Формы общественного сознания




Особенности общественного сознания:

Критерий различения форм ОС:
1. Критерий преобладание дескриптивного (мировоззренческая форма общественного сознания, которое дает воззрения на мир) или прескриптивного (дает нормативные кодексы, модели поведения) знания:
А) Дескриптивное знание:
1) Религия
2) Философия
3) Наука
4) Искусство
Б) Прескриптивное знание:
1. Мораль
2. Право

 

Следует тут различать мораль и нравственность, нельзя рассматривать их как тождественные понятия, есть основания говорить о том, что данные понятие различны. Возьмем мораль; право; нравственность – что общее? – Это формы общественного сознания, которые ориентированы на прескриптивное знание и формируют определенную модель поведения.

  Источник Адресат Характер Санкция
Мораль Общество Член общества Неофициальный Моральное осуждение
Право Государство Физ. и юр. лица Официальный Уголовн. или админ. н.
Нравственность Самосознание личности Личность Неофициальный Угрызения совести

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно…» (А.С. Пушкин)

2. Критерий отличия форм общественного сознания в рамках дескриптивного знания: претензия на истинность модели мира.
А) Претендуют на истинность своей модели мира:
1. Религия;
2. Философия;
3. Наука
Б) Не претендуют на истинность:
1. Искусство – это форма общественного сознания, который создает особый искусственный мир, художественный образ.

3. Критерий отличия форм общественного сознания в рамках дескриптивного знания: основания претензии на истинность модели мира.
А) Религия – вера;
Б) Философия и наука – человеческий опыт, разум, знания.

Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса, обладающая определенной структурой. Марксисты детерминируют общественное сознание общественным бытием (общественное бытие определяет общественное сознание; общественное бытие – реальный процесс жизни людей, их общественная практика, которая отражается в общественном сознании, приоритет общественного сознания над индивидуальным; + первоосновой общественной жизни является трудовая, производственная деятельность (бытие, направленное на удовлетворение материальных потребностей)), тем самым, преуменьшая самостоятельную роль общественного сознания. Однако еще М. Вебер в своем произведении «Протестантская этика и дух капитализма» показал, какую роль в развитии всего человечества сыграло протестантское сознание. Даже сама идеология коммунистов смогла изменить мироощущение, восприятие мира, поэтому умаление общественного сознания марксистами – одна из неверных суждений.

Уровни (строение) ОС:


 

Формы общественного сознания:


1. Мифологическая – это синкретическая форма общественного сознание, которая говорит о том, что сосуществуют в единстве бытовые знания, элементы искусства, право и иные знания;
Синкретический = нерасчлененность различных видов чего-либо, первоначальная слитность в явлении, свойственная ранним стадиям развития.
Отличительные черты мифологии:
а) Отражение фантастического, отождествление с реальностью;
б) Миф – это чувственное познание о мире, эмоциональная насыщенность
в) Обобщение явлений природы и человека в их единстве;
г) Имеет практическую направленность;
2. Философия (возникла в VI-VII в. до н.э.) – отделила знания о человеке от знаний о природе, объяснила, что знания о человеке это те средства с помощью которых человек воздействует на природу для удовлетворения своих потребностей; Еще задолго до возникновения философия люди искали ответы на вопросы в мифологии и религии. Философия – рационально-теоретическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем. Опирается на разум, реальные наблюдения.

Отличительные черты философии:

а) Это рациональное теоретическое освоение мира и теоретически сформулированное мировоззрение, оно всегда демонстрирует общие взгляды на мир;
б) Исторически сложившаяся форма общественного сознания, отражающая действительность в наиболее общих характеристиках;
в) Одна из форм мировоззрения, его теоретический уровень;
г) Наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, обращена к разуму и опирается на науку, знания о мире;
д) Свободомыслие и критичность

Разделы (предметы) философии:

а) Онтология (учение о бытие)
б) Гносеология (теория о познании)
в) Антропология (учение о человеке)
г) Аксиология (учение о ценностях)
д) Логика (наука о правильном мышлении)
е) Этика (учение о поведении); Эстетика (учение о прекрасном и безобразном)

Функции философии:
1. Мировоззренческая – понятийное объяснение мира;
2. Методологическая – философия как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человек;
3. Прогностическая – формулировка гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира;
4. Критическая – принцип «подвергай все сомнению»
5. Аксиологическая – тогда, когда возникает выбор, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей
6. Социальная – объяснение социального бытия и способствование его материальному и духовному изменению;
7. Гуманитарная – жизнеутверждающая роль для каждого индивида, способствование формированию гуманистических ценностей.

Сходство мифологии и философии:

1. Общие свойства – синкретизм, диалектичность, антропоморфизм;
2. Философия и мифология создают модели мира и поведения;
3. Философия, как и мифология, личностна, она отражает точку зрения философа.

Различия мифологии и философии:
1. Миф воспроизводится на уровне спонтанного житейского опыта и ситуаций;
2. Миф заполняет ниши сознания, свободные от рационалистического миропонимания

3. Религия - совокупность взглядов и представлений людей, которые основаны на вере в сверхъестественное, а также соответствующие обряды и культы.
Отличительные черты религии:
1. Убежденность в существовании объектов, которые обладают сверхъестественными свойствами;
2. Убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения при помощи культовых действий
3. Убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное
4. Основными организационными формами религии являются церковь и секты;
Церковь – иерархическая организация духовенства и верующих на основе религиозного культа;
Секты – замкнутые религиозные общины, отошедшие от господствующей церкви
5. Отражение в сознании внешних сил, которое господствует над человеком в повседневной жизни.

 

Сходство религии и философии:
1. В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни (идеи сходны с философскими);
2. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого, является формой общественного сознания

Различия религии и философии:
1.
По мнению Гегеля в том, что философия опирается на понятия и представления, а религия – в основном на представления (т.е. конкретно-чувственные образы), поэтому философия может понять религию, а религия философию – нет.
2. По мнению Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова:
А) Опора:
в философии опора на рационально-теоретическое знание, в религии – на веру, - основа религиозного мировоззрения)
Б) Авторитет: Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не скована никаким авторитетом и может подвергнуть сомнению, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств)
В) Сознание: Философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный)
По мнению А.С. Кармина, религ-ые идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои утв.

4. Наука –
сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.
Отличительные черты науки:
1. Выявление глубинных, сущностных связей и отношений объективного мира;
2. Формулирование законов науки, в которых фиксируются эти связи и отношения;
3. Предвидение, прогнозирование изменения объекта;
4. Строгая доказательность и обоснованность результатов;
5. Достоверность выводов;
6. Наличие специального языка и методов исследования.
Сциентизм - -концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX-- начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих условиях возник сциентизм и антисциентизм. Особая острота возникла в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и последствиях науки. Отрицательные черты сциентизма -- не учитывает сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука занимает важное, но не доминирующее место. Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека.
Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Марксизм тяготел к сциентизму, но в то же время отрицал плоский сциентизм с его игнорированием сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об отношении разных форм ОС

5. Мораль – система норм, правил, оценок, регулирующих поведение людей в целях достижения оптимизации общественных и личных интересов
Отличительные черты морали:
1. Всеобщность нравственных норм: требования морали едины для всех членов общества;
2. Добровольность в следовании нравственным требованиям: общество не принуждает людей выполнять нормы морали;
3. Всеохватность морали: правила нравственного поведения регулируют все виды деятельности человека;
4. Существуют в виде императивов: не дает различную трактовку о том, лгать ли в той или иной ситуации или нет
5. Внеинституциональность: существуют только внутренние регуляторы – совесть, долг, честь
6. Историчность – она сопряжена с фактором всеобщности, не существует мораль отдельно от реалий
7. Общественное порицание выступает в качестве санкции

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: