Экономическая сущность технических барьеров. Средства и предметы труда таможенных органов




Специальные защитные меры. Специальные защитные меры – это меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения специальной пошлины или импортной квоты.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таком количестве, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Обычно специальные, компенсационные и антидемпинговыепошлины (или особые виды пошлин) применяются страной либо в одностороннем порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны.

Для принятия решения о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер должны быть представлены неопровержимые доказательства причинно-следственной связи между импортом товаров и причиненным ущербом, нанесенным отечественным производителям или созданием угрозы причинения ущерба отечественным производителям. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Статьей 32 Федерального закона определено, что, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

1) необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

2) необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3) относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

4) применяются для защиты культурных ценностей;

5) необходимы для предотвращения исчерпанияневосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

6) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

7) необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;

8) необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

9) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащихмеждународным договорам России нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе:

а) применения таможенного законодательства Российской Федерации;

б) представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;

в) охраны окружающей среды;

г) обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

е) защиты интеллектуальной собственности;

ж) предоставления исключительного права.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, условно можно подразделить на следующие группы:

- запреты на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных категорий товаров;

- разрешительный порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров;

- специальные требования к соответствию товаров техническим регламентам и национальным стандартам, а также ветеринарным, фитосанитарным и санитарным, экологическим нормам и правилам;

- требования к маркировке товаров, их упаковке, заполнению инструкции на языке страны-получателя и т.п.

Запрещение ввоза (вывоза) отдельных товаров. Товары,запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозус таможенной территории РФ. Товары, запрещенные, в соответствии с законодательством, к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами.

Вывоз таких товаров производится перевозчиком. Если нет возможности немедленно вывезти запрещенные товары, они помещаются на склады временного хранения или зоны таможенного контроля за счет лиц, ответственных за совершение таможенных операций для выпуска товаров. Предельный срок хранения таких товаров составляет 3 суток.

Запрет товаров на ввоз в РФ устанавливается законодательными актами соответствующих государственных органов. Расходы, возникшие у перевозчиков или заинтересованных лиц в связи с соблюдением запретов на ввоз на таможенную территорию или вывоз с таможенной территории России товаров, таможенными органами не возмещаются.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, не должны приниматься или применяться способом, являющимся средством произвольной или необоснованной дискриминации государств, либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли товарами.

Таким образом, основываясь на положениях законодательства РФ о внешнеэкономической деятельности, к запретам и ограничениям внешней торговли товарами следует отнести:

– введение количественных ограничений экспорта и импорта отдельных категорий товаров;

– предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных категорий товаров;

–введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров;

– применение разрешительного порядка ввоза, вывоза отдельных видов товаров;

– специальные требования к соответствию товаров техническим регламентам и национальным стандартам, а также ветеринарным, фитосанитарным, санитарным, экологическим нормам и правилам;

– прочие меры (требования к маркировке товаров, упаковке, заполнению инструкции на языке страны-получателя и т.п.).

Кроме того, главой 8 Федерального закона, а именно статьями 37, 38 и 39, установлены особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

К особым видам запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью относятся:

v ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;

v ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования (для поддержания курса национальной валюты).

25 января 2008 года подписано Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран».

Статьей 9 Соглашения регламентировано применение мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории.

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза, учрежденной Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года (далее - Комиссия).

Полномочия Сторон по принятию решений о применении мер нетарифного регулирования, предусмотренных Соглашением, могут быть переданы Комиссии полностью или частично решением глав государств Сторон до создания единой таможенной территории государств Сторон.

В этом случае решения Комиссии о применении мер нетарифного регулирования выполняются Сторонами в отношении ввоза товаров на таможенные территории своих государств и (или) вывоза их с этих территорий.

В исключительных случаях Стороны могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования, предусмотренные Соглашением, на срок, не превышающий 6 месяцев, после передачи Комиссии полномочий или после создания единой таможенной территории.

Сторона, вводящая меры нетарифного регулирования вносит на рассмотрение Комиссии вопрос о применении аналогичных мер другими Сторонами, а также информирует эти Стороны о введении и применении таких мер.

В случае введения Стороной мер нетарифного регулирования в виде запрета или ограничения вывоза отечественных товаров в третьи страны другие Стороны, не применяющие указанные меры, не допускают вывоза этих товаров без наличия лицензии и (или) разрешения, выданных уполномоченным государственным органом исполнительной власти государства этой Стороны.

Порядок применения на единой таможенной территории мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов и особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, включая случаи их применения в одностороннем порядке, а также порядок применения иных запретов и ограничений внешней торговли, определяются отдельными соглашениями.

Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, а в случае недостижения согласия передаются на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.

Перечень товаров, в отношении которых законодательством установлены запреты и ограничения при их перемещении через таможенную границу таможенного союза утверждается Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества. Решением № 19 от 27.11.2009 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: