Профилактика Интернет-зависимости в работе современного учителя-дефектолога




Коммуникативная деятельность для современного человека – это одно из главных условий его успешной социализации независимо от пола и возраста. Любая деятельность предполагает общение на том или ином уровне. В процессе общения передается информация.

Однако современное информационное общество – это огромное пространство разнообразных фактов и суждений. Информация не всегда может быть достоверна, может видоизменяться в зависимости от цели человека, который ее подает. В таком формате появляются фейки, различные манипуляции, которые подводят человека сделать те или иные выводы.

Разбираться в информационных потоках – одна из задач современной школы. Грамотная работа с информацией имеет большое значение, когда речь идет о школьниках. Именно данная возрастная группа нередко отождествляет себя с образами, именуемыми аватарами, из компьютерных игр, заменяя реальные успехи и борьбу за достойное место в своей социальной группе на призрачные титулы и достижения, сюжеты агрессивных игр переносит в игры между собой.

Современные медиа – элементы нового информационного мира. Современный педагог, родитель должен осознавать разницу и разбираться в закономерностях медийного влияния на психику ребенка разного возраста.

Сегодня мы живем в мире, в котором человечество кроме непосредственных, имеет силу новых способов передачи информации. Современные медиа – это система общества, которая обеспечивает и опосредствует оборот информации между участниками социальной коммуникации, преодолевая пространственные и временные барьеры непосредственного общего чувственного опыта. Средства массовой информации (СМИ) – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории [2]. Поэтому массовой коммуникацией можно считать только те случаи, когда информация передается от коммуникатора через специально созданные каналы (газеты, радио, телевидение, интернет и др.). И как особый вид социального общения массовая коммуникация осуществляется в масштабах всего общества и выступает важнейшим условием общественного развития и организации.

Учащиеся младших классов имеют свои особенности восприятия медиапродукции. В первую очередь, это связано с когнитивным развитием учащихся, способностью понимать реальность, задачами, которые решает ребенок, в каждом периоде своей социализации. А.В. Федоровым [1] разработана классификация уровней медиавосприятия, приведенная в таблице 1

Таблица 1.

Классификация уровней медиавосприятия по А.В. Федорову

Уровни медиавосприятия Показатели уровней медиавосприятия
  Уровень первичной идентификации (варианты: «низкий», «фабульный», «элементарный», «наивно- реалистический», примитивный», фрагментарный»). Эмоциональная, психологическая связь смедиасредой, фабулой (цепью событий) повествования, то есть способность воспринимать цепь событий в медиатексте (к примеру, отдельные эпизоды и сцены фабулы), наивное отождествление действительности с содержанием медиатекста, ассимиляция среды (эмоциональное освоение реальности, представленной в медиатексте и т.п.).
  Уровень «вторичной идентификации» (варианты: «средний», «сюжетно- синтаксический», «отождествления с героем» медиатекста и др.). Отождествление с персонажем медиатекста. То есть способность сопереживать, поставить себя на место героя (ведущего), понимать его психологию, мотивы поступков, восприятие отдельных компонентов медиаобраза (деталь и т.д.).
  Уровень «комплексной идентификации» (варианты: «высокий», «авторско- концептуальный», «системный», «адекватный», «отождествление с автором» медиатекста и др.) Отождествление с автором медиатекста при сохранении «первичной» и «вторичной» идентификации (с последующей интерпретацией увиденного). То есть способность соотнесения с авторской позицией, что позволяет предугадать ход событий медиатекста «на основе эмоционально-смыслового соотнесения элементов сюжета», восприятия «авторской мысли в динамике звукозрительного образа», синтеза «мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях»

 

Приведенная выше классификация достаточно условна. Так как у школьников при наличии ярко выраженной «первичной идентификации» остальные уровни можно обнаружить в неразвитом, «свернутом» состоянии. В силу возрастных особенностей у школьников, как правило, преобладают уровни «первичной» и «вторичной» идентификации [1].

И взрослые, и дети обращаются к Интернету как к основному источнику информации и новостей. Известно, что младшие школьники еще пока не умеют моделировать свое поведение и планировать свои действия. Их пребывание в социуме – это копирование увиденного и услышанного. Если раньше два десятилетия назад большая часть поведенческих моделей была заимствована от родителей и педагогов, то на сегодняшний день младшие школьники уподобляются медиапродуктам – рекламе, видеоклипам, комиксам, мультфильмам и др.

Воздействие медиа на аудиторию, прежде всего – на учащуюся молодежь, не ограничивается эстетической сферой (формированием эстетического сознания), но и, как показывают многочисленные социологические исследования), имеет серьезное социальное, мировоззренческое влияние [2].

Нами был проведен опрос 32 педагогов специальных (коррекционных) учебных заведений Республики Крым. Данные педагоги являются учителями-предметниками, педагогами начальных классов, воспитателями групп продленного дня. Их воспитанниками являлись дети с задержкой психического развития, с сенсорными нарушениями (слуха и зрения), а также с речевой патологией. Так в ходе опроса выяснялись ответы на следующие вопросы:

1. Чем на Ваш взгляд опасен интернет?

2. Какие профилактические меры по предотвращению Интернет-зависимости проводятся в Вашем учебном заведении?

По результатам данного опроса 90 % педагогов признали вред неконтролируемого времяпрепровождения в интернете. В таблице 1 мы поместили распространенные ответы об опасных факторах Интернета, по мнению педагогов, на личность школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 2.

Содержание ответов на вопрос 1. «Чем на Ваш взгляд опасен интернет?»

№п/п Содержание ответа %
  «Приводит к раздражительности, усталости, стрессу…»  
  «Ухудшение физического здоровья…»  
  «Наличие большого количества агрессивной информации…»  
  «Пустое времяпрепровождение»  
  «Наличие негативной информации в открытом доступе …»  
  «Интернет-мошенничество»  
  «Появление эмоционального возбуждения, эйфории…»  
  «Не развиваются навыки социального общения»  
  «Анонимность, которая раскрепощает…»  

 

Большинство педагогов (89 %) отметили, что после пребывания в Интернет-пространстве обучающиеся часто испытывают раздражительность и усталость. Второй по распространенности ответ (88%) предполагал ухудшение физического здоровья учащихся. Очень многие отметили, что пребывание в Интернете – это пустое времяпрепровождение.

Также нами был задан вопрос о профилактических мерах по предотвращению интернет-зависимости в учебном заведении. В таблице 2 помещены ответы педагогов.

Таблица 3.

Профилактические меры по предотвращению Интернет-зависимости

 

Содержание ответа %
  Беседы с детьми  
  Беседы с родителями  
  Классные часы  
  Кружковая деятельность  
  Внеурочная деятельность  
  Спортивные секции  
  Запрет на использование гаджетов во время пребывания ребенка в школе  
  Консультации психолога  
  Приобщение к общественно полезному труду  
  Никакие  

 

Самым популярным ответом среди учителей была беседа с детьми. По мнению педагогов именно разъяснительный разговор с ребенком в нужном направлении сможет препятствовать негативному влиянию Интернета.

В этой связи мы также предложили педагогам ответить на вопрос «Какие увлечения есть у ваших обучающихся?». Результаты данного опроса помещены в таблицу 4.

Таблица 4.

Интересы и увлечения школьников специальных (коррекционных) школ.

 

Вид увлечения %
  Компьютерные игры  
  Современные танцы  
  Спорт  
  Социальные сети  
  Просмотр фильмов  
  Снимать видео и выкладывать на канале YOU-TUBE  
  Просмотр видео-обзоров блоггеров  
  Увлечение гаджетами  
  Рисование  
  Прогулки во дворе  
  Чтение книг (фэнтези)  
  Посещение кружков по интересам  

 

Все ответы нами ранжировались по частоте употребления. Так в пятерку любимых увлечений школьников, по мнению учителей, входили компьютерные игры (84 %), увлечения такими современные танцами, как D’N’B танцы, JAZZ-FUNK танцы, уличные танцы (75 %), спорт (53 %). Однако последнее увлечение педагоги затруднились дифференцировать по его видам и не смогли уточнить, какими же видами спорта занимаются школьники. Пятерку лидеров завершали такие позиции как социальные сети и просмотр фильмов. Так же, как и первая позиция, они напрямую связаны с использованием Интернета, поэтому в своем опросе мы умышленно просили уточнять педагогов, что в действительности нравится детям и какие занятия их привлекают в Интернет-пространстве. Помимо вышеуказанных позиций «Интернет-увлечениями» были снятие и выкладывание видео на канале YOU-TUBE, просмотр видео-обзоров популярных среди молодежи блоггеров. Педагоги отмечали, что лишь некоторая часть младших школьников самостоятельно могла размещать снятые ролики на канале, остальные прибегали к помощи родителей или старших братьев, сестер, сверстников.

Медиа предлагают образцы межличностных отношений и сценарии их реализации, а также культивируют определенные культурные нормы. Однако образцы могут быть как позитивными – конструктивными, так и негативными – антисоциальными, деструктивными. Последнее явление имеет тенденцию большего распространения и увеличения негативного контента. В связи с этим особое значение приобретает понятие «медианасилие», к которому можно отнести изображения угроз физического и психического насилия.

Можно наметить основные направления профилактических мер:

1. Диагностико-консультативная работа.

2. Информационно-просветительская работа.

Каждое из направлений ставит конкретные задачи в общей системе профилактических мер по предотвращению Интернет-зависимости.

Диагностико-консультативная работа может вовремя осветить возможные проблемы с учащимися и предложить индивидуальный формат как с отдельным ребенком, так и с группой учащихся. На сегодняшний в современных коррекционных учреждениях самыми распространенными видами данной работы являются консультации психолога и беседы с учащимися и их родителями. Особое внимание также хотелось бы обратить на такой формат исследования как наблюдение, которое позволяет постоянно при правильно организованной работе получать необходимую информацию.

Цель информационно-просветительской работы заключается в донесении адаптивной информации согласно возрастным особенностям учащихся о возможностях современных медиа. Здесь лидирующие позиции занимают тематические классные часы, кружковая работа, внеурочная деятельность. Согласно нашему опросу ни в одном коррекционном заведении Республики Крым на сегодняшний день не включен в учебно-воспитательный процесс медиа-кружок. Именно его программа позволила бы рассмотреть детально воздействие информационной среды на личность человека и научила бы в дальнейшем учащихся более грамотно разбираться в медиа-пространстве.

В нашем современном обществе невозможно скрыться от многочисленных информационных потоков. Поэтому научить работать с информацией учащихся – приоритетная задача современной педагогики и непосредственно каждого педагога. Своевременная и грамотно отлаженная работа педагогов может способствовать уменьшению негативного влияния у младших школьников в процессе восприятия информации в Интернет-пространстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: