Индекс потребительских настроений (ИПН) является важным инструментом прогнозирования поведения потребителей, определяется специалистами Левада Центр.
https://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory/
В условиях развития рыночной экономики в России потребители начинают диктовать свои требования. Предпринимателям необходимо знать настроения потребителей, их покупательские намерения для того, чтобы наиболее эффективно строить планы производства, импорта или продаж, для организации маркетинга и рекламы. Прогнозные свойства ИПН проверены практикой многих десятилетий в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.
ИПН обеспечивает краткосрочное прогнозирование развития российской экономики и дает деловому сектору возможность грамотнее и своевременнее реагировать на изменения экономической ситуации.
Методика построения ИПН проста: индекс рассчитывается на основе ответов респондентов на пять вопросов. По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей положительных и отрицательных ответов, и прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса. Совокупный индекс ИПН рассчитывается как арифметическая средняя из индивидуальных индексов. ИПН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок в обществе.
ИПН строится на основе опросов общественного мнения, проводящихся по репрезентативной выборке, отражающей мнения взрослого (старше 16 лет), городского и сельского населения страны (число опрошенных – 2000). В России замеры ИПН проводятся с середины 90-х годов.
Вопросы для построения ИПН
(1) как изменилось материальное положение вашей семьи за последний год?
|
1. Скорее, улучшилось;
2. Осталось без изменения;
3. Скорее, ухудшилось.
(2) как, по-вашему, изменится материальное положение вашей семьи в ближайший год?
1. скорее, улучшится; 2. останется без изменения; 3. скорее, ухудшится.
(3) если говорить об экономических условиях в стране в целом, как вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем или плохим?
1. Хорошим;
2. Хорошим, но не во всем;
3. Не хорошим, но и не плохим;
4. Плохим, но не во всем;
5. Плохим.
(4) а если говорить о следующих пяти годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем?
1. Хорошим;
2. Не хорошим, но и не плохим;
3. Плохим.
(5) если говорить о крупных покупках для дома (таких, как мебель, холодильник, бытовая электроника, телевизор), то как вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?
1. Хорошее;
2. Не хорошее, но и не плохое;
3. Плохое.
В рядах динамики некоторых явлений наблюдаются периодические внутригодовые изменения, которые называют сезонными колебаниями. При изучении сезонных колебаний используются специальные показатели сезонности, определяемые как процентные отношения месячных уровней к среднегодовому. Показатели сезонности обычно изучаются не только за каждый год, но и за много лет, чтобы случайные условия одного года не оказывали существенного влияния на выводы.
Если ряд содержит определенную тенденцию в развитии, то перед вычислением сезонной волны эмпирические данные должны быть представлены в общей тенденции (аналитическое выравнивание ряда). Далее фактические данные выражаются в процентах к выравненным, а индексы сезонности будут равны средним по одноименным месяцам из этих процентных чисел за взятые годы.
|
.
где, Yi – фактические;
– выровненные уровни одноимённых внутригодовых периодов;
n – число лет.
Если ряд не содержит ярко выраженной тенденции в развитии, то индексы сезонности вычисляются непосредственно по эмпирическим данным без их предварительного выравнивания.
,
где, – общая или постоянная средняя.
Рассмотрим на практическом примере, имеется ли сезонность в процессах, характеризуемых индексом потребительских настроений:
Таблица 3.3