Материал программы сгруппирован по годам обучения физическим упражнениям.




Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники рас­пределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую откло­нений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а так­же недостаточную физическую подготовленность.

Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улуч­шение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчени­ем сложности, сокращением длительности упражнений и коли­чества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с боль­шими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением пре­пятствий, в эстафетах.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие от­клонения в состоянии здоровья, которые являются противопока­занием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как времен­ный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболе­вания и других отклонений в состоянии здоровья).

К специальной медицинской группе (СМГ) относят учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. К специальной медицинской группе относятся школьники, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы дол­жны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Занятия с такими учащимися должны проводиться учителем физической культуры под наблюдением школьного врача.

Преподавание предмета «Физическая культура» предполагает: компенсацию нарушенных болезнью функций организма школьников; сообщение им знаний по физической культуре; формирование у них двигательных умений и навыков; поддержание оптимальной работоспособности на протяжении всего периода обучения.

В основу программы по физической культуре для школьников, отнесенных к СМГ, положена учебная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьника. Программа рассчитана на учителей физической культуры, имеющих специальное образование.

Наряду с обучением двигательным навыкам учитель должен сообщать учащимся необходимые сведения о режиме дня, закаливании, правильном дыхании, влиянии занятий физической культурой на здоровье, прививать и закреплять гигиенические навыки, учить элементарным правилам самоконтроля.

Материал программы сгруппирован по годам обучения физическим упражнениям.

В программный материал по гимнастике включены: раздельные упражнения на расслабление мышц; дыхательные упражнения; упражнения на формирование осанки; упражнения для профилактики плоскостопия; ОРУ; танцевальные упражнения; упражнения в равновесии, в висах и упорах. Для юношей 10-11 классов включают упражнения с гантелями весом не более 1-2 кг. После 3-4-х месяцев регулярных занятий вес можно увеличить до 2,5-3 кг.

Из раздела легкая атлетика: строго дозированная ходьба и бег; метания правой и левой рукой; прыжки в длину с места.

Подвижные игры и спортивные игры требуют строгой дозировки. Любая игра должна быть закончена за 7-10 минут до окончания урока. («Гонка мячей по кругу»; «Передал – садись»; «Пионербол»; «Мяч капитану»; элементы баскетбола, волейбола) Игры в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам по 3-5 мин.

Лыжная подготовка: ходьба на лыжах по равнинной местности, при подъемах в пологую гору; закаливание; оздоровление.

Основными задачами физического воспитания учащихся, от­несенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

- укрепление здоровья, содействие правильному физическо­му развитию и закаливанию организма;

- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- повышение иммунологической реактивности и сопротивля­емости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоци­руемой простудными заболеваниями и наличием очагов хрони­ческой инфекции;

- формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;

- обучение рациональному дыханию;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физичес­кой культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболева­ниями желудочно-кишечного тракта.

Основной формой физического воспитания учащихся с откло­нениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключитель­ная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; при­меняются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока.

Подбор уп­ражнений в основной части урока (20-22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными на­выками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) ос­новных физических качеств. Наиболее широко используются гим­настические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы под­вижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упраж­нения, связанные с натуживанием, продолжительными статичес­кими напряжениями. В заключительной части урока (3-5 мин) вы­полняются простые упражнения на расслабление, ходьба в мед­ленном темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем ре­комендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд./мин, с постепен­ным увеличением интенсивности физических нагрузок в основ­ной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин.

Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: