ФИСТАШКИ
Возраст: любой
Цели:
- подготовить участников к дальнейшей работе;
- поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.
Ход занятия:
раздайте детям по две фисташки в скорлупе и попросите пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка "магической" атмосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.
Попросите участников ответить на следующие вопросы (Старших - в парах, для младших - групповое обсуждение):
- какие фисташки на ощупь?
- А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?
- Как бы вы описали скорлупу?
- КАК БЫВЫОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?
- У фисташек одинаковые размер и форма?
- А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?
- Фисташки одного цвета?
- А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?
- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?
- А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?
- Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?
- А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?
- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?
- А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?
- Съешьте фисташки. Какие они на вкус?
- МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?
- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?
- А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?
Интересные люди
Возраст: 10-14 лет
Цели:
- включить фантазию участников;
- поощрить вербальную коммуникацию;
- начать разговор о стереотипах.
Материалы.
Вам потребуются вырезки из газет или журналов с фотографиями, изображающими необычные лица или фигуры людей. Постарайтесь, чтобы эти фотографии изображали людей различных национальностей, религий, людей из различных социальных групп.
Ход занятия:
- раздайте участникам по одной фотографии (интересно, если каждая фотография попадется двум участникам);
- пусть участники внимательно рассмотрят свою фотографию и ответят для себя на вопросы:
- что за человек изображен на фотографии, как его зовут, откуда он, сколько ему лет, где он работает, как живет, и т.д., о чем сейчас думает этот человек, какие у него в жизни проблемы, и т.д.
- пусть участники найдут тех, с кем у них попались одинаковые фотографии, и сравнят свои мысли.
- потом каждая пара делится результатами с группой.
Обсуждение
|
- трудным или легким было задание?
- что помогало участникам составлять свои предположения?
- как они думают, соответствуют ли их предположения действительности?
- отличались ли предположения в парах? Почему да и почему - нет?
- часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида (расы, пола, одежды)?
- что может помочь опровергнуть такие предположения?
МИР РАЗЛИЧИЙ
Возраст: любой
Цель:
- на практике осознать преимущества разнообразия в обществе;
- улучшить процессы коммуникации в группе.
Вам потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой.
Ход работы.
Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случайным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Раздайте каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание - конкурсное, и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполнение задания.
|
Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют.
В качестве жюри пригласите учителей или старшеклассников. Договоритесь с ними заранее. Позвольте группам представить свое название, лозунг и картину. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл Вы объявляете, что приз не получает никто. Спрашиваете собственное мнение участников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, скажите, что даете всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Вы можете незаметно направлять участников к принятию решения об объединении.
Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, чтобы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте получившуюся картину на стену в классе или коридоре. Придумайте ей название.
Обсуждение. Часть 1:
- трудно ли было найти людей своего цвета?
- что чувствовали члены самой многочисленной группы?
- что чувствовали все остальные, когда нашли "своих"?
- что чувствовал участник, который остался один?
- что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.?
- что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?
- трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?
- получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом?
Часть 2:
|
- Приведите пример "красных", "зеленых" и "синих" в обычной жизни.
- Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной.
- В вашем городе живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благодаря разным людям.
Лукошко
работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком в котором находятся различные мелкие предметы. участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру». Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.
Черты толерантной личности
Цели:
- ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
- дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: бланки опросника для каждого участника
Черты толерантной личности
Колонка А | Колонка В | |
1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию |
Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.
На заполнение опросника дается 3—5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Участники получают возможность:
1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Волшебная лавка
Цели: — дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
Рефлексия занятия