Глава 9. Инновационные процессы




9.1.Основные понятия инноватики

Инновация (от позднелатинского innovatio - новация, новшество, нововведение) в широком смысле слова означает новый способ что-либо делать. Понятие инновации включает в себя от­крытие - приращение знания и изобретение - новый способ использования существующих знаний. Впервые термин "инновация" начал использоваться в антропологии и этнологии в XIX веке и первоначально означал процесс введения элементов одной культуры в другую.

Инновации в одной сфере жизни социума могут вызывать со­вершенно неожиданные изменения и в других сферах. Так, некоторые ученые полагают, что изобретение стартера, позволившее женщинам самостоятельно заводить автомобиль, привело к тому, что женщины занялись бизнесом, а это в свою очередь открыло дорогу эмансипации.

Значительное влияние на общество могут оказывать нововведения в сфере культуры и особенно идеологии. Считается, что вера в неизбежность прогресса способствовала развитию Европы в XVII-XIX веках. Нововведения, как необходимые условия перемен, играют все большую роль в нашей жизни. Появилось даже новое научное направление "инноватика", наиболее важная проблема, которой - изучение процессов распространения нововведений.

Диффузия - процесс распространения инноваций внутри дан­ной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой. Если в былые времена процесс распространения како­го-либо нововведения занимал несколько столетий, то в конце XX века развитие средств коммуникаций, снятие информационных барьеров способствовали резкому ускорению процессов диффузии. Следующий "большой скачок" будет связан с развитием компьютерных сетей связи.

Американский социолог П. Друкер выделил 7 основных источников нововведений:

1) неожиданное изменение ситуации, чей-то успех или неудача, реакция на непредвиденное внешнее воздействие;

2) несоответствие между изменившейся реальностью и представлениями, ожиданиями людей;

3) выявление недостатков в ходе, ритме, логике какого-либо процесса;

4) изменения в структуре производства или потребления;

5) демографические изменения;

6) изменения в общественном сознании (настроения, установ­ки, ценности);

7) появление нового знания.

Далеко не каждое появление нового знания вызывает процесс диффузии. Огромное число изобретений во всех сферах жизни со­циума просто игнорируется. Как утверждает А. Грублер, анализ нескольких сотен масштабных технических инноваций за последние два столетия показывает, что между изобретением и началом рас­пространения инновации имеется временной лаг (запаздывание) длительностью от 15 до 40 лет. Более того, осуществление одного или нескольких успешных внедрений (инноваций) не гарантирует последующей диффузии. Поэтому Грублер предлагает различать триаду - изобретение, инновацию и диффузию, понимая собствен­но под инновацией процесс начального внедрения изобретения. По его мнению, изобретательская и инновационная деятельность соз­дают потенциал для изменений. И только процесс диффузии преобразует этот потенциал в изменение социальной практики.

Друкер полагает, что временной разрыв между рождением нового знания и освоением его рынком составляет примерно 25- 30 лет. Эта закономерность остается устойчивой константой для всей истории цивилизации и, по-видимому, внутренне присуща природе знаний. Интересно, что T. Кун также утверждал, что но­вая научная теория становится новой парадигмой не ранее, чем через 30 лет. Его концепция эволюции науки как смены пара­дигм - способов постановки проблем и методов их решения - широко используется в инноватике. Говорят о необходимости смены традиционной парадигмы организации, университета.

Ряд ученых предлагает отличать инновацию от простого улучшения, локального усовершенствования продукта или процес­са. Инновация требует для своего внедрения комплекса организа­ционно-технологических изменений, реорганизации производственного процесса, обучения персонала, изменения поведения потребителей.

И.В. Бестужев-Лада считает, что «нововведение» можно операционно определить как такую разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изме­нение того или иного процесса, явления - технического, экономического, политического, социального или иного.

Специфика инноваций в различных сферах жизни общества существенно затрудняет формулировку единого, удобного для всех случаев определения. Значительным разнообразием отличаются и процессы диффузии, которые Д. Шон предложил типологизировать следующим образом:

1. Модель "центр - периферия". Распространение нововве­дения осуществляется и контролируется из одного центра. В этом случае эффективность процесса зависит от энергии и ресурсов цен­тра, от его умения создавать и контролировать обратные связи. Данная модель имеет два варианта:

- модель магнита (например, в передовые страны Запада при­езжают представители развивающихся стран, осваивают там ка­кие-либо нововведения и, возвращаясь на родину, внедряют их);

- модель "средневекового барда", который путешествуя, демонстрирует и внедряет нововведения.

2. Модель размножения центров. В этой модели по-прежнему главную роль играет центр, но процесс управления децентрализуется. На местах создаются локальные центры, которые самостоя­тельно распространяют нововведения, учитывая местную специфику. Шон считает, что по этой модели распространялись колониализм и коммунизм. Эту же модель использует компания Coca-Cola и многие другие транснациональные корпорации.

3. Роджерс проанализировал более 500 процессов диффузии и выделил следующие пять стадий процесса принятия инноваций:

1) осведомленности - индивид знает о новой идее, но не имеет достаточной информации;

2) интереса - индивид заинтересовался идеей и ищет дополнительную информацию;

3) оценивания - индивид принимает решение, оценивая поль­зу от нововведения в настоящем и будущем;

4) опробования;

5) усвоения.

Скорость диффузии, по мнению Роджерса, также определя­ется 5-ю основными факторами:

1) относительными преимуществами новинки;

2) совместимостью с окружающей средой, существующими цен­ностями и прошлым опытом;

3) сложностью освоения;

4) возможностью опробования до принятия окончательного решения;

5) коммуникационной наглядностью — степенью, с которой ре­зультаты инновации могут быть увидены и оценены другими людьми.

Процессы диффузии инноваций в различных сферах жизни общества имеют свои специфические черты и особенности. В социальной культурологии инновация понимается как изобрете­ние новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, выработка новых форм деятельности, организации общества или его институтов, появление нового стиля мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать пророки, мудрецы, правители, деятели культуры, ученые или новаторские группы, стремящиеся повысить свой статус, выделиться в данном обществе, часто являющиеся в нем "авангардом", "диссидентами" или "маргиналами". Среди носителей новаторства часто оказываются выходцы из других стран, а также представители активных слоев общества, не находящие себе достойного места в существующей общественной системе.

Эффективность диффузии нововведений во многом определя­ется социальной детерминацией, т.е. тем, насколько общество со­зрело для принятия новинки. Общество может жаждать перемен, но может и устать от неразберихи, вызванной внедрением предыдущей инновации. Спрос на новации зависит также от фазы жизненного цикла социальной системы.

Проблемы исследования диффузии инноваций являются весьма актуальными для современной экономики. По мнению экономистов, диффузия нововведений представляет собой "процесс пере­дачи новшества по коммуникационным каналам между членами социальной системы".

Новшествами считаются идеи, из­делия, решения, технологии и т.д., являющиеся новыми для дан­ного хозяйственного субъекта. Форма и скорость процесса диффузии зависят от мощности коммуникационных каналов и особенностей восприятия информации действующими субъектами. Экономисты, следуя теории подражания французского социолога Г. Тарда, рассматривают процесс распространения нововведе­ния как имитацию хозяйствующими субъектами новых удачных решений в процессе социального обучения. Как показало моделирование процесса распространения новых технологий, новаторы открывают новые технологии, но их реакция зависит от выбора имитаторов. Наиболее важен выбор, который делают ранние (пионерные) имитаторы. Чем больше число пионерных имитаторов, тем выше вероятность доминирования новой технологии. Наиболее важной в практическом отношении ветвью инноватики является исследование процессов распространения новых товаров - главной задачи маркетинга. Предприятие может при­держиваться различных стратегий действий на рынке:

1) стратегия пионера - предприятие создает продукт, формирует его рынок, рискуя понести значительные потери, если новинка не будет пользоваться спросом. В том случае, если но­винка станет товаром - лидером, предприятию обеспечено дли­тельное процветание;

2) стратегия "идущего поезда" - фирма создает имитацию популярного продукта. В этом случае успех определяется согла­сованностью действий конкурентов;

3) стратегия "и я тоже" - предприятие стремится улучшить, модифицировать уже известные товары, пользующиеся большим спросом.

Первая и третья стратегии характеризуются острой конкурент­ной борьбой изготовителей новой продукции за внимание потре­бителей. В первом случае процесс диффузии инновации только начинает разворачиваться. Стратегия "и я тоже" целесообразна в стадии насыщения рынка. Наибольшая доля рынка завоевывает­ся во время фазы роста, когда большинство фирм вслед за лидером выбирают стратегию "идущего поезда". Именно согласованность действий конкурентов, обусловленная процессами самооргани­зации, и обеспечивает подлинный успех новинки.

Значительная часть работ в области инноватики рассматривает процесс диффузии нововведений как процесс обучения данной социальной системы (общества, института, фирмы, индивида). Процесс обучения включает в себя инновационное восприятие, оценку и принятие решений, т.е. целый спектр когнитивных факторов. Наиболее последовательно эта линия исследований проводится в социокогнитивной теории американского социального психолога А. Бандуры. Рассматривая социальные аспекты инноватики, он анализирует влияние нововведений на формы потребления, виды досуга, отдыха и в целом на изменение жизненного стиля. Считает необходимым отдельное рассмотрение процесса знакомства с новинкой и процесса ее адаптации, т.е. практического использования. По его мнению, успешная инновационная про­грамма должна содержать 4-е элемента:

1) выбор оптимального момента для внедрения новинки;

2) предварительная подготовка благоприятных условий;

3) обеспечение эффективной демонстрационной поддержки;

4) активное использование примеров успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциаль­ных последователей, предполагаемое распределение выигрыша между членами социальной системы.

При прогнозировании решений, принимаемых индивидом, не­обходимо учитывать уровень его информированности, заинтересованности, понимания, имеющиеся у него ресурсы. Важную роль играют также процессы перехода от начальной неопределенно­сти к последующей убежденности, индивидуальное восприятие риска. Бандура подчеркивает неоправданность слепого поклонения новизне как таковой. Слишком велика доля скороспелых, недоработанных новинок, многие из которых не дают ожидаемого эффекта, а иногда приносят ощутимый вред.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: