В течение последнего десятилетия фирмы все в большей степени полагались на внешние источники получения программного обеспечения. Растущие издержки крупномасштабных проектов, ограниченный штат, доступность стандартизованных баз данных и сетей, прикладных пакетов программного обеспечения и громадное увеличение числа потенциальных приложений являются теми факторами, которые подталкивают к использованию внешних источников. Столкнувшись с растущей сложностью управления ИТ, необходимостью сосредоточиться на ключевых моментах деятельности, многие руководители задаются вопросами: «Стоит ли заниматься самим или можно передоверить внешним специалистам инфраструктурные операции, чтобы сконцентрироваться на создании приложений ИТ?» Факторы, которые следует учитывать при ответе на эти вопросы, обобщены в таблице 1.
Предпочтение покупки изготовлению «своими силами» существенно повлияло на практику управления ИТ. В середине 90-х годов менее 1% используемого программного обеспечения было разработано специалистами подразделений ИТ предприятий. Фирмы, специализирующиеся на создании ИТ, явно стали исполнять интеграционные функции, поэтому возникла потребность в новых процессах управления предприятием. Например, подразделения ИТ должны подвергаться проверке — нет ли у них стимула планировать ненужные разработки, когда необходимый продукт можно купить. Если основным источником технологий являются внешние разработчики, то необходимы межорганизационые системы управления и процедуры аудита, гарантирующие, что обе стороны способны выполнять свои обязательства.
Таблица 1.
Источники ИТ: какой выбрать?
|
Критерий решения | Факторы в пользу собственной разработки | Факторы в пользу покупки |
деловая стратегия | приложения ИТ или инфраструктура дают конкурентные преимущества | приложения ИТ или инфраструктура обеспечивают поддержку стратегии или операциям, но не рассматриваются как стратегические |
ключевая компетенция | требуемые знания или опыт в области разработки/эксплуатации приложений рассматриваются в качестве одной из специализаций фирмы | требуемые знания или опыт для разработки/эксплуатации приложений (инфраструктуры) не являются решающими для успеха фирмы |
конфиденциальность и безопасность информации | информация или ее обработка рассматриваются как высокосекретные | неудачи в области безопасности создают проблемы, но не вызывают организационной дисфункциональности |
доступность соответствующих образцов | не существует надежных партнеров-разработчиков приложений и необходимой инфраструктуры | надежные и компетентные поставщики существуют |
доступность пакетов программного обеспечения | необходимые приложения уникальны | пакеты, отвечающие необходимым требованиям, доступны |
анализ издержки/выгоды | покупка продукта/услуги и координация (контроль) межорганизационных отношений обходится дороже, чем собственное создание продукта/услуги | издержки покупки продукта/услуги ниже издержек получения услуги внутри организации |
временн`ые ограничения | есть время для создания внутренних ресурсов и обучения персонала для внедрения ИТ | время, необходимое для создания ресурсов и получения опыта, слишком велико |
эволюция и сложность технологии | фирма способна привлечь экспертов ИТ, которые обеспечат внедрение при разумных издержках | фирма неспособна приспособиться к быстрым изменениям технологии |
легкость внедрения | программные инструменты, обеспечивающие быструю разработку приложений, доступны | инструменты для быстрой разработки приложений недоступны или неэффективны |
|
Многие проблемы распространения ИТ на предприятии связаны с урегулированием конфликтов трех групп руководителей: подразделения ИТ, функциональных подразделений и верхнего звена. Отношения между этими участниками модифицируются по мере того, как предприятие знакомится с разными технологиями, как изменяется стратегическое влияние ИТ и растет квалификация компании в области управления ИТ.
Растущие проблемы, связанные с информатизацией деятельности компаний, подтолкнули многие из них к созданию своих подразделений ИТ. Такие подразделения нередко своей основной целью ставили «освоение» выделенных средств. Приоритет эксплуатационных проблем не оставлял времени на решение задач развития ИТ и их стратегическое планирование. Таким образом, спектр информационных систем расширялся, но эффективность функционирования предприятия существенно не менялась.
В последние годы основной целью ИТ-подразделения стало обеспечение организационно-структурного и информационно-технологического развития предприятия в соответствии с его бизнес-целями и задачами, причем за счет использования новых технологий.
В сферу деятельности ИТ-подразделения в настоящее время входят следующие важные задачи:
|
отслеживание ведущих информационных технологий, внедрение которых может повысить эффективность бизнеса;
объединение на предприятии множества существующих слабо связанных (информационно и функционально) ИС в корпоративную информационную систему (КИС), которая становится единым информационным ресурсом предприятия;
обеспечение разработки совместных планов оргструктурного и ИТ-развития предприятия
Следует особо отметить, что никакая концепция построения корпоративной информационной системы не может быть создана в отрыве от оргструктуры и бизнес-процессов компании.
Исходя из того, что роль ИТ-подразделения усиливается, автоматически изменяется и роль его руководителя. Тем самым признается, что управление информацией приравнивается к управлению другими ресурсами предприятия.
Деятельность предприятия зависит от персонала, непосредственно использующего ИТ, в то время как за проектирование, создание и эксплуатацию ИС несут ответственность специалисты подразделений ИТ. Очевидно, что между этими двумя группами возникают трения.
Продавцы ИТ извлекают выгоду из этих конфликтов, занимаясь агрессивным маркетингом своих услуг, напрямую обращенным к пользователям, которые стремятся принимать решения относительно закупки новых перспективных ИТ. При этом они не вполне представляют себе, из каких критериев следует исходить при оценке систем, поскольку современные информационные технологии требуют специальных знаний. Поэтому права и ответственность специалистов в области ИТ и пользователей, касающиеся направлений развития информационных технологий на предприятии, постоянно пересматриваются. Ответственность за проведение таких изменений ложится на высшее руководство.