Детский загородный оздоровительно-образовательный лагерь «Ермолаевский»
ПРОГРАММА
Летней оздоровительно-образовательной деятельности
МОУ ДООЛ «Ермолаевский»
«СТУПЕНЬКА К УСПЕХУ»
Ермолаевский Затон, 2010
Пояснительная записка
Детский загородный оздоровительно-образовательный лагерь – наиболее благоприятная территория для сотрудничества взрослого (педагога) и ребенка. И не зря 21 день жизни в лагере называется «смена». Ведь каникулы – это смена деятельности. Смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий. Смена единого социокультурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного процесса, новая природная и социально-коммуникативная среда.
Каникулы (для детей) – идеальное время для отвлечения от школьных занятий, для развития творческого потенциала, включения их в систему новых отношений, время для личностного роста. Каникулы (для педагога) – продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой благодаря обогащению его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению деятельности. Залог успеха организации оздоровительно-образовательной деятельности детского лагеря – согласование этих представлений о назначении летних каникул.
Программа «Ступенька к успеху» позволит обеспечить творчество воспитанников и педагогов, раскрыть (скрытые) возможности детей, развивать и поддержать активную молодежь. Тем самым, основными направлениями отдыха и оздоровления МОУ ДООЛ «Ермолаевский» являются:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- культурно-досуговое.
Программа летнего оздоровления в лагере позволяет содействовать развитию способностей ребят, осознанному и ответственному выбору своего места в мире. Актуальность программы заложена в следующем:
- Социализация. У детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, бытовой самоорганизации, коммуникативные навыки. Содержание программы дает ребенку возможность социального самоопределения.
- Выбор. Программа предлагает широкий спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый ребенок получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свой статус. Вид деятельности выбирается ребенком самостоятельно, в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями.
Цели и задачи
Цель: развитие творческих способностей детей в спортивно-оздоровительном, художественно-эстетическом и культурно-досуговом направлениях в летнем оздоровительно-образовательном лагере.
Задачи:
ü провести комплекс мероприятий по выявлению и развитию творческих способностей детей;
ü провести комплекс мероприятий, направленных на воспитание здорового образа жизни (достижение успеха в мероприятиях ЗОЖ);
ü формировать социальную мобильность (успех в общественной жизни, карьера в творческих объединениях, социальное взаимодействие).
Участники программы
Дети и подростки в возрасте от 7 до 15 лет, общее количество участников - 180 человек.
· Сроки реализации программы – программа реализуется в течение трех смен летней оздоровительной кампании (каждая смена - 21 день)
· Кадровое обеспечение программы.
ДООЛ «Ермолаевский» обеспечивается кадрами согласно Типовому штатному расписанию.
Воспитатели – педагоги образовательных учреждений Березовского района.
Вожатые – студенты Красноярского педагогического университета им. В. Астафьева.
Руководители кружков, секций – педагоги дополнительного образования муниципального учреждения дополнительного образования ЕДОО(П)Ц.
Основное направление содержания программы
· Идея программы:
Основная идея программы: молодость – пора неограниченных возможностей, каждый молодой человек имеет равные с другими шансы найти свою дорогу в жизни и добиться успеха.
· Модель реализации программы
Новая тенденция в организации летнего отдыха в нашей стране построена по принципу: отдых и развитие.
Ценностные ориентиры
Приоритетная цель - раскрытие и увеличение творческого потенциала личности в детском и юношеском возрасте.
У детей формируются положительные ценностные ориентиры: целеустремленность, умение работать в команде, активность, креативность, выработка лидерских качеств, стремление к успеху во всех видах деятельности. Тем самым благодаря достижению успеха происходит продвижение талантливых детей и ведется ориентировочная работа с «трудными» подростками.
Знакомство с примерами биографии молодых людей, которые добились успеха в различных видах деятельности, выявление общих положительных качеств, объединяющих молодежь во всем мире, способствует формированию облика современной молодежи: молодежь спортивная и здоровая (примеры спортивных молодых успешных лидеров); молодежь общественная (примеры успешных общественных социально мобильных молодых лидеров в политике, общественной жизни, шоу-бизнеса и др.); молодежь креативная (лидеры – кумиры кино, театра, музыки, балета и т.д.
«Ты – часть единого целого». Вместе с тем, каждый человек индивидуален, у кого-то позитивные жизненные установки развиты лучше, у кого-то – хуже, и поэтому исключительно от каждого человека в молодом возрасте зависит развитие положительных личных качеств, успех в выбранной деятельности и, наконец, БУДУЩЕЕ.
Дней
1. Не менее 60% детей и подростков посещают занятия кружков дополнительного образования.
2. Представители отрядов участвуют в органах соуправления.
3. Сплоченность внутри социальных групп (студии, кружки, отряды и т.д.), взаимодействие участников творческих коллективов.
Дней
1. Четкое распределение ролей в кружках и между ними; коллективизм и взаимодействие участников кружков.
2. Обеспечение комплекса условий для демонстрации участниками программы своих возможностей.
3. Сформированность органов соуправления - «совет», на котором планируется организация мероприятий лагеря, отрядов, кружков и других временных объединений.
4. Участники участвуют в жизни лагеря и имеют поощрения по системе программы.
Дней
1. Самооценка участников программы (по итогам анкетирования) на достаточном уровне, все участники программы оценивают уровень своих достижений в лагере и личную значимость как достаточные.
2. Участники программы определяют, что нужно делать и чем руководствоваться, чтобы добиться жизненного успеха.
3. Формирование общих положительных жизненных ориентиров и ценностей, которые помогают добиться успеха.
4. Формирование индивидуальной ответственности за развитие собственного и общественного будущего.
1. Формы контроля реализации программы.
Качественные показатели реализации программы:
- анкета детей;
- анкета вожатых;
- открытые мероприятия;
- выставки;
- фото- и видеоотчеты.
Количественные показатели реализации программы:
- аналитические отчеты старшего воспитателя (заезд детей, адаптационный период, основной период, анализ смены, анализ сезона);
- отчеты специалистов оздоровительного лагеря за смену (педагог-организатор, педагог-психолог, медицинский работник, воспитатели).
Ресурсное обеспечение образовательной программы
Ресурс | Содержание ресурса |
Информационный | - нормативно-правовая база - информационный стенд для детей и взрослых - программа летнего оздоровительного отдыха - индивидуальные программы сопровождения детей - печатные издания о деятельности в летнем лагере |
Человеческий | - начальник лагеря - старший воспитатель - старший вожатый - инструктор по физической культуре - воспитатели - вожатые - музыкальный руководитель - медицинский работник - шеф повар, повара - технические работники - рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водители, завхоз. |
Пространственный | - спортивные площадки (волейбольная площадка, футбольное поле) - актовый зал для общих встреч, танцевальная площадка - медпункт - жилые комнаты - беседки - столовая - административные кабинеты |
Структурный | - IT-центр - клубы по интересам – Xobbi-ты |
Методическое обеспечение | - методическая копилка воспитателя - здоровьесберегающие технологии |
2. Ожидаемые результаты:
1) реализация творческих способностей детей в спортивно-оздоровительном, художественно-эстетическом и культурно-досуговом направлениях;
2) удовлетворение потребности в полноценном отдыхе;
3) проявление самостоятельности и взаимоответственности;
4) стабилизация эмоционального фона и повышение самооценки;
5) повышение уровня личностных взаимоотношений в малых группах, между группами, между взрослыми и детьми;
3. Список литературы
1. Вараксин В.Н. «Организация отдыха и досуговой деятельности детей»: Пособие для работников детских оздоровительных центров. – М.: Школьная Пресса, 2006.
2. «Детский оздоровительный лагерь: содержание и технологии работы» под ред. Никонова М.Б. – М.: Полиграф Сервис, 1998.
3. Гинзбург Ф.В., Гинзбург Ю.Ф. «Детский загородный лагерь». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
4. Григоренко Ю.Н. «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. «Загородный летний лагерь. 1-11 классы» / Сост. С.И. Лобачева, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М.: ВАКО, 2006.
6. «Кипарис – 7. Учебное пособие». – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Тематическое планирование летнего отдыха и оздоровления детей
№ п/п | Направления | Тема | Сроки | Форма | Ответственный |
1. | Диагностика | «Медосмотр» | Снятие антропометрических данных. Комплектование групп здоровья | Медсестра Физинструктор врач | |
«Способности» | Аукцион талантов | Вожатые и воспитатели | |||
2. | Физкультурно – оздоровительная работа | Утренняя зарядка, пробежки | Ежедневно | Упражнения | Физинструктор |
«Твой выбор» | 1 раз в неделю | Час здоровья | Врач, воспитатели | ||
«Витаминные столы» | Ежедневно | Летнее усиленное питание | Врач | ||
«Очень полезное дыхание» | 1 раз в неделю | Тренинг | Физинструктор | ||
Профилактика заболеваний и травматизма, профилактика укусов клещей, оказанию первой доврачебной помощи | 1 раз в неделю | Игра, беседа | Физинструктор | ||
«Основные виды травм и первая помощь» | 1 раз в неделю | Беседа с демонстрацией | Врач, физинструктор, воспитатели | ||
«Физкультминутки для каждого» | Ежедневно во время кружковой работы | Упражнения для мобилизации внимания, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления, гимнастика для глаз | Педагоги дополнительного образования | ||
«Тихий час» | Ежедневно | Дополнительный дневной сон | Воспитатели | ||
«Распорядок дня» | Ежедневно | Дневник здоровья | Воспитатели | ||
Закаливающие процедуры (индивидуально) | Ежедневно | Практические действия | Врач | ||
Со-бытие «Здоровый образ жизни» | Образовательная встреча | Воспитатели Гость | |||
«Здоровье как общечеловеческая ценность» | Интервью, дискуссия Фильм | Педагог IT-центра | |||
«Вредные привычки» | Тренинг | Воспитатели | |||
«Твое здоровье в твоих руках» | Реабилитационная и профилактическая работа | Воспитатели, вожатые | |||
«Что такое здоровье, каковы его показатели?» | Образовательная встреча | Воспитатели Гость | |||
«Чистота. Опрятность. Аккуратность» | театрализованная беседа по внешнему виду | Старший вожатый | |||
«Здоровые чаи» | Ежедневно | Фитотерапия | Врач, медсестра | ||
«Скажи вредным привычкам - нет!» | Мероприятия по профилактике вредных привычек | Старший вожатый | |||
«Мои друзья – вода и солнце» | ежедневно | Солнечные и воздушные «ванны» | Воспитатели | ||
«Мы туристы» | 1 раз в смену | Однодневный поход | Старший воспитатель, врач | ||
3. | Спортивные мероприятия | Соревнования по волейболу | 2 раза в неделю | спорт. соревнования, дружеские встречи | Физинструктор |
«Все о спорте» | ежедневно | Xobbiт | Физинструктор | ||
Соревнования по футболу | 2 раза в неделю | Спорт. соревнования | Физинструктор | ||
Соревнования по шашкам | 2 раза в неделю | Спорт. встречи | Физинструктор | ||
Соревнования по настольному теннису | 1 раза в неделю | Спорт. соревнования | Физинструктор | ||
Соревнования по бадминтону (парный) | 1 раза в неделю | Дружеские встречи | Физинструктор | ||
Соревнования по армрестлингу | 1 раза в неделю | спорт. соревнования, | Физинструктор | ||
Соревнования по гиревому спорту | 1 раза в неделю | Спорт. соревнования | Физинструктор | ||
Легкая атлетика: - бег на 100м - бег на 1000 м | Спорт. соревнования | Физинструктор | |||
«Знакомые незнакомцы» | Информационно-спортивное представление | Вожатые Физинструктор | |||
«Я выбираю здоровье» | Квест | Вожатые Физинструктор | |||
Дни здоровья | 1 раз в неделю | Мастер-классы | Вожатые Физинструктор | ||
«Все бежим во двор играть» | Ежедневно | Подвижные игры на свежем воздухе | Воспитатели Вожатые | ||
«День Нептуна» или другой | Спортивный праздник | Вожатые Физинструктор | |||
4. | Культурно-досуговая и образовательная деятельность | «Открытие лагеря» | Праздник | Старшая вожатая | |
Общие сборы | Каждый день | Беседа, огоньки | Вожатые | ||
«Вечеринка» | 3 раза в неделю | Дискотека | Вожатые, воспитатели | ||
Интеллектуальные игры | 1 раз в неделю | Игра-соревнование | Старшая вожатая | ||
Развлекательно-игровые программы | 2 раз в неделю | Старшая вожатая | |||
Театрализованные представления | 1 раз в неделю | Старшая вожатая | |||
Творческие проекты | Проект | Педагоги дополнительного образования | |||
Каждый день - праздник | Ежедневно | Креативные встречи игры, дискотека | Старшая вожатая | ||
Летние напевы | 1 раз в неделю | Музыкальные встречи | Старшая вожатая | ||
Работа клубов по интересам – Xobbiтов | ежедневно | Педагоги дополнительного образования | |||
Правовые беседы | 1 раз в смену | Образовательная встреча | Участковый | ||
Библиотека | 2 раза в неделю | Встречи с творческими людьми | Воспитатели | ||
«Расскажи мне обо мне», «Свеча откровений», «Что можно изменить в лагере» «Дай совет начальнику лагеря», «Всегда ли я прав?» | 1 раз в неделю | Дискуссии для 1 отряда | Педагог-организатор, психолог | ||
«Утренние новости» | Ежедневно | Реклама. Презентации. Музыкальные поздравления. | Педагог дополнительного образования | ||
Работа домашнего кинотеатра | 3 раза в неделю | Промотор видеофильмов | Вожатые | ||
Ландшафтный дизайн территории лагеря | Мастер- класс | Вожатые |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здоровье (спорт) Образование (исследование, труд) Интерес (досуг, развитие лидерских качеств) |
формирование ЛИЧНОСТИ |
Средства | Форма | Предполагаемый результат | |
Здоровье | Забота о своем здоровье, мероприятия по профилактике пьянства, наркомании и других вредных привычек; | Соблюдение режима дня; утренняя зарядка; прогулки; сбалансированное; витаминное питание; оздоровительные процедуры; тренинги; индивидуальные беседы. | Формируется мотивация ребенка к сохранению собственного здоровья, к ведению здорового образа жизни. |
Спорт | Участие и стремление достижения успеха и в мероприятиях спортивного характера; | Спортивные игры; проведение спартакиады; работа спортивных кружков. | Развивается интерес детей к систематическим занятиям по различным видам спорта, тренируются полезные психофизические качества: ловкость, выносливость, командный дух, сила воли, внимание и т.д. |
Лидер | Развитие талантов, лидерских качеств среди детей, развитие и применение творческих способностей в нужном русле («найди свою роль в общественной жизни лагеря»); | Органы соуправления; проведение лидерских программ; система поручений и поощрений. | Достигается личностный рост каждого ребенка через активное включение в процесс воспитания, в организационные процессы. |
Образование | Формирование знаний и умений по кружковой деятельности; | Кружки дополнительного образования по направлениям. | Совершенствуются творческие способности детей, осуществляется свободный выбор творческой деятельности |
Исследование | Знание и размышление о необходимости выбора жизненных стремлений, желаний и достижения успеха в выбранном пути; | Туристические походы; экскурсии. | Повышается эрудиция детей, умение использовать полученные знания при обмене информацией. |
Труд | Активная работа в помощи и организации лагерной жизни. | Трудовой десант; трудовое дежурство; работа «бригад помощников». | Развитие мастерства, бережного отношения к работе других людей, ответственности за выполняемое дело. |
Личность | Поиск своего «Я» (Индивидуализация – самореализация -самоактуализация) | Индивидуальные занятия; беседы; поручения. | Развитие положительных качеств ребенка, снятие эмоционального напряжения, повышение коммуникативной потребности. |
Досуг | Межличностное взаимодействие детей в бытовой жизни лагеря, совместные дела, игры (коллективизм). | Сюжетно-ролевые игры; конкурсно-концертные программы; викторины; фестивали; библиотека; отрядные мероприятия; отрядные огоньки. | Формируется положительный эмоциональный и психологический опыт взаимодействия детей друг с другом и с педагогами в процессе содержательного освоения сферы свободного времени. |