Коммуникативная деятельность для современного человека – это одно из главных условий его успешной социализации независимо от пола и возраста. Любая деятельность предполагает общение на том или ином уровне. В процессе общения передается информация.
Однако современное информационное общество – это огромное пространство разнообразных фактов и суждений. Информация не всегда может быть достоверна, может видоизменяться в зависимости от цели человека, который ее подает. В таком формате появляются фейки, различные манипуляции, которые подводят человека сделать те или иные выводы.
Разбираться в информационных потоках – одна из задач современной школы. Грамотная работа с информацией имеет большое значение, когда речь идет о школьниках. Именно данная возрастная группа нередко отождествляет себя с образами, именуемыми аватарами, из компьютерных игр, заменяя реальные успехи и борьбу за достойное место в своей социальной группе на призрачные титулы и достижения, сюжеты агрессивных игр переносит в игры между собой.
Современные медиа – элементы нового информационного мира. Современный педагог, родитель должен осознавать разницу и разбираться в закономерностях медийного влияния на психику ребенка разного возраста.
Сегодня мы живем в мире, в котором человечество кроме непосредственных, имеет силу новых способов передачи информации. Современные медиа – это система общества, которая обеспечивает и опосредствует оборот информации между участниками социальной коммуникации, преодолевая пространственные и временные барьеры непосредственного общего чувственного опыта. Средства массовой информации (СМИ) – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории [2]. Поэтому массовой коммуникацией можно считать только те случаи, когда информация передается от коммуникатора через специально созданные каналы (газеты, радио, телевидение, интернет и др.). И как особый вид социального общения массовая коммуникация осуществляется в масштабах всего общества и выступает важнейшим условием общественного развития и организации.
|
Учащиеся младших классов имеют свои особенности восприятия медиапродукции. В первую очередь, это связано с когнитивным развитием учащихся, способностью понимать реальность, задачами, которые решает ребенок, в каждом периоде своей социализации. А.В. Федоровым [1] разработана классификация уровней медиавосприятия, приведенная в таблице 1
Таблица 1.
Классификация уровней медиавосприятия по А.В. Федорову
№ | Уровни медиавосприятия | Показатели уровней медиавосприятия |
Уровень первичной идентификации (варианты: «низкий», «фабульный», «элементарный», «наивно- реалистический», примитивный», фрагментарный»). | Эмоциональная, психологическая связь смедиасредой, фабулой (цепью событий) повествования, то есть способность воспринимать цепь событий в медиатексте (к примеру, отдельные эпизоды и сцены фабулы), наивное отождествление действительности с содержанием медиатекста, ассимиляция среды (эмоциональное освоение реальности, представленной в медиатексте и т.п.). | |
Уровень «вторичной идентификации» (варианты: «средний», «сюжетно- синтаксический», «отождествления с героем» медиатекста и др.). | Отождествление с персонажем медиатекста. То есть способность сопереживать, поставить себя на место героя (ведущего), понимать его психологию, мотивы поступков, восприятие отдельных компонентов медиаобраза (деталь и т.д.). | |
Уровень «комплексной идентификации» (варианты: «высокий», «авторско- концептуальный», «системный», «адекватный», «отождествление с автором» медиатекста и др.) | Отождествление с автором медиатекста при сохранении «первичной» и «вторичной» идентификации (с последующей интерпретацией увиденного). То есть способность соотнесения с авторской позицией, что позволяет предугадать ход событий медиатекста «на основе эмоционально-смыслового соотнесения элементов сюжета», восприятия «авторской мысли в динамике звукозрительного образа», синтеза «мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях» |
|
Приведенная выше классификация достаточно условна. Так как у школьников при наличии ярко выраженной «первичной идентификации» остальные уровни можно обнаружить в неразвитом, «свернутом» состоянии. В силу возрастных особенностей у школьников, как правило, преобладают уровни «первичной» и «вторичной» идентификации [1].
И взрослые, и дети обращаются к Интернету как к основному источнику информации и новостей. Известно, что младшие школьники еще пока не умеют моделировать свое поведение и планировать свои действия. Их пребывание в социуме – это копирование увиденного и услышанного. Если раньше два десятилетия назад большая часть поведенческих моделей была заимствована от родителей и педагогов, то на сегодняшний день младшие школьники уподобляются медиапродуктам – рекламе, видеоклипам, комиксам, мультфильмам и др.
|
Воздействие медиа на аудиторию, прежде всего – на учащуюся молодежь, не ограничивается эстетической сферой (формированием эстетического сознания), но и, как показывают многочисленные социологические исследования), имеет серьезное социальное, мировоззренческое влияние [2].
Нами был проведен опрос 32 педагогов специальных (коррекционных) учебных заведений Республики Крым. Данные педагоги являются учителями-предметниками, педагогами начальных классов, воспитателями групп продленного дня. Их воспитанниками являлись дети с задержкой психического развития, с сенсорными нарушениями (слуха и зрения), а также с речевой патологией. Так в ходе опроса выяснялись ответы на следующие вопросы:
1. Чем на Ваш взгляд опасен интернет?
2. Какие профилактические меры по предотвращению Интернет-зависимости проводятся в Вашем учебном заведении?
По результатам данного опроса 90 % педагогов признали вред неконтролируемого времяпрепровождения в интернете. В таблице 1 мы поместили распространенные ответы об опасных факторах Интернета, по мнению педагогов, на личность школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица 2.
Содержание ответов на вопрос 1. «Чем на Ваш взгляд опасен интернет?»
№п/п | Содержание ответа | % |
«Приводит к раздражительности, усталости, стрессу…» | ||
«Ухудшение физического здоровья…» | ||
«Наличие большого количества агрессивной информации…» | ||
«Пустое времяпрепровождение» | ||
«Наличие негативной информации в открытом доступе …» | ||
«Интернет-мошенничество» | ||
«Появление эмоционального возбуждения, эйфории…» | ||
«Не развиваются навыки социального общения» | ||
«Анонимность, которая раскрепощает…» |
Большинство педагогов (89 %) отметили, что после пребывания в Интернет-пространстве обучающиеся часто испытывают раздражительность и усталость. Второй по распространенности ответ (88%) предполагал ухудшение физического здоровья учащихся. Очень многие отметили, что пребывание в Интернете – это пустое времяпрепровождение.
Также нами был задан вопрос о профилактических мерах по предотвращению интернет-зависимости в учебном заведении. В таблице 2 помещены ответы педагогов.
Таблица 3.
Профилактические меры по предотвращению Интернет-зависимости
№ | Содержание ответа | % |
Беседы с детьми | ||
Беседы с родителями | ||
Классные часы | ||
Кружковая деятельность | ||
Внеурочная деятельность | ||
Спортивные секции | ||
Запрет на использование гаджетов во время пребывания ребенка в школе | ||
Консультации психолога | ||
Приобщение к общественно полезному труду | ||
Никакие |
Самым популярным ответом среди учителей была беседа с детьми. По мнению педагогов именно разъяснительный разговор с ребенком в нужном направлении сможет препятствовать негативному влиянию Интернета.
В этой связи мы также предложили педагогам ответить на вопрос «Какие увлечения есть у ваших обучающихся?». Результаты данного опроса помещены в таблицу 4.
Таблица 4.
Интересы и увлечения школьников специальных (коррекционных) школ.
№ | Вид увлечения | % |
Компьютерные игры | ||
Современные танцы | ||
Спорт | ||
Социальные сети | ||
Просмотр фильмов | ||
Снимать видео и выкладывать на канале YOU-TUBE | ||
Просмотр видео-обзоров блоггеров | ||
Увлечение гаджетами | ||
Рисование | ||
Прогулки во дворе | ||
Чтение книг (фэнтези) | ||
Посещение кружков по интересам |
Все ответы нами ранжировались по частоте употребления. Так в пятерку любимых увлечений школьников, по мнению учителей, входили компьютерные игры (84 %), увлечения такими современные танцами, как D’N’B танцы, JAZZ-FUNK танцы, уличные танцы (75 %), спорт (53 %). Однако последнее увлечение педагоги затруднились дифференцировать по его видам и не смогли уточнить, какими же видами спорта занимаются школьники. Пятерку лидеров завершали такие позиции как социальные сети и просмотр фильмов. Так же, как и первая позиция, они напрямую связаны с использованием Интернета, поэтому в своем опросе мы умышленно просили уточнять педагогов, что в действительности нравится детям и какие занятия их привлекают в Интернет-пространстве. Помимо вышеуказанных позиций «Интернет-увлечениями» были снятие и выкладывание видео на канале YOU-TUBE, просмотр видео-обзоров популярных среди молодежи блоггеров. Педагоги отмечали, что лишь некоторая часть младших школьников самостоятельно могла размещать снятые ролики на канале, остальные прибегали к помощи родителей или старших братьев, сестер, сверстников.
Медиа предлагают образцы межличностных отношений и сценарии их реализации, а также культивируют определенные культурные нормы. Однако образцы могут быть как позитивными – конструктивными, так и негативными – антисоциальными, деструктивными. Последнее явление имеет тенденцию большего распространения и увеличения негативного контента. В связи с этим особое значение приобретает понятие «медианасилие», к которому можно отнести изображения угроз физического и психического насилия.
Можно наметить основные направления профилактических мер:
1. Диагностико-консультативная работа.
2. Информационно-просветительская работа.
Каждое из направлений ставит конкретные задачи в общей системе профилактических мер по предотвращению Интернет-зависимости.
Диагностико-консультативная работа может вовремя осветить возможные проблемы с учащимися и предложить индивидуальный формат как с отдельным ребенком, так и с группой учащихся. На сегодняшний в современных коррекционных учреждениях самыми распространенными видами данной работы являются консультации психолога и беседы с учащимися и их родителями. Особое внимание также хотелось бы обратить на такой формат исследования как наблюдение, которое позволяет постоянно при правильно организованной работе получать необходимую информацию.
Цель информационно-просветительской работы заключается в донесении адаптивной информации согласно возрастным особенностям учащихся о возможностях современных медиа. Здесь лидирующие позиции занимают тематические классные часы, кружковая работа, внеурочная деятельность. Согласно нашему опросу ни в одном коррекционном заведении Республики Крым на сегодняшний день не включен в учебно-воспитательный процесс медиа-кружок. Именно его программа позволила бы рассмотреть детально воздействие информационной среды на личность человека и научила бы в дальнейшем учащихся более грамотно разбираться в медиа-пространстве.
В нашем современном обществе невозможно скрыться от многочисленных информационных потоков. Поэтому научить работать с информацией учащихся – приоритетная задача современной педагогики и непосредственно каждого педагога. Своевременная и грамотно отлаженная работа педагогов может способствовать уменьшению негативного влияния у младших школьников в процессе восприятия информации в Интернет-пространстве.