованы и современное государство, построенное на рыночных принципах хозяйствования, и население соответствующих территорий. Его значительная часть экономически самостоятельна и полагается на собственные силы. Однако остается много тех, кто нуждается в социальной защите, которая в условиях рынка требует новых форм организации.

Делегирование управленческих функций из федерального центра в регионы соответствующим порядком повышает ответственность региональных властей (законодательных и исполнительных) за эко­номическое развитие территорий, состояние социальной сферы. Это обстоятельство актуализирует проблему совершенствования техноло­гии управления региональным хозяйством применительно к новым условиям. А поскольку для настоящего времени характерна высокая изменчивость среды на мега- и макроуровне, то и процесс совершен­ствования регионального управления должен носить практически перманентный характер. «Потребность в координации была един­ственным фактором, который привел к зарождению менеджмента как общепризнанной науки... Менеджмент и возник для того, чтобы взять на себя ответственность за координацию»1. Научное управ­ление региональным хозяйством России стало общепризнанным

институтом, и хаос, которым характеризовался период поиска его эффективных форм на рубеже XX и XXI вв., сменился вполне опре­деленной системой, которая в условиях волатильности среды, тем не менее, требует постоянного совершенствования.

Понятие «научноеуправление» впервые ввел в оборот не теоретик управления, а представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандвейс в деле «Истерн Рейте» в 1910 г. Тем не менее многие исследователи считают родоначальником научного управления дру­гого представителя Северо-Американских Соединенных Штатов — Фредерика Уинслоу Тейлора (Frederic Winslow Taylor, 1856—1915), который посвятил свою сравнительно недолгую жизнь исследова­ниям операций производственных процессов. Возникновение тер­мина «менеджмент» (management) как экономической категории совпадаете появлением научных публикаций Ф.У. Тейлора. Он имеет американское происхождение и дословно не переводится. В англо­говорящих странах этот термин употребляется довольно широко, но в основном применительно к управлению фирмами. Тем не менее, в последнее время, особенно в США и России, термин «менеджмент» стали применять и в отношении непредпринимательских структур, а именно - в форме государственного, регионального, муниципаль­ного, образовательного, медицинского и прочего менеджмента. На­ряду со словом «менеджмент» существуют и специальные английские термины относительно управления в государственных и обществен­ных организациях. В частности, в государственном управлении за­частую используется термин government administration (правитель­ственная администрация). В управлении общественными организа­циями употребляется термин public administration («общественная администрация»). В непосредственном управлении неживой приро­дой применяется термин control («контроль»).

Одним из первых, кто предложил разбивать организации на состав­ные элементы и регламентировать функции управленцев, был немец­кий социолог (по профессии инженер) Макс Вебер (1864—1920). Он впервые теоретически обосновал различные варианты бюрокра­тических (административных) структур. Его же многие считают авто­ром слова «бюрократ» (сила стола; сила человека, сидящего за сто­лом, — работника управленческого аппарата).

Технология управления региональным хозяйством включает создание, структурирование и организацию функционирования управленческого аппарата, а также разработку и организацию силами этого аппарата условий для целенаправленного функционирования регионального со­циально-экономического комплекса. Поскольку управление имеет си­туационный характер, постольку оно требует постоянного мониторинга состояния регионального хозяйства и систематического анализа возни­кающих ситуаций. Для анализа конкретных ситуаций требуются: знания (структурированная информация); дополнительная информация; аналитический аппарат (методики, инструменты, люди).

На основе анализа конкретных ситуаций региональные админис­трации принимают управленческие решения и организуют их вы­полнение в соответствии с разработанной стратегией.

Региональное управление реализуется путем воздействия на орга­низации, коллективы и отдельных исполнителей с целью побужде­ния их к деятельности в направлении достижения стратегических или тактических целей. Процесс управления осуществляется как в отношении субъектов регионального хозяйства, так и внутри управ­ленческого аппарата (подбор специалистов, обучение, перемещение, группирование, мотивация труда и др.).

Управленческий цикл в регионе включает следующие этапы:

- сбор необходимой информации об объекте управления;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: