1. Системно-содержательный аспект регионального управления.
2. Технология управления региональным хозяйством.
3. Коммуникации в региональном управлении.
4. Экономическая эффективность районирования.
5. Организационная структура управления экономикой региона активного типа.
Вопрос 1. Для управления регионами требуются стратегические установки, базирующиеся на общей региональной политике. «Региональная политика в современном понимании представляет собой совокупность идей, принципов, задач, намерений и действий, которые реализуются государством для достижения и сохранения определенного пространственного социально-экономического равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных интересов».
Исторически сложившаяся многонациональная структура населения России представляет собой особенную общность народностей, этнических и социальных групп - как сконцентрированных в конкретных регионах, так и рассредоточенных по территории страны, которую сегодня именуют российским народом, россиянами. Высокую устойчивость такой общности подтверждает ее непоколебимость в результате социально-экономических коллапсов в начале (две революции), середине (репрессии, Великая Отечественная война, голод) и конце (смена способа производства и государственных политических институтов) прошлого века. Тем не менее, происшедший на рубеже 1990-х годов распад СССР свидетельствует о том, что недоучет сепаратистских настроений и действий администраторов в регионах компактного проживания народностей и этнических групп может привести к распаду России подобно тому, как это случилось с Советским Союзом.
|
Расширение демократических начал и свобод самовыражения актуализирует проблему социального управления регионами средствами политических институтов. Требует совершенствования практика регулирования межэтнических взаимоотношений в муниципальных образованиях.
Социальное развитие территорий обусловлено двумя главными ресурсами роста — финансами и кадрами. Причем последние выступают и как субъект (администраторы) инновационного развития, и как объект (управляемые работники), и как продукт (технология «воспитывает» персонал), и как конечный потребитель результата (социальные блага создаются для людей).
Результатом использования людей в развивающемся хозяйстве становится повышение их интеллектуальных качеств (умения, знания, общей культуры), которые имеют тенденцию к безграничному росту. Чем выше численность работников, задействованных в территориальном хозяйстве (материальное производство, услуги), тем, как правило, больше объем создаваемых ими ценностей.
В управлении хозяйством территорий при оценке кадрового потенциала (текущего и перспективного) необходимо выделять его две важные возрастные составляющие — пенсионеры и дети. Первая группа - сокращающийся ресурс трудоиспользования, вторая — нарастающий. Поэтому для получения даже общей картины трудовых ресурсов экономического развития территории необходимо иметь три показателя:
— общая численность населения;
— численность пенсионеров;
— численность детей нетрудоспособного возраста.
Рост доли неработающих пенсионеров в составе населения ослабляет возможности саморазвития территории. В этой связи целесообразно выделять ту часть лиц пенсионного возраста, которые могут участвовать в производстве в соответствии с имеющейся квалификацией (в Германии — мужчины и женщины в возрасте до 65 лет; принято решение о поэтапном повышении пенсионного возраста во Франции).
|
Соотношение численности занятых в экономике и числа пенсионеров в разрезе российских регионов существенно различается, что вызвано разнообразными факторами. В числе общих причин такого явления можно выделить:
— старение населения в промышленных регионах в результате сокращения рождаемости и эмиграции (выезда) молодежи;
— общее снижение трудовой занятости населения в результате сокращения мест приложения труда.
В этой связи человеческий капитал территории можно разделить на виртуальный и реальный:
— под реальным человеческим капиталом будем понимать реально работающих в экономике людей — тех, кто напрямую или в опосредованной форме участвует в создании территориального продукта: работники предприятий и учреждений, индивидуальные предприниматели, домохозяйки, служащие государственных и муниципальных учреждений и др. — независимо от уровня их трудовой занятости;
— под виртуальным человеческим капиталом будем понимать безработных (они не создают блага), не занятых в личном подсобном хозяйстве трудоспособных пенсионеров, а также ту часть скрытых безработных, которые могут быть эффективно использованы в других организациях (предприятиях).
|
Интенсивное развитие коммуникаций внутри территориальных систем создает благоприятные предпосылки для формирования организационной культуры территорий. Понятие «организационная культура» обычно «трактуется на основе двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации, и с точки зрения национальных культур. Этот последний аспект имеет особое значение в современных условиях интернационализации и глобализации бизнеса». Углубляющиеся информационные связи населения регионов способствуют сближению людей в образе жизни, восприятии событий и явлений, отношении к труду, законно послушании, общественной практике и др. Развитие этого процесса может превращать региональные сообщества в корпорации, как более высокий уровень территориального единства населения. «Корпоративная культура сообщества отражается в системе норм, которые понимаются, одобряются и формируются всеми его членами. Эти основные ценности одновременно представляют собой программу того, чего желает достичь сообщество».
На уровне регионов и поселений организационная культура территорий имеет некоторые отличия, а именно:
— на уровне регионов содержательные элементы организационной культуры имеют в основном социально-экономический и политико- социальный характер;
— на уровне поселений организационная культура опосредована социально-этническими факторами, а также системой ограничений, как в личном поведении, так и в общественной практике.
«Организационная культура связана с широкой концептуальной базой, включающей убеждения людей, их взаимоотношения между собой и с внешней средой. Она покоится на психологии формирования практического опыта, представляя собой ценностные ориентиры этого опыта». «Организационная культура испытывает влияние национальной культуры, нередко именно черты и характеристики национальной культуры дают ключ к пониманию особенностей определенных элементов организационной культуры, отличающих деятельность тех или иных компаний».
В общем виде уровень организационной культуры региона может быть охарактеризован следующими показателями:
— законопослушание, дисциплинированность населения;
— толерантность (терпимость к инакомыслию, иным представлениям и поведению людей разных национальностей, возраста и уровня образования);
— наличие структурированной общей цели социально-экономической практики конкретного сообщества (основные дальние и ближние планы развития региона в целом и его отдельных поселений);
— моральные установки и формы отношений между людьми;
— общая и профессиональная образованность по половозрастным группам;
— уровень организованности населения, его самодеятельная активность, восприятие властных структур и хозяйственных организаций.
Чем выше уровень организационной культуры региона, тем больше его предрасположенность к инновациям, эффективному хозяйствованию, лучше условия для реализации интересов людей, выше уровень жизни.
Характерной особенностью последнего десятилетия является позиционирование в регионах многочисленных подразделений трансрегиональных и транснациональных вертикально интегрированных корпораций (Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Магнит, Метро, Филип Моррис, Пепсико, Ашан, ИКЕА и др.). Такие коммерческие подразделения, зачастую не являясь хозяйственно автономными организациями, не вступают в экономические отношения с территориальными администрациями. В то же время они активно и по сути дела бесплатно пользуются местными ресурсами: кадрами, коммуникациями, рыночной инфраструктурой, а также всеми компонентами воспроизводства наемного работника (ЖКХ, торговля, медицина, культурное обслуживание и т.п.). Это актуализирует проблему региональной координации хозяйственной практики вертикально интегрированных корпораций, придания ей системного, сбалансированного по издержкам и платежам характера. Одной из активно обсуждаемых в научной литературе и публицистике тем является придание территориям инвестиционной привлекательности. Некоторые авторы определяют ее как конкурентоспособность региона, что представляется не вполне корректным по следующим причинам. Во-первых, привлекательной для инвесторов может стать конкретная территория (регион, микрорегион, поселение) и без какого-либо соревнования с другими территориями, а лишь в силу ее специфических качеств (ископаемые, энергоресурсы, кадры, климат, расположение, коммуникации и др.). Во-вторых, сама по себе межрегиональная конкуренция за инвестиции вряд ли может способствовать гармоничному развитию хозяйства страны. Практика показывает, что инвестор приходит туда, где он может получить максимальную прибыль на инвестированный капитал, то есть добиться наибольшей степени эксплуатации работников и наименьшей оплаты за материальные ресурсы. Естественно, что для балансировки ситуации такому «хищнику» должен быть противопоставлен оппонент в лице администрации региона, поселения.
Управление регионом требует систематического мониторинга социально-экономических процессов, как внутри региона, так и за его пределами. Это объясняется тем, что недоучет таких процессов в администрировании чреват значительными экономическими недоборами и даже протестными акциями.
Отличительной особенностью регионального управления является высокая степень его обусловленности политическими приоритетами. Региональных и местных администраторов оценивает, прежде всего население, которое их избирает, назначает и снимает - непосредственно или опосредованно (через выборы либо протестные акции). Поэтому первым по значимости приоритетом регионального и муниципального управления выступает удовлетворение требований населения, учет политического аспекта территориального хозяйствования.
На разных территориях существуют различные политические приоритеты, что придает территориальному управлению определенную специфику. Однако это не исключает использования общих моделей и схем управления территориями (регионального и муниципального администрирования), развивающих принципы, формы и методы классического менеджмента. Существуют устоявшиеся универсальные территориально-управленческие структуры и механизмы их функционирования, которые в ограниченной степени подвержены влиянию политических институтов. Практика свидетельствует о том, что смена руководителя региона или муниципалитета редко приводит к значительным изменениям в управленческом аппарате (несмотря на то, что после смены лидера аппарат набирается заново). Такая живучесть аппарата администраций объясняется практической неизменностью функций территориального регулирования жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-гражданского строительства, медицины, образования, бытового и торгового обслуживания населения. Естественно, что для эффективного регулирования в регионе и муниципальном образовании таких сфер требуется высокая квалификация и практический опыт специалистов аппарата администраций.
Работники аппарата территориальной администрации (управления) являются элементами сложной многозвенной структуры, изменение которой возможно лишь на основе разработки и длительного становления иной (новой) структурной организации. Она требует систематической работы, совершенствования структуры аппарата региональных и муниципальных администраций, взвешенного проведения изменений.
И тем не менее в отличие от административно-управленческого аппарата хозяйственных организаций (заводов, строек, сельскохозяйственных и транспортных организаций и т.п.), учреждений (медицинских, образовательных и др.) структура и состав аппарата региональных и муниципальных администраций менее стабильны. В последние годы проводятся систематические реорганизации аппарата территориальных органов, что наряду с некоторыми управленческими издержками имеет и положительные моменты. Такие реорганизации аппарата позволяют осуществлять обновление кадров, пополнение администраций новыми квалифицированными работниками. В то же время в таких сферах, как градостроительство и архитектура, управление финансами, жилищно-коммунальное хозяйство, высокая сменяемость кадров может привести к ослаблению системы управления.
В стабильности состава аппарата управления жизнеобеспечивающих отраслей территориального хозяйства существует определенная логика. Если фирма, производственное или иное предприятие может «уйти на каникулы», прервать на длительный период свою деятельность, то аппарат, осуществляющий управление такими сферами территориального хозяйства, как энергетика, водопроводно-канализационное хозяйство, транспорт, торговое и бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, не может прервать свою деятельность, поскольку это поставит под угрозу жизнеобеспечение социума. Служащие региональных и муниципальных администраций так же, как и в коммерческих организациях, пользуются трудовыми отпусками, однако это не останавливает функционирование соответствующего аппарата.
Совокупность задач и функций управленческой деятельности региональных и муниципальных администраций очерчивает специфический набор форм и методов территориального администрирования, построение соответствующих управленческих структур. Система регионального управления, наряду с использованием классических форм и методов научного управления организациями, содержит ряд особенностей. Это обусловлено повышенной изменчивостью приоритетов в хозяйствовании и политических установок.
Врастание российской экономики в мирохозяйственные связи сопряжено с двумя отчетливыми явлениями в управлении регионами: с дной стороны, глобализация территориально-общественной жизни (информация, товары, отношения), с другой - наполнение российского регионального хозяйствования схемами и механизмами, адекватными мировым организационным моделям (конкуренция с инофирмами и др.).
Стратегия региональной организации строится исходя из ее главных целей, которые подразделяются:
а) по критерию времени.
— стратегические (обычно на 5—10 лет);
- тактические (от 1 до 5 лет); оперативные (до одного года; задачи повседневной управленческой деятельности);
б) по критерию значимости:
- особо приоритетные (ключевые);
- приоритетные;
- важные;
в) по критерию повторяемости:
- постоянно повторяющиеся;
- периодически повторяющиеся;
- неповторяющиеся (разовые);
г) по критерию структуры подсистемы региональной организации:
- для функциональной структуры;
- для линейно-штабной структуры;
- для дивизиональной структуры;
- для органической структуры.
Основные принципы построения модели дерева целей региональной организации (древовидного графа):
- главная цель, находящаяся на вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
- при развертывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило: реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
- количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, организационной структуры, иерархии управления;
- при формулировке целей необходимо описывать планируемые результаты, а не способы их достижения;
- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой описание работ в определенные сроки.
Следует заметить, что наряду с вертикальной взаимосвязью целей регионального хозяйства, по мере развития информационных технологий и создания кластерных структур расширяются и горизонтальные связи в организационной структуре управления.
Как и в классическом менеджменте, основными функциями регионального управления являются планирование, организация, мотивация, контроль и координация, которые, однако, имеют следующие особенности.
Планирование, как непрерывно-дискретный процесс целеполага- ния в региональном управлении, включает следующие процедуры:
-установление целей и задач;
-разработку стратегий и программ;
- определение ресурсов;
-доведение планов до исполнителей.
Особенность планирования регионального хозяйства в конкурентно-рыночной экономике заключается в том, что в отличие от корпоративного и внутрифирменного, оно носит индикативный характер. Это означает, что основная часть планов региона формируется на основе получения плановой информации от организаций, непосредственно не зависимых от региональных властей. Это обстоятельство снижает степень директивности плана, обращая его в согласительный документ.
Особенность функции организации в региональном управлении заключается в ее дискретно-непрерывном характере, который проявляется, с одной стороны, в формировании организационных структур, с другой - в обеспечении их функционирования. Основными задачами организации являются:
- распределение полномочий и ответственности;
- формирование организационной культуры региона.
Следует заметить, что явно выраженный в ряде регионов этнический фактор оказывает двоякое влияние на управление экономическими процессами. С одной стороны, он стабилизирует возникающие в процессе хозяйствования волны деловой активности, с другой — сдерживает кардинальные новации, утяжеляет процесс движения кадров. Особенно активны позиции этнического фактора в малых по размеру регионах и муниципальных образованиях.
Мотивация в региональном управлении распространяется на следующие две основных сферы: стимулирование целенаправленной деятельности расположенных в регионе объектов управления; стимулирование деятельности управленческого аппарата региональной и муниципальной администраций.
Контроль в региональном администрировании представляет собой количественную и качественную оценку и учет результатов деятельности управляемой подсистемы. Он включает следующие процедуры:
- сравнение достигнутого с планом;
- корректировка отклонений от плана и самого плана.
В процессе регионального управления контроль выступает как средство обратной связи. Результаты контроля дают основание для анализа хода реализации управленческого процесса и разработки корректив управленческих команд на перспективу. Поскольку процесс функционирования территориального хозяйства носит в основном непрерывный характер, то контроль выполнения управленческих решений имеет форму систематического внесения корректировок в этот процесс посредством новых управленческих команд.
Координация в региональном управлении имеет целью достижение согласованности в работе всех звеньев региональной организации путем установления между ними рациональных связей.
Центральным звеном региональной управленческой стратегии является стратегическое планирование, которое включает следующие этапы: первый - планирование стратегии; «второй — разработка программ, форм, методов реализации стратегии;
третий — оценка и контроль выполнения планов.
Одним из новых направлений в стратегическом управлении территориями является заимствованная из корпоративного менеджмента «система управления по целям» (management by objectives), которая заключается в соблюдении следующих принципов:
- стратегия должна обеспечить достижение всех целей и задач региональной организации;
- каждое управленческое звено (сверху донизу) должно иметь четкие цели;
- цели и задачи всех управленческих звеньев согласуются в ракурсе единой стратегической цели организации;
-субъекты и объекты регионального управления совместно формируют иерархию целей и сообща их достигают.
Достижение стратегических целей регионального управления осуществляется посредством совокупности методов, именуемых тактикой, которая базируется на принципе соответствия между структурой, культурой, формами, методами управления организацией и ее стратегией.
Высокая изменчивость среды и целевых установок региональных организаций обусловливают необходимость проведения систематических изменений в управленческой практике. Выделяются следующие принципы проведения изменений в региональной организации:
- изменения направлены на достижение целей региональной стратегии;
- изменения обеспечивают решение приоритетных задач;
- системы контроля обеспечивают оценку стратегических изменений;
- создается специальный орган для проведения изменений (региональная дирекция проекта изменений);
-в разработку проекта изменений включается максимальное число предполагаемых участников процесса их реализации (работники администрации, депутаты, хозяйственные организации, население и др.).
Управление региональным хозяйством предполагает необходимость координации деятельности многочисленных хозяйственных организаций различной организационно-правовой формы, отраслевой специфики и размеров. Одним из путей решения этой задачи является создание укрупненных хозяйственных формирований. Традиционными в российской хозяйственной практике формами интегрированных структур являются: холдинги, ассоциации, финансово-промышленные группы (ФПГ). Как правило, такие структуры не ограничиваются территорией одного административного региона, что осложняет проблему территориальной координации их деятельности.
В последние годы получает распространение такая относительно новая форма интегрированных структур, как предпринимательские сети. Это — кластеры, производственные сообщества, виртуальные корпорации и др. В такой сети входящие в нее предприятия выполняют специфические роли и рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе хозяйствующих организаций. Система построения предпринимательских сетей позволяет придать им региональный характер путем приглашения в них участников из одного региона и посредством этого ориентировать на решение стратегических задач территории. Однако если для крупного региона такая задача имеет решение, то для малого вряд ли — по причине малочисленности соответствующих предприятий. В этом случае могут оказаться эффективными предпринимательские сети, создаваемые для малых регионов, ассоциированных в экономические группы.
В числе достоинств предпринимательских сетей для регионального хозяйствования можно выделить следующие:
— единая для участников система ценностей, которая опосредована региональными интересами (взаимные обязательства фирм и групповые интересы; региональные преференции и др.);
— организационно-управленческое взаимодействие участников на основе выделения руководящего звена, непосредственно взаимодействующего с региональными властями;
— сокращение трансакционных издержек, взаимный обмен технологиями и ноу-хау, объединенный маркетинг;
— общее решение проблемы кадрового обеспечения (профессиональная учеба, повышение квалификации, контроль перетока кадров между участниками и др.).
В современной мировой практике получает развитие такая форма организации бизнеса, как виртуальная корпорация. Она представляет собой интеграцию фирм на базе информационных систем. В нее входят на постоянной либо временной основе разработчики конструкторской документации, поставщики комплектующих изделий и материалов, сборочные производства, маркетинговые организации и др. Развитие виртуальных корпораций требует пересмотра традиционных границ предприятий (размывание, выход за пределы региона), что в перспективе может потребовать новых методов их территориальной координации.
В соответствии с современными императивами в региональном управлении выделяются следующие модели аппарата региональных администраций:
1) организация рациональной бюрократии. Главное здесь — связи работников аппарата между собой, а также с внешними ведомствами,
ОГ)7 |
2) хозяйственными и общественными формированиями и др.; организация как коллектив людей, выполняющих общую работу по принципу разделения и кооперации труда. Здесь аппарат строится исходя из принципа, что важнейшим фактором решения его управленческих задач является администратор как социальный деятель;
3) организация как общественное образование, в деятельности которого заинтересованы различные группы как внутри, так и вне ее границ. В этом ракурсе цели административного аппарата трактуются не только в плане функционирования территориального хозяйства, но и с позиций удовлетворения различных запросов населения.
На практике в чистом виде не применяется ни одна из вышеназванных моделей, но их комбинация в аппарате региональной администрации применительно к конкретным управленческим задачам может способствовать повышению его эффективности.
Сердцевину регионального управления составляет принятие решений. Исходным мотивом для разработки и принятия решения выступает проблемная ситуация, под которой понимается несоответствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям регионального управления. К возникновению проблемной ситуации могут приводить следующие причины: отклонение фактических параметров от целевых; возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких- либо превентивных мер; изменение целей управления регионом. В разрешении проблемной ситуации возможны различные варианты действий.
Критерием принятия управленческого решения выступает требование, отражающее одну из сторон системы предпочтений. Он позволяет ответить на один из следующих вопросов:
1) является ли альтернатива допустимой (может ли она быть реальным вариантом решения);
2) может ли альтернатива быть удовлетворительной (можно ли ее рассматривать как решение независимо от других альтернатив);
3) какая из альтернатив лучше (по группе подлежащих сравнению показателей).
Под лицом, принимающим решение (ЛПР), понимается один работник управленческого аппарата или группа людей (департамент, управление, отдел, сектор), на которых возложена функция окончательного выбора одного из возможных вариантов (альтернатив) решения. В аппарате региональной администрации решение группы работников одного или нескольких отделов оформляет своим вердиктом (постановлением, распоряжением, договором и др.) соответствующий руководитель (глава администрации, его заместитель, руководитель департамента, начальник управления и др.), который и несет за данное решение персональную ответственность.
Принято выделять три стадии разработки управленческого решения:
первая — разведывательная (выявление проблемы и постановка следующей задачи: что решить; в какое время; какими средствами);
вторая — проектная (проектирование альтернатив; построение информационной модели проблемной ситуации);
третья - выбор (оставление единственного варианта).
Современные тенденции в региональном управлении проявляются во все более широком подключении компьютерных систем к творческим элементам разведывательной и проектной стадий процесса разработки управленческих решений.
В качестве основного метода анализа вариантов решений при многих критериях, что характерно для задач регионального хозяйствования, обычно используется балльная оценка факторов с выставлением коэффициента их значимости (весового коэффициента).
Принятие управленческого решения предполагает риск его неисполнения, ненадлежащего выполнения, а также неполучения планируемого результата по иным причинам. В управлении такой крупной социально-экономической системой, какую представляет собой современный российский регион, оценка уровня риска управленческого решения имеет очень важное значение. Ведь последствия неверного решения могут оказаться даже катастрофическими. В региональной управленческой практике в основном применяют статистический метод исследования риска и экспертную оценку риска.
Статистический метод исследования риска основывается на изучении статистических данных прошлого периода и их экстраполяции на будущее. Наряду с оценкой риска через дисперсию результативного показателя при статистическом подходе используется метод построения уравнения линейной регрессии (зависимости) интегрального показателя от изменения одного из элементов.
Экспертная оценка риска заключается в структуризации источников риска, их раздельной оценке (обычно в баллах) и составлении интегрированного показателя величины риска.
На основании полученных двумя вышеназванными методами расчетных значений риска управленческого решения делается общая оценка и выносится управленческий вердикт.
В деятельности региональной администрации разработка управленческих решений, их принятие и реализация составляют непрерывный процесс, который и является главным содержанием регионального управления, его стратегией и тактикой.
Контрольные вопросы
1. Что означает «этноэкономика»; какова ее роль в территориальном хозяйствовании?
2. Какими основными показателями характеризуется кадровый потенциал региона?
3. Дайте определение термину «организационная культура региона». Какими качествами она характеризуется?
4. Назовите основные принципы современного регионального управления.
5. Назовите основные принципы построения модели дерева целей регионального управления.
6. Каковы основные функции регионального управления?
7. Назовите основные этапы стратегического планирования в регионе.
8. В чем привлекательность предпринимательских сетей для управления экономикой современного региона?
9. Опишите роль информационных технологий в разработке решений территориальных администраций и их выполнении.
Вопрос 2. Региональное управление как экономическая наука и общественная практика востребовано, поскольку без него регион не может функционировать как социально-экономическая целостность, в которой заинтересованы и современное государство, построенное на рыночных принципах хозяйствования, и население соответствующих территорий. Его значительная часть экономически самостоятельна и полагается на собственные силы. Однако остается много тех, кто нуждается в социальной защите, которая в условиях рынка требует новых форм организации.
Делегирование управленческих функций из федерального центра в регионы соответствующим порядком повышает ответственность региональных властей (законодательных и исполнительных) за экономическое развитие территорий, состояние социальной сферы. Это обстоятельство актуализирует проблему совершенствования технологии управления региональным хозяйством применительно к новым условиям. А поскольку для настоящего времени характерна высокая изменчивость среды на мега- и макроуровне, то и процесс совершенствования регионального управления должен носить практически перманентный характер. «Потребность в координации была единственным фактором, который привел к зарождению менеджмента как общепризнанной науки... Менеджмент и возник для того, чтобы взять на себя ответственность за координацию»1. Научное управление региональным хозяйством России стало общепризнанным
институтом, и хаос, которым характеризовался период поиска его эффективных форм на рубеже XX и XXI вв., сменился вполне определенной системой, которая в условиях волатильности среды, тем не менее, требует постоянного совершенствования.
Понятие «научноеуправление» впервые ввел в оборот не теоретик управления, а представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандвейс в деле «Истерн Рейте» в 1910 г. Тем не менее многие исследователи считают родоначальником научного управления другого представителя Северо-Американских Соединенных Штатов — Фредерика Уинслоу Тейлора (Frederic Winslow Taylor, 1856—1915), который посвятил свою сравнительно недолгую жизнь исследованиям операций производственных процессов. Возникновение термина «менеджмент» (management) как экономической категории совпадаете появлением научных публикаций Ф.У. Тейлора. Он имеет американское происхождение и дословно не переводится. В англоговорящих странах этот термин употребляется довольно широко, но в основном применительно к управлению фирмами. Тем не менее, в последнее время, особенно в США и России, термин «менеджмент» стали применять и в отношении непредпринимательских структур, а именно - в форме государственного, регионального, муниципального, образовательного, медицинского и прочего менеджмента. Наряду со словом «менеджмент» существуют и специальные английские термины относительно управления в государственных и общественных организациях. В частности, в государственном управлении зачастую используется термин government administration (правительственная администрация). В управлении общественными организациями употребляется термин public administration («общественная администрация»). В непосредственном управлении неживой природой применяется термин control («контроль»).
Одним из первых, кто предложил разбивать организации на составные элементы и регламентировать функции управленцев, был немецкий социолог (по профессии инженер) Макс Вебер (1864—1920). Он впервые теоретически обосновал различные варианты бюрократических (административных) структур. Его же многие считают автором слова «бюрократ» (сила стола; сила человека, сидящего за столом, — работника управленческого аппарата).
Технология управления региональным хозяйством включает создание, структурирование и организацию функционирования управленческого аппарата, а также разработку и организацию силами этого аппарата условий для целенаправленного функционирования регионального социально-экономического комплекса. Поскольку управление имеет ситуационный характер, постольку оно требует постоянного мониторинга состояния регионального хозяйства и систематического анализа возникающих ситуаций. Для анализа конкретных ситуаций требуются: знания (структурированная информация); дополнительная информация; аналитический аппарат (методики, инструменты, люди).
На основе анализа конкретных ситуаций региональные администрации принимают управленческие решения и организуют их выполнение в соответствии с разработанной стратегией.
Региональное управление реализуется путем воздействия на организации, коллективы и отдельных исполнителей с целью побуждения их к деятельности в направлении достижения стратегических или тактических целей. Процесс управления осуществляется как в отношении субъектов регионального хозяйства, так и внутри управленческого аппарата (подбор специалистов, обучение, перемещение, группирование, мотивация труда и др.).
Управленческий цикл в регионе включает следующие этапы:
- сбор необходимой информации об объекте управления;