Тема: Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире
1. Словарь педагогических терминов:
Абак________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аггелы___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Агоны___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Академия_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гимнасия_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматист_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дидаскал_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Эфебия__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сократическая беседа______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кифарист_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кологатия ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мусическая школа_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Риторские школы__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Палестра_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педоном_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педотриб_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как Вы понимаете следующие высказывания древнегреческих философов?
1. «Познай самого себя» (Сократ) ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. «О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения» (Протагор)__________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит)________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Составьте таблицу: «Общее и различное в идеалах и практике афинской и спартанской систем воспитания»
Характеристика | Афины | Спарта |
Государство и образование | ||
Цели воспитания | ||
Ступени воспитания | ||
Методы воспитания | ||
Воспитание и личность воспитанника | ||
Образцы учительства и ученичества |
4. Проанализируйте взгляды древнегреческих философов на вопросы воспитания
Демокрит | Сократ | Платон | Аристотель |
5. Составьте схему логики сократического метода из понятий. Раскройте их содержание: ирония, майевтика, индукция, определение.
Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры
Средневековья и Возрождения
1. Словарь педагогических терминов:
Рыцарское воспитание______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семь свободных искусств ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коллегия _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прокуратор _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Магистр __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте схему структуры средневекового университета используя ключевые понятия:Ректор, коллегия общежития, деканы, университетский суд, богословский, артистический, медицинский, юридический, бакалавриат, магистратура.
3. Приведите аргументы в пользу утверждения: В эпоху Возрождения «маятник качнулся в сторону индивида»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу:
Представители эпохи Возрождения | Основные педагогические идеи, труды |
Витторино да Фельтре (1378-1446) | |
Франсуа Рабле (1483-1553) | |
Эразм Роттердамский (1469-1536) | |
Томмазо Кампанелла (1568-1639) |
Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль в России с древних времен до конца XVIII века
1. Педагогический словарь:
Кумовство________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поучение_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мастера грамоты__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домострой________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Братская школа____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Во второй половине ХVII в.определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению. Проанализируйте их:
Направление | Его сторонники | Педагогические взгляды |
Латинофильское | ||
Византийско-русское | ||
Славяно-греколатинское | ||
Старообрядческо- начетническое |
3. Покажите суть школьных проектов екатерининской эпохи:
Автор | Проект |
Екатерина II | |
Н.И. Новиков | |
А.Н. Радищев | |
И.И. Бецкой |
4. Приведите доводы в пользу утверждения, что начало XVII в. оказалось переломным в истории школы и педагогической мысли России.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в эпоху Нового времени
1. Педагогический словарь:
Принцип природосообразности______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дидактика ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классно-урочная система___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свободное воспитание_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Продолжите фразу Я.А. Каменского «Я требую, чтобы у учеников всегда и везде совершенствовались:
1. Чувства - для …
2. Ум - для ….
3. Память – для …
4. Язык – для …
5. Рука – для …
6. Дух – для …
7. Сердце – для …
3. Заполните таблицу: Сравните педагогические воззрения на воспитание и образование.
Линия сравнения | Цели | Принципы | Содержание | Методы |
Я. Каменский | ||||
И.Ф. Гербарт | ||||
Г. Песталоцци | ||||
Ж.Ж. Руссо | ||||
Д. Локк | ||||
А. Дистервег |
4. Основные педагогические труды:
Основные педагогические труды | |
Я. Каменский | |
И.Ф. Гербарт | |
Г. Песталоцци | |
Ж.Ж. Руссо | |
Д. Локк | |
А. Дистервег |
5. Составьте кроссворды на тему «Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, А. Дистервена, И.Г. Песталоцци» (по выбору).
6. Назовите «Золотое правило дидактики»____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сравните педагогические воззрения на воспитание и образование.
Линия сравнения | Цели | Принципы | Содержание | Методы |
Я. Каменский | ||||
Г. Песталоцци | ||||
Ж.Ж. Руссо | ||||
Д. Локк |
8. Раскройте содержание взглядов Ж.Ж. Руссо на воспитание
Естественное | |
Трудовое | |
Физическое | |
Свободное | |
Отрицательное |
Тема: Школа и педагогика России с XIX до начало 90-х гг. XX в.
1. Заполните таблицу:
Представители отечественной педагогической мысли ХIХ в. | Вклад в педагогическую теорию и развитие отечественного образования |
Н.И. Пирогов | |
П.Ф. Лесгафт | |
П.П. Блонский | |
С.Т. Шацкий | |
В.А. Сухомлинский | |
А.С. Макаренко |
2. Поясните следующие высказывания выдающихся советских педагогов с учѐтом их педагогических идей:
«Настоящее воспитание даѐт сама жизнь» (С.Т. Шацкий)______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Остановка в развитии – смерть коллектива» (А.С. Макаренко)_________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Педагогический коллектив – единая воспитывающая сила» (В.А. Сухомлинский)___________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Охарактеризуйте различия в развитии школа в 20 и 30–е гг.
20–е годы | |
30–е годы |
4. Составление таблиц «Реформы отечественной школы
годы проведения реформы | цель реформы | результаты реформы | историческое значение реформы | |
«Реформы отечественной школы в 1917-1953 гг.» | ||||
«Реформы отечественной школы в 1954-1985 гг. | ||||
«Реформы отечественной школы в 1986-2002 гг.» |
Тесты самоконтроля